Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Тема урока «Основания»

Тема урока «Основания»

Цель урока:

Ознакомление с одним из основных классов неорганических веществ; формирование понятия о качественных реакциях; формирование навыков лабораторной техники; развитие абстрактного мышления учащихся.

Оборудование:

1. Кодоскоп

2. Палитра лабораторных опытов

3. Чашка Петри

4. Химические стаканчики, стеклянные трубочки, колбы.

Реактивы:

1. Растворы гидроксида калия и соляной кислоты;

2. Сульфат меди – II,

3. Хлорид железа – III,

4. Индикаторы.

Ход урока:

1. Разминка: повторение знаков химических элементов.

2. Повторение понятий о степени окисления, правил определения степеней окисления в веществах, составление формул бинарных соединений.

Четыре человека у доски работают по карточкам.

Повторение в виде эврестической беседы:

– Что такое степень окисления?

– Чему равна степень окисления кислорода во всех соединениях?

– Чему равна степень окисления водорода во всех соединениях?

– Чему равна степень окисления простого вещества?

– Чему равна алгебраическая сумма степеней окисления элементов в веществе?

Диктант (учащиеся пишут первую букву в названии явления или элемента)

1. Вещества, состоящие из двух элементов, один из которых – кислород со степенью окисления – 2. (Оксиды)

2. Как называют соединения металлов с серой? (Сульфиды).

3. Как называют соединения металлов с азотом? (Нитриды).

4. Латинское название кислорода? (Оксигениум).

5. Русское название элемента, который по латыни называется «гидрогениум» (Водород).

6. Явление существования одного и того же элемента в виде нескольких простых веществ (Аллотропия).

7. Латинское название азота (Нитрогениум).

8. Заряженные частицы, в которые превращаются атомы при отдаче или присоединении электронов (Ионы).

9. Положительно заряженная частица, располагающаяся в центре атома (Ядро).

Получилось слово «ОСНОВАНИЯ» – тема нашего урока.

Определение оснований:

Ме+ (ОН)-n

Составление формул: NaOH, KOH, Ca(OH)2, Al (OH)3

Рассказ о наиболее значимых основаниях. Принцип названий:

KOH – едкое кали,NAOH – едкий натр, Ca(OH)2 – гашеная известь.

Классификация оснований.

Растворимые – щелочи Нерастворимые

Демонстрация:

Растворение щелочей в воде, получение нерастворимых оснований, гидроксида меди – II, гидроксида железа – II. I

Введение понятия о качественных реакциях.

Демонстрационные опыты:

Окраска индикаторов в растворах щелочей и кислот.

Объяснение слова «индикатор»

Закрепление:

Лабораторные опыты: окраска индикаторов в растворах кислот и щелочей.

Работа с таблицей №4 учебника.

Домашнее задание:

§19, таблица №4, задание 5 после параграфа.

Задания на карточках:

1 вариант

Определить степень окисления элементов:CL2O, CL2O3, PCl3, Cl2O7, Cl2

2 вариант

Определить степени окисления элементов: CrO, CrO3, Cr2O3, Cr, Cr2S3

3 вариант

Определить степень окисления элементов: MnCl2, Mn, MnO2, Mn2O7

4 вариант

Определить степень окисления элементов: SO2, H2S, SO3, Al2S3, S

Т. А. Погребняк, МОУ "Средняя школа №5", г. Саратов

Метки: Химия