Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Тема: Загрязнение окружающей среды и его последствия. 9 класс

Тема: Загрязнение окружающей среды и его последствия. 9 класс

«Раскинувшись на огромном пространстве в двух частях света , мы являемся обладателями в своем роде единственных сокровищ природы. Это такие же уники , как картины,например, Рафаэля,– уничтожить их легко но воссоздать нет возможности»

Академик И. П. Бородин о природе Жигулей

(Слайд 2)

Цель урока: познакомить учащихся с задачами, стоящими перед экологией человека, с современными экологическими проблемами, связанными с ухудшением здоровья людей; выявить зависимость между состоянием окружающей среды и уровнем здоровья человека; установить связь между понятиями "охрана окружающей среды" и "охрана здоровья", последствиями загрязнения окружающей среды на примере Могутовой горы.

Задачи урока:

образовательная: раскрыть сущность понятия «загрязнение среды»; познакомить с подходами к классификации загрязнений окружающей среды; сформировать знания о влиянии загрязнения на естественные процессы биосферы;

воспитательная: показать значение экологии; раскрыть роль и место экологического образования и экологического воспитания в общей системе образования современного человека; продолжить патриотическое воспитание на примере бережного отношения к природе родного края.

развивающая: развивать логическое мышление путем применения ролевой игры; совершенствовать умения работать с текстом учебника, схемами.

Оборудование: картина с изображением различных природных ландшафтов и различных климатических зон, различных экологических катастроф, сравнительная таблица, книга «Могутова гора и ее окрестности»

Технические средства: компьютер, мультипроектор, электронная презентация, «Загрязнение окружающей среды»

Тип урока: освоение новых знаний

Структура урока:

I. Организационный момент (включение учащихся в работу).

II. Основная часть

1. Вступительное слово учителя: Зачитываю отрывок из книги «Могутова гора и ее окрестности»: «Природа дает нам все, а мы неумело пользуемся дарованным капиталом. Могутова гора показательна в этом отношении. Несмотря на доказанную первостепенную научную ценность ,высочайшую эстетику, гора продолжает разрушаться. Действующий карьер вгрызается в тело и то ,что складывалось миллионами лет – удивительная каменная летопись ,превращается в строительные материалы. Тысячи людей взбираются на гребни Могутовой горы и после себя оставляют горы мусора, а также становятся причиной пожаров, коренным образом изменяющих природу. » 1/3 Могутовой горы превращена в строительные материалы (Слайд 3)

Человек имеет двойную сущность: мы – представители живых организмов и мы же социальные личности. Человек, как и любой другой биологический вид, испытывает на себе воздействие всех природных факторов среды. Одновременно с этим, в отличие от животных, он своей практической деятельностью изменяет среду, создавая искусственные условия.

2. На этом этапе урока вводятся понятия: "среда обитания человека как совокупность всех условий живой и неживой природы"; "природная среда", "социальная среда". При раскрытии содержания последнего понятия на конкретных примерах показывается, что материальные и культурные ценности, создаваемые людьми, имеют большое значение для их жизни и здоровья, материального и духовного благополучия. Затем в ходе беседы выясняется роль человека в природе как мощного экологического фактора, изменяющего облик планеты. Подчеркивается, что проблема взаимодействия человека с окружающей средой относится к важнейшим проблемам современности. Ее изучением занимается экология человека – наука, рассматривающая закономерности взаимодействия людей с окружающей средой. Здесь же учащиеся знакомятся с проблемой ухудшения здоровья людей, связанного с изменением качества окружающей среды. Вводится понятие "здоровье человека" как процесс сохранения и развития физической работоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его жизни. Уместно отметить, что сохранению и улучшению здоровья каждого отдельного человека и населения в целом служит здравоохранение, включающее в себя комплекс социально-экономических и медицинских мероприятий, направленных на сохранение здоровья людей. (Слайд 4)

3. При выявлении основных причин ухудшения здоровья людей, учитель отмечает, что многие аллергические, онкологические и лучевые болезни являются следствием загрязнения окружающей среды. Можно дать следующее определение этому понятию: загрязнение окружающей среды – это не только внесение чужеродных веществ, но и всякое нежелательное изменение физических, химических и биологических свойств окружающей среды.

4. На этом этапе урока можно познакомить учеников и с видами загрязнения окружающей среды: химическим, радиоактивным, электромагнитным, пылевым, вирусным, шумовым; на конкретных примерах раскрыть опасность каждого из них для здоровья людей. Так, шум ухудшает самочувствие, настроение, снижает работоспособность человека, непосредственно сказывается на его поведении в коллективе и семье, действует на психическое состояние людей.

В последние годы наблюдается усиление бактериального и вирусного загрязнения среды.

Появлению новых форм болезнетворных бактерий и вирусов способствует химическое загрязнение среды обитания человека. Вирусное загрязнение – причина возникновения новых, неизвестных ранее болезней. Электромагнитные поля также влияют на рост и функции организма человека.

5. На этом этапе проводится игра « Суд будущих поколений»

Игра « Суд будущих поколений»

Участники процесса:

Свидетели:1Трилобит

2Мамонт

3. Ученики 9 класса

Ответчик : Землянин.

Обвинитель: Человек из будущего.

Защитник: Ученик 9 класса.

Судья: Время.

У каждого участника процесса соответствующие таблички. (Слайд 6)

Ход суда.

Человек из будущего: Мы обвиняем вас в загрязнении окружающей среды, уничтожении прекрасной Могутовой горы, которую мы знаем только по картинкам

1. Нерациональное использование запасов пресной воды, нам ее вообще не досталось. Мы сегодня пресную воду добываем синтетическим путем : кислород мы берем из воздуха водород разложением гелия. Таким образом мы тратим драгоценный кислород . А ведь еще в начале 21 века предупреждали вас : запасы пресной воды очень малы и составляют лишь около 3% общего объема вод суши. Но вы не слышали : По данным ООН на начало 2000-х годов более 1,2 млрд людей жили в условиях постоянного дефицита пресной воды, около 2 млрд страдали от него регулярно. К середине ХXI века численность живущих при постоянной нехватке воды превысило 4 млрд человек . А вы продолжали загрязнение рек и озер. (Слайд 7)

2. Загрязнение рек и озер. Донести до мусорного бака свой мусор вам было тяжело. Все это попадало в водоемы. Синтетические продукты очень долго не разлагались ,а при разложении выделяли токсины .

3. Промышленные предприятия считали реки ,озера, моря и даже Мировой океан сточной канавой, все выбросы ,все отходы уходили в водоемы.

4. Бесконтрольное и неграмотное применение гербицидов и пестицидов ежегодно приводило к исчезновению 13 миллионов гектаров леса с лица Земли. Флора, составляющая основу жизни на нашей планете, лишилось одной пятой части, которая уже сейчас находится на грани вымирания. Исчезли трилобиты ,исчезли мамонты и многие другие организмы. Во всем виноват человек.

5. Всю планету вы опутали электромагнитными полями ,увеличивая тем самым онкологические заболевания.

6. Бесконтрольная работа микробиологов, подчиненная власти денег ,привело к вирусному и бактериальному загрязнению среды. (Слайд 7)

Судья: Современная эпоха имеет множество эпитетов: электронная, космическая, ядерная. Сегодня ее еще называют эпохой глобальных проблем, которые касаются всего человечества. Решение их зависит от поступков каждого из нас. Одна из глобальных проблем – экологическая, связанная с разрушением окружающей среды.

Окружающая нас природа серьезно больна. Ежегодно с лица Земли исчезает не 13 ,а 11 млн. гектаров леса (на классной доске прикрепляет табличку с этой цифрой). Это в 10 раз превышает масштабы лесовосстановления. Параллельно с этим идет процесс опустынивания. Он ежегодно изымает из сельскохозяйственного производства 6 млн. гектаров земель. А мы знаем, что сейчас от хронического голода и недоедания страдает более 1 млрд. человек. Многие страны мира сталкиваются с серьезными проблемами нехватки чистых пресных вод. Ежегодно в водоемы попадает огромное количество неочищенных сточных вод. К началу 30-х гг. объем сточных вод превысил в мире 1 тыс. м3, или 5% от "водного пайка". Среди наиболее загрязненных рек мира Дунай, Рейн, Сена, Миссисипи, Волга, Днепр. Россию уже не удивить высокими показателями сероводорода в атмосфере и превышением пределов допустимости вредных веществ в реках. И почти никто не поверит, что здесь сохранились абсолютно нетронутые цивилизацией уголки природы. А между тем среди живописных лесов республики Марий Эл протекают кристально чистые воды реки Вончи. Она признана самой чистой во всём мире! Это удивительно красивые места, речка просто блестит от хрустальной чистоты своих вод.

На каждого жителя планеты ежегодно добывается 20 т минерального сырья, 98% его в виде отходов поступает затем в почву, воду, воздух. Масса отходов и загрязняющих веществ достигла 40 млрд. тонн. (Слайд 8)

Что же такое загрязняющее вещество?

На этот вопрос отвечают учащиеся.

Ответы учащихся.

Предполагаемые ответы. :1)Загрязняющее вещество – это любое вещество, не свойственное естественному природному состоянию. 2) Вещество считается загрязняющим, если оно встречается в ненадлежащем месте, в ненадлежащее время и в ненадлежащем количестве.

Судья: Загрязнение окружающей среды ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, существование растительности и животного мира. В древние времена, когда человек был еще собирателем и охотником, он находился в более гармоничном единстве с окружающей природой и полностью зависел от нее. С развитием техники люди становились сильными, даже всемогущими. Они уже могли покорять и подчинять природу во благо себя. Что, Земляне , можете сказать в свое оправдание. Признаете ли вы свою вину?

Ответчик: Сегодня я отвечаю за все человечество. Вину не признаю. По первому пункту я не считаю себя виновным ,мы сделали все возможное для экономии воды.

1. Мы предложили способы экономии воды в быту. Проводили акции «Чистая вода». Распространяли буклеты « Способы экономии воды». Устраивали пикеты у промышленных предприятий с требованием усовершенствования безотходного производства.

2. Существование человека всегда сопровождается в первую очередь голодом. Эта проблема №1 и нашего века. И только применение гербицидов и пестицидов способствуют большому урожаю или всю нашу продукцию уничтожают злостные сорняки и вредные насекомые. Человечество работает над этой проблемой. Применение растений– сидератов сокращает применение минеральных удобрений и гербицидов, биологическая защита -применение инсектицидов, пестицидов.

3. Причина исчезновения растений и животных кроется не только в хозяйственной деятельности человека . Этому способствует и сама природа без всякого вмешательства человека. Ведь исчезли и псилофиты, и динозавры, и многие другие задолго до появления человека.

4. Мы – часть природы. Ведь вы не обвиняете муравьев в захвате планеты Земля– сегодня это наблюдается. Сотовые телефоны ,микроволновки, мультиварки ,телевизоры– это наше изобретение. А без электромагнитного поляна планете не было бы жизни. Мы просто улетели бы с поверхности под воздействием гравитации. (Слайд 9)

Человек из будущего: Физиологическое воздействие на человеческий организм главных загрязнителей чревато самыми серьезными последствиями. Так, диоксид серы, соединяясь с влагой, образует серную кислоту, которая разрушает легочную ткань человека и животных. Особенно четко эта связь прослеживается при анализе детской легочной патологии и степени концентрации диоксида серы в атмосфере крупных городов. Ваши дети болеют из-за загрязненности атмосферы. Слайд

Пыль, содержащая диоксид кремния (Si02), вызывает тяжелое заболевание легких – силикоз. Оксиды азота раздражают, а в тяжелых случаях и разъедают слизистые оболочки, например, глаз, легких, участвуют в образовании ядовитых туманов и т. д. Особенно опасны они, если содержатся в загрязненном воздухе совместно с диоксидом серы и другими токсичными соединениями. В этих случаях даже при малых концентрациях загрязняющих веществ возникает эффект синергизма, т. е. усиление токсичности всей газообразной смеси.

Широко известно действие на человеческий организм оксида углерода (угарного газа). При остром отравлении появляются общая слабость, головокружение, тошнота, сонливость, потеря сознания, возможен летальный исход (даже спустя 3--7 дней). Однако из-за низкой концентрации СО в атмосферном воздухе он, как правило, не вызывает массовых отравлений, хотя и очень опасен для лиц, страдающих анемией и сердечно-сосудистыми заболеваниями, поэтому у вас смертность от сердечных заболеваний занимает второе место, а в будущем и первое место.

Среди взвешенных твердых частиц наиболее опасны частицы размером менее 5 мкм, которые способны проникать в лимфатические узлы, задерживаться в альвеолах легких, засорять слизистые оболочки.

Весьма неблагоприятные последствия, которые могут сказываться на огромном интервале времени, связаны и с такими незначительными по объему выбросами, как свинец, бенз(а)пирен, фосфор, кадмий, мышьяк, кобальт и др. Они угнетают кроветворную систему, вызывают онкологические заболевания, снижают сопротивление организма инфекциям и т. д. Пыль, содержащая соединения свинца и ртути, обладает мутагенными свойствами и вызывает генетические изменения в клетках организма.

Антропогенные выбросы загрязняющих веществ в больших концентрациях и в течение длительного времени наносят большой вред не только человеку, но отрицательно влияют на животных, состояние растений и экосистем в целом.

В экологической литературе описаны случаи массового отравления диких животных, птиц, насекомых при выбросах вредных загрязняющих веществ большой концентрации (особенно залповых). Так, например, установлено, что при оседании на медоносных растениях некоторых токсичных видов пыли наблюдается заметное повышение смертности пчел. Наши дети знают про пчел только по картинкам , так же как вы про стеллерову корову. Что касается крупных животных, то находящаяся в атмосфере ядовитая пыль поражает их в основном через органы дыхания, а также поступая в организм вместе со съеденными запыленными растениями.

В растения токсичные вещества поступают различными способами. Установлено, что выбросы вредных веществ действуют как непосредственно на зеленые части растений, попадая через устьица в ткани, разрушая хлорофилл и структуру клеток, так и через почву на корневую систему. Так, например, загрязнение почвы пылью токсичных металлов, особенно в соединении с серной кислотой, губительно действует на корневую систему, а через нее и на все растение. ^

Загрязняющие газообразные вещества по-разному влияют на состояние растительности. Одни лишь слабо повреждают листья, хвоинки, побеги (окись углерода, этилен и др. ), другие действуют на растения губительно (диоксид серы, хлор, пары ртути, аммиак, цианистый водород и др. ) (слайд). Особенно опасен для растений диоксид серы (S02), под воздействием которого гибнут многие деревья, и в первую очередь хвойные – сосны, ели, пихты, кедр.

В результате воздействия высокотоксичных загрязнителей на растения отмечается замедление их роста, образование некроза на концах листьев и хвоинок, выход из строя органов ассимиляции и т. д. Увеличение поверхности поврежденных листьев может привести к снижению расхода влаги из почвы, общей ее переувлажненности, что неизбежно скажется на среде ее обитания.

Способна ли растительность восстановиться после снижения воздействия вредных загрязняющих веществ? Во многом это будет зависеть от восстанавливающей способности оставшейся зеленой массы и общего состояния природных экосистем. В то же время следует заметить, что невысокие концентрации отдельных загрязнителей не только не вредят растениям, но и, как, например, кадмиевая соль, стимулируют прорастание семян, прирост древесины, рост некоторых органов растений. А это привело к тому ,что на планете растут только сорняки. Ни хвойных , ни лиственных растений не осталось.

Судья: Выслушаем свидетелей.

Трилобит: Мы– вымерший класс,организмы палеозоя. Тип членистоногих. Мы были морскими жителями и как большинство современных членистоногих имели хитиновый экзоскелет. Тело трилобитов состояло из трёх вертиклаьных частей (долей), что дало название классу трилобиты ("trilobita" в переводе с латинского "трёхдольный"). В нижней части тела, под панцирем, трилобиты имели двуветвистые конечности. Могутова гора это– наши пирамиды ,подобно египетским. Все современные горы образованы останками моих родственников. Разрушая эти горы вы разрушаете наши могилы.

Мамонт: Жили мы в эпоху плиоцена. Исчезли мы после появления охотников. Но обвинить этих маленьких людей в уничтожении мамонтов я не вправе. Да они питались нашим мясом, устраивали ловушки, но они же и поклонялись нам,рисовали наши портреты. А погибли мы из-за похолодания. Да шкура наша спасала нас от морозов. Но снег и морозы лишили нас кормов, ведь мы питались растениями. Жили мы и на территории нынешней Самарской области.

Ученики 9 класса. Высказываются в защиту человечества.

Судья: Постанавляю:

1Учащимся 9 класса подготовить презентацию о состоянии Могутовой горы, опубликовать эту работу .

2Изучить и выработать план мероприятий по сохранению флоры и фауны Ставропольского района.

3. Изучить материалы по использованию бестопливных источников энергии ,составить спавочник.

4. Изучить содержание примесей в составе питьевой воды п. Приморский .

5 Продолжить работу по экологическому просвещению жителей п. Приморский, для этого составить и распространить буклеты на тему : «Сроки разложения различных видов отходов. »

Закрепление знаний:

В конце урока, в ходе беседы проводится закрепление знаний, дома учащимся рекомендуется ознакомиться с дополнительной литературой по данной теме и выполнить задание для самостоятельной работы.

Задания для закрепления знаний.

Тестовые задания( Слайд10)

1. Какая часть Могутовой горы превращена в строительные материалы?

А)1/3 Б)1/2 В) 1/5 Г)0

2. Самая чистая река в мире

А) Волга Б)Вонча В)Нева Г) Днепр

3. Сколько процентов составляют запасы пресной воды от общего количества вод суши?

А)50 Б)5 В)3 Г)10

4. Самое опасное вещество для хвойных

А) Углекислый газ Б)Угарный газ В) Азот Г) Диоксид серы

Домашнее задание:Учащиеся получают индивидуальные задания по постанавлению судьи.

РефлексияСлайд№

У каждого ученика карточка с смайликами без изображения лица -учащиеся дорисовывают соответственно настроению

Эпилог

Простите меня, мои горы!

Простите меня, мои реки!

Простите меня, мои нивы!

Простите меня, мои травы!

М. Цветаева

(Слайд 11)

Н. М. Ахметвалиева, ГБОУ ООШ п. Приморский м. р. Ставропольский Самарская область

Метки: Химия