Тема урока: Алканы. 10 класс, профильный уровень
Тема урока: Алканы. 10 класс, профильный уровень
Цель: Сформировать представления о составе, строении и изомерии алканов.
Задачи:
– Образовательные. Получить первоначальные представления о алканах (общая формула, гомологический ряд алканов, их состав и строение).
– Воспитательные. Формирование научной картины мира: показать действие законов диалектики (переход количественных изменений в качественные), при изучении гомологии, продолжить воспитывать культуру поведения в обществе, нравственность через изучение темы углеводороды.
– Развивающие. Развитие логического мышления: продолжить развивать у учащихся умения наблюдать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Урок формирования новых знаний и умений.
Тип урока: комбинированный
МПС: физика, геометрия.
Оборудование:
– ПК
– проектор
– экран
– опорная схема «Алгоритм составления названия алканов с разветвленной цепью»
– приложение: презентации «Алканы», «Виртуальная лаборатория» – ЦОР
Планируемые результаты обучения:
Учащиеся должны знать общую формулу алканов, уметь составлять формулы конкретных представителей и дать названия, понимать смысл понятия предельные углеводороды, получить представление об их строении.
Основные понятия:
– Алканы. Предельные УВ. Насыщенные УВ.
– Гомологический ряд. Гомологи. Гомологическая разность.
– Строение алканов: тип гибридизации – sр3,
валентный угол – 109˚28',
длина С-С связи – 0,154 нм, прочная связь (σ «сигма» – связь)
форма молекулы (тетраэдрическая, зигзагообразная)
– Номенклатура (тривиальная, рациональная, систематическая)
Ход урока.
Слайд 1: Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела
«Зимняя ночь» Б. Пастернак
Учитель: Ребята, свеча– с одной стороны – красивый поэтический образ, с другой – материальный объект, значит, она из чего-то состоит. Как вы думаете , из чего изготавливают свечи?
Ответ учащихся.
Учитель: А вы знаете , что сегодня мы начинаем изучать более подробно класс органических соединений, одним из названий которых является : парафины.
Парафин в 1830 г. Открыл Карл Рейхенбах – немецкий химик и естествоиспытатель. Первый парафин изготавливали из твердой массы, полученной при перегонке древесной смолы. Сейчас парафин – это смесь предельных твердых углеводородов метанового ряда, получаемая из очищенной нефти.
Ребята, метановый ряд Какие у вас возникают ассоциации?
Ответ уч-ся. Слайд 2.
Учитель: правильно, мы начинаем изучение алканов, с этим классом органических соединений вы знакомились в 9 классе. Слайд 3.
– Что такое алканы?
– Какова их общая формула?
– Что такое гомологи? Гомологическая разность?
– Перечислите первые 10 членов гомологического ряда метана. Слайд 4
Слайд 5. Первые четыре гомолога имеют исторически сложившиеся названия. Начиная с С5 – образованы преимущественно от греческих названий чисел: 5 – пента; 6 – гекса; 7 – гепта; 8 – окта; 9 – нона; 10 -дека.
В названиях всех алканов суффикс – ан. При отнятии одного атома водорода от алкана образуется радикал, при этом в названии соответствующего алкана суффикс -ан заменяется на – ил.
Физические свойства:
Гомологи отличаются молекулярной массой и, следовательно, физическими свойствами. С увеличением числа углеродных атомов наблюдается закономерное изменение физических свойств гомологов (закон диалектики: переход количества в качество), повышаются температуры кипения, плавления, увеличивается плотность. Алканы от С1 до С4 – газы; С5 – С17 -жидкости; далее – твердые вещества.
Строение алканов.
Чтоб легче было понять пространственное строение алканов , вспомним электронное строение атома углерода в основном и возбужденном состояниях. (Ученик рисует на доске).
Слайд 6. При образовании химических связей, например, с атомами водорода, должно образоваться четыре С -Н связи: одна S – S и три S – P . Экспериментально доказано, что в молекуле метана все четыре ковалентные связи равноценны. Устранение этого противоречия стало возможным с появлением теории гибридизации (смешения) электронных облаков ( американский ученый Л. Полинг, 1931г. )
Явление, при котором происходит смешение и выравнивание по форме и энергии электронных облаков, называется гибридизацией. Если в гибридизации участвует одна S и три P орбитали, то такая гибридизация называется sp3 . Слайд 7.
Образуются 4 гибридные орбитали, которые в пространстве отталкиваются взаимно и принимают форму вытянутых в направлении к вершинам тетраэдра нессиметричных восьмерок под углом 109˚28̍̕ . И в этом направлении они перекрываются с электронными облаками атомов водорода по линии, соединяющей центры атомов.
Слайды 8 , 9 . Подобный тип ковалентной связи получил название сигма – связи. Эта связь ещё называется простой, одинарной. В молекулах алканов все валентности заполнены водородом, поэтому их называют предельными или насыщенными углеводородами.
Слайд 10. Видео опыт, работа с «Виртуальной лабораторией».
Слайд 11.
Изомерия. Слайд 12.
– Что такое изомеры? Изомерия?
Каждый алкан имеет определенное число изомеров, начиная с С4.
(закон отрицания отрицания: изомеры сосуществуя отрицают друг друга своим существованием).
Номенклатура.
Язык химии, который используется для передачи в названиях соединений информации об их строении – номенклатура. Общепринятой является систематическая номенклатура ИЮПАК – международного союза теоретической и прикладной химии.
Рассмотрим порядок (алгоритм) составления названия алканов разветвленного строения по систематической номенклатуре. (на столах – информационные карты) . Слайды 13 – 20.
Тесты: слайды 21 – 30.
«Аллея звёзд» – 3 минуты.
Подведение итогов (блиц– опрос).
Рефлексивно – оценочный этап.
Слайд 31: домашнее задание.
А. Г. Кадохова, МКОУСОШ №3 им. Иса Хуадонти, с. Чикола, Ирафский район, Республика Северная Осетия
Метки: Химия