Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

  • Библиотека
  • Химия
  • Атомоход «Ломоносов». Урок – путешествие по теме «Первоначальные химические понятия»

Атомоход «Ломоносов». Урок – путешествие по теме «Первоначальные химические понятия»

Атомоход «Ломоносов». Урок – путешествие по теме «Первоначальные химические понятия»

Цели урока:

1. Образовательные – повторение, закрепление, систематизация знаний по теме «Первоначальные химические понятия»

2. Воспитательные – формирование у учащихся интереса к химии

3. Развивающие – развитие мыслительных способностей учащихся, развитие познавательного интереса путем использования информационной технологии, расширение кругозора учащихся

В каждом настоящем человеке скрыт ребенок, который хочет выйти и начать играть!

Ф. Ницше

Есть на свете наука, без которой сегодня невозможно воплотить в жизнь самые фантастические проекты и сказочные мечтания. Это – ХИМИЯ. В ее копилке немало таких чудес, перед которыми бледнеют фантазии лучших сказочников в мире: словно Золушку в принцессу превращает она графит в блестящий алмаз, придает бумаге прочность металла, а металл наделяет __________памятью. Недаром ее называют волшебницей и чудесницей: она кормит, поит, одевает, лечит, стирает, добывает полезные ископаемые, позволяет подняться в космос и опуститься на дно океана.

Ход урока

I. Подготовка к путешествию

Подготовку к уроку начинаю заранее. Учащимся сообщаю основные этапы заданий и указываю, какие параграфы учебника необходимо повторить. Ребята по Интернету ищут картинки атомоходов, штурвал, которые будут использованы на уроке – презентации и должны быть прикреплены к переносной доске, и нарисовать с помощью программы Microsoft Power Point жетоны в форме штурвала. Из числа учащихся назначаю одного ученика на роль штурмана. Этим учеником может быть любой учащийся из класса, не обязательно тот, кто хорошо владеет материалом. Поэтому штурмана можно назначать непосредственно в начале урока.

II. Путешествие

Я: Любой человек, невзирая на возраст, любит путешествовать! Вот и вас я приглашаю совершить вместе со мной путешествие на прекрасном атомоходе: Вы – пассажиры, я – капитан, и еще у нас будет штурман – мой помощник – Колесова Лена. Она будет работать со штурвалом и указывать маршрут нашего следования. Сегодня ваши тетради будут «судовыми журналами». Пора отправляться в путь. Но вот беда, я забыла название нашего атомохода. Как узнать, на каком из них мы отправимся в плавание? Но ничего непоправимого нет. Нам нужно решить кроссворд, ключевым словом которого и является название нашего корабля (кроссворд изображен на слайде).

По желанию один за другим девять человек дают названия элементов в соответствующую графу по порядку (на мониторе последовательно высвечиваются правильные ответы). Ученик за каждый правильный ответ получает жетон.

Задание:

заполнить пустые клетки русскими названиями следующих химических элементов:

1. C, 2. O, 3. Al, 4. N, 5. Zn, 6. I, 7. P, 8. H, 9. Pb.

Ответы (по вертикали):

1. Углерод. 2. Кислород. 3. Алюминий. 4. Азот. 5. Цинк. 6. Йод. 7. Фосфор. 8. Водород. 9. Свинец.

(по горизонтали):

10. Ломоносов.

Учитель. Итак, мы отправляемся в путь на атомоходе «Ломоносов». В наших «судовых журналах» мы будем записывать весь маршрут следования. У каждого ученика на столе находится таблица, куда включены: этапы маршрута, прохождение маршрута, количество жетонов. (у меня на слайде появляется такая таблица).

Этапы маршрута Прохождение маршрута Количество жетонов

Кроссворд

Бухта Основных Понятий

Море Химических Знаков

Поток Экологически Чистой Воды

Канал Расчетных Задач

Графа «Прохождение маршрута» заполняется в том случае, когда имеется письменное задание. В последней графе ученик, получивший жетон, ставит знак «+».

Штурман. Капитан! Как нам выйти из бухты «Основных Понятий»?

Учитель. Сообщение принято. Отметим в своих «судовых журналах» эту бухту. А чтобы выйти из бухты, нам нужно правильно ответить на вопросы.

Я провожу фронтальный устный опрос. Учащиеся отвечают на вопросы с места, за каждый правильный ответ получают жетон. Я вызываю учеников, на обдумывание ответа дается 5 секунд. Если ученик не отвечает на вопрос, то этот вопрос переходит к другому.

Вопросы:

1. Что изучает химия?

2. Какие вещества называют простыми? Приведите примеры.

3. Какие вещества называют сложными? Приведите примеры.

4. Что называется химическим элементом? Почему нельзя отождествлять понятия «химический элемент» и «простое вещество»?

5. Что такое относительная атомная масса элемента?

6. Что показывает индекс?

7. Что такое относительная молекулярная масса элемента?

Ответы:

1. Химия – это наука о веществах, их свойствах, превращениях одних веществ в другие и явлениях, которые сопровождают эти превращения.

2. Простыми называют вещества, состоящие из атомов одного химического элемента (кислород, водород).

3. Сложными называют вещества, состоящие из атомов разных химических элементов (вода, хлорид натрия).

4. Химический элемент – это определенный вид атомов. Химический элемент может входить как в состав простых, так и в состав сложных веществ. А простое вещество не может входить в состав сложных веществ.

5. Относительная атомная масса элемента есть отношение массы атома данного элемента к 1\12 массы атома углерода; это безразмерная величина.

6. Индексами называют числа, которые показывают, сколько атомов содержится в молекуле.

7. Относительная молекулярная масса вещества представляет собой сумму относительных атомных масс элементов, образующих данное вещество.

Учитель. Справившись с заданием, вы получили разрешение на выход в море. Теперь можно немного отдохнуть. У каждого ученика на столе находятся таблицы для игры «Крестики – нолики». (у меня на слайде появляются такие таблицы). На размышление отводится 10 -15 секунд. Первые два ученика, поднявшие руку, отвечают на задание. За правильный ответ ученик получает жетон. Если ответ неправильный, то вызываю другого ученика. (у меня на слайде появляются правильные ответы. )

Вы конечно, умеете играть в «крестики и нолики». Найдите выигрышные пути на следующих таблицах, где их составляют названия либо металлов, либо неметаллов.

Хлор Ртуть Золото
Кремний Азот Кислород
Никель Водород Железо
Барий Кремний Кальций
Калий Магний Углерод
Фосфор Хлор Алюминий

При игре в «крестики и нолики» в горизонтальном, вертикальном или диагональном направлении следует соединить прямой линией три клетки по признаку, являющемуся общим для всех веществ, приведенных в этих клетках. Признак указываю я (неметаллы и металлы).

Штурман. Капитан, мы входим в Море Химических Знаков.

Я провожу химический диктант. У каждого ученика на столе находятся листочки. В ходе химического диктанта класс делится на два варианта. Я диктую русское название 10 химических элементов для каждого варианта. А ученики должны записать на своих листочках в столбик химические знаки названных элементов. Затем работы сдаются мне. За эту работу ученики не получают жетона; она оценивается индивидуально, по 5 бал. системе: два правильных ответа – один балл. Работы проверяются мной после урока.

Учитель. Основными законами современной химии являются: закон сохранения массы, открытый М. В. Ломоносовым в 1748 году, и закон постоянства состава вещества, сформулированный французским химиком Жозефом Луи Прустом в 1801 году. Д. Дальтон в 1803 году ввел понятие эквивалента, предложил считать атомную массу водорода равной единице и определил атомные массы кислорода, углерода, азота, серы, фосфора. Он предложил обозначать химические элементы знаками в виде кружков. Но число открываемых элементов возрастало и кружков разного рода недоставало для обозначения всех элементов. В 1813 году шведский ученый Я. Берцелиус предложил простую систему обозначений: химические элементы стали обозначать одной – двумя начальными буквами латинских названий. С тех пор хлор обозначают – Cl, магний – Mq, алюминий – Al, кремний – Si, калий – K, натрий – Na, цинк – Zn, железо – Fe, медь – Cu, кальций – Ca и т. д.

Штурман. Капитан, море разволновалось и нас несет к потоку Экологически Чистой Воды.

Учитель. Сообразительность – качество, нужное всегда и везде, в том числе и на море. Для следующего задания вам понадобятся практические умения. Для проведения эксперимента приглашаю двух «пассажиров».

Задание. Собрать штатив. Приготовить фильтр и провести фильтрование смеси. На выполнение задания отводиться одна минута. За это время ученики должны собрать штатив, приготовить фильтр и провести фильтрование смеси, хотя бы ее части. За правильное выполнение каждый ученик получает жетон. В ходе эксперимента я слежу за работой учащихся, затем комментирую и оцениваю их работу.

Учитель. Штурман! Взять курс к последнему пункту нашего маршрута. Пассажирам отметить в своих «судовых журналах». Наступил самый ответственный момент в нашем плавании: нам нужно пройти Канал Расчетных Задач. Вы можете это сделать в том случае, если справитесь с заданиями. Решив задачи, вы получите право войти в порт. Все зависит от вас. Старайтесь, а иначе нам всем придется всю жизнь болтаться в море, как «Летучему Голландцу».

Идет самостоятельная работа по решению задач. Учащиеся выполняют это задание по вариантам в тетрадях. После окончания работы ребята обмениваются тетрадями и проверяют друг у друга. (на слайде появляется правильное решение 1 – го варианта, затем 2 – го варианта. У кого задача выполнена правильно, тот ученик получает жетон.

Задачи

Iвариант IIвариант

1) Укажите значения относительной атомной массы Ar для элементов:

N, S, C, Fe, O H, Cl, P, Fe, Cu

2) Найдите относительную молекулярную массу Mrдля веществ:

HCl, NaOH MqO, KOH

Решение

Iвариант IIвариант

1) Ar(N) =14 1) Ar(H) =1

Ar(S) =32 Ar(Cl) =35,5

Ar(C) =12 Ar(P) =31

Ar(Fe) =56 Ar(Fe) =56

Ar(O) =16 Ar(Cu) =64

2) Mr(HCl) =1+35,5=36,5 2) Mr(MqO) =24+16=4

Mr(NaOH) =23+16+1=40 Mr(KOH) =39+16+1=56

Я подвожу итоги урока (каждый ученик сдает мне жетоны), выставляю оценки за работу.

Ученики, набравшие два или более жетонов, получают оценку «5»; один жетон – «4». Я не ставлю перед собой цель выставить «двойки» учащимся, плохо подготовленным к уроку, поэтому ученикам, которые в ходе урока не получили ни одного жетона, я говорю о том, что очень жаль, что во время путешествия некоторые «пассажиры» проспали и пропустили много интересного. Я объявляю о том, что оценки за химический диктант будут выставлены на следующем уроке.

Учитель. Уважаемые пассажиры атомохода «Ломоносов», наше путешествие подошло к концу. Спасибо вам за то, что вы помогли осуществить мне это плавание. И если оно вам понравилось, то подумайте о том, куда бы вы захотели отправиться в следующий раз.

1. Штурман. Капитан! Как нам выйти из бухты «Основных Понятий»?

2. Штурман. Капитан, мы входим в Море Химических Знаков.

3. Штурман. Капитан, море разволновалось и нас несет к потоку Экологически Чистой Воды.

4. Штурман. Есть, капитан! Курс взят к последнему пункту нашего маршрута – Канал Расчетных Задач.

Самостоятельная работа

I вариант

1. Натрий

2. Азот

3. Медь

4. Углерод

5. Калий

6. Водород

7. Литий

8. Бром

9. Ртуть

10. Фосфор

II вариант

1. Железо

2. Сера

3. Магний

4. Кислород

5. Кальций

6. Хлор

7. Серебро

8. Фтор

9. Цинк

10. Кремний

Решение задач

I вариант

1) Укажите значения относительной атомной массы Ar для элементов:

N, S, C, Fe, O

2) Найдите относительную молекулярную массу Mr для веществ:

H O, H SO

II вариант

1) Укажите значения относительной атомной массы Ar для элементов:

H, Cl, P, Fe, Cu

2) Найдите относительную молекулярную массу Mr для веществ:

Na O, H SiO

В. Н. Колодько, МБОУ СОШ №3, п. Орловский, Орловский район, Ростовская область

Метки: Химия