Тема: Реакции ионного обмена. План-конспект открытого урока по химии, составленного на основе системно-деятельностного подхода с применением технологии В. Ф. Шаталова для учеников 9 класса с целью профориентационной работы
Тема: Реакции ионного обмена. План-конспект открытого урока по химии, составленного на основе системно-деятельностного подхода с применением технологии В. Ф. Шаталова для учеников 9 класса с целью профориентационной работы
Цель: Ознакомить учащихся с реакциями ионного обмена и условиями их протекания
Задачи:
Обучающие:
1. Формирование знаний об обратимых и необратимых реакциях.
2. Формирование представления о реакциях ионного обмена между растворами электролитов.
3. Формирование знаний об условиях протекания реакций ионного обмена
4. Формирование умений составления полных и сокращенных ионных уравнений
5. Закрепление навыков составления полных и сокращенных ионных уравнений
Развивающие:
1. Развитие интеллектуальных умений (для составления опорных конспектов путем анализа и синтеза приобретенных знаний)
2. Повышение уровня владения устной речью
3. Развитие коммуникативных умений (для участия в дискуссии)
4. Закрепление приемов обращения с лабораторным оборудованием и соблюдение техники безопасности в кабинете химии
Воспитывающие:
1. Обучение взаимоконтролю
2. Повышение интереса к изучаемому предмету и выбранной профессии
3. Создание эмоционального настроя, активирование творческой деятельности учащихся
Оборудование: набор реактивов для демонстрации реакций, программа деятельности «Составление ионных уравнений реакций», опорные конспекты «Классификация неорганических веществ», «Классы неорганических веществ», таблица Д. И. Менделеева, таблица растворимости
Технологии – 1) Интенсификация обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала; 2) Системно-деятельностный метод; 3) Педагогика сотрудничества.
Эпиграф к уроку –
Электролитическая диссоциация
оказалась применимой и полезной
во всех областях современной науки
Сванте Аррениус
Ход урока
1. Организационный момент
Здравствуйте ребята. Работать будем следующим образом: Систематизация знаний, контроль домашнего задания, изучение новой темы с последующим закреплением. Отсутствующих отметим в конце урока.
2. Актуализация и систематизация знаний
(Составление опорного конспекта)
Любые накопленные знания требуют их систематизации. Учебный материал, факты, большой объем информации можно зашифровать в опорный конспект.
Преподаватель: Что является объектом изучения химии?
Учащиеся: Вещества
Преподаватель: Только ли вещества изучает химия?
Учащиеся: Свойства, состав и строение
Преподаватель: Как классифицируются вещества?
Учащиеся: Простые и сложные (Вписывают в опорный конспект)
Преподаватель: Как классифицируются простые вещества?
Учащиеся: Металлы и неметаллы (Вписывают в опорный конспект)
Преподаватель: Как классифицируются сложные вещества?
Учащиеся: Оксиды, кислоты, основания, соли (Вписывают в опорный конспект)
Преподаватель: По какому принципу происходит деление на металлы и неметаллы?
Учащиеся: Потому что одни из них имеют металлический блеск, ковки, тепло– и электропроводны, а другие не обладают этими физическими свойствами. Металлы являются проводниками первого рода (носитель заряда – электрон).
Преподаватель: Электрической проводимостью обладают не только металлы, но и растворы, и расплавы многих сложных веществ. Как называются такие вещества?
Учащиеся: Электролиты (Вписывают в опорный конспект)
Преподаватель: «Литос»– растворенный. Это проводники второго рода (носитель заряда – ион). Какие вещества являются электролитами?
Учащиеся: Кислоты, основания и соли
Преподаватель: Какие вещества называются неэлектролитами и что к ним относится?
Учащиеся: Это вещества, растворы и расплавы которых не проводят электрический ток. (Вписывают в опорный конспект) Простые вещества и оксиды.
Преподаватель: Как называется процесс распада электролита на ионы?
Учащиеся: Электролитическая диссоциация
Преподаватель: Дайте определения терминам кислота, основание и соль с точки зрения ТЭД (если на это останется время)
Учащиеся: отвечают по желанию с места
Преподаватель: В домашнем задании (Упр. 2 на стр. 68) необходимо было написать уравнения диссоциации веществ
3. Контроль домашнего задания
(взаимоконтроль)
Учащиеся обмениваются тетрадями. 3 человека воспроизводят уравнения на доске по 1 веществу – кислота, основание и соль. Остальные проверяют друг у друга только эти 3 вещества и выставляют оценки по критерию:
Решено верно 1 уравнение – «3»
Решено верно 2 уравнения – «4»
Решено верно 3 уравнения – «5»
Оценки учитель выставит после собственной проверки, оценивая при этом объективность уже поставленной оценки. Тетради собрать в конце урока.
4. Изучение нового материала
Мы систематизировали наши знания о веществах. Вещества характеризуются не только физическими свойствами, но и химическими.
Преподаватель: Что называют химическими свойствами?
Учащиеся: Способность реагировать между собой, вступать в химические реакции
Преподаватель: Реакция (лат. ) «ре» – против; «акцио» – действие. Это действие в ответ на какое-либо воздействие. Какие вы знаете признаки химической реакции?
Учащиеся: появление газа, осадка, запаха, изменение цвета, образование теплоты
Преподаватель: Какие вы знаете типы химических реакций?
Учащиеся: Соединения, разложения, обмена, замещения
Преподаватель: Сегодня мы продолжим изучение типов реакции и углубим свои знания. Согласно теории электролитической диссоциации все реакции в водных растворах электролитов являются реакциями между ионами. Тема урока – реакции ионного обмена (Учитель записывает на доске)
Реакции ионного обмена – это реакции, протекающие между ионами в растворах электролитов (Запись определения в тетрадь)
Преподаватель на доске, учащиеся в тетради записывают мини-схему:
Реакции ионного обмена | |
Необратимые (протекают до конца) |
Обратимые (не протекают до конца) |
1. Образуется осадок ↓ |
Продукты реакции хорошо растворимы в воде и не уходят из сферы реакции |
2. Выделяется газ ↑ |
|
3. Образуется малодиссоциирующее вещество, например вода (Н2О) |
Объяснение учителя сопровождается очень быстрой демонстрацией реакции без записей уравнения.
Преподаватель: Реакции ионного обмена имеют большое значение в любой отрасли. И не случайно эпиграфом к уроку взяты слова основоположника теории электролитической диссоциации С. Аррениуса. (Учитель обращает внимание на эпиграф).
1. В сельском хозяйстве (процессы, происходящие в почве – это ионнообменные взаимодействия веществ)
2. В пищевой отрасли (Для выпекания тортов и бисквитов используют соду, гашеную уксусом)
3. В полиграфическом производстве тоже используются реакции ионного обмена. Они записаны на листах. (Учитель обращает внимание листы).
Химические реакции, используемые в полиграфическом производстве
Уравнение | Применение | |
1 | ВаCl2+H2SO4→BaSO4↓+2HCl | Бариевые белила. Приготовление пигментов и красок |
2 | ВаCl2+К2CrO4→ ВаCrO4+2КCl | Приготовление желтого пигмента |
3 | AgNO3+KBr→AgBr↓+KNO3 | В фотографии при изготовлении светочувствительной пленки |
4 | AgNO3+NaCl→AgCl↓+NaNO3 | Применение в фотографическом процессе солей серебра. Пропитка листа бумаги AgNO3 и погружение его в раствор NaCl. На бумаге протекает данная обменная реакция |
5 | AlCl3+3NaOH→Al(OH)3↓+3NaCl | Приготовление прозрачного пигмента |
6 | 2Al+6HCl→2AlCl3+3H2↑ | Алюминий применяют для изготовления офсетных форм позитивным копированием |
7 | ZnCO3+H2SO4→ZnSO4+H2O+CO2↑ | Изготовление печатных форм |
8 | ZnCO3+2HCl→ ZnCl2+H2O+CO2↑ | Приготовление копирующего слоя |
Необратимые реакции записывают в ионном виде. Для этого нам нужна программа деятельности, памятка, таблица растворимости и опорный конспект, выданный ранее. (Учитель показывает материалы к уроку. Они лежат на столах).
Работа по программе деятельности
Учитель на примере реакций, используемых в полиграфическом производстве, объясняет составление реакций ионного обмена. Объяснение сопровождает демонстрацией реакций.
ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Составление ионных уравнений реакций»
Программа деятельности | Пример |
1. А) Записать молекулярное уравнение реакции (смотри опорный конспект). Б) Определить растворимость каждого вещества (смотри таблицу растворимости) |
|
2. А) Составить полное ионное уравнение реакции (смотри памятку). Б) Найти одинаковые ионы и сократить их в правой и левой части |
|
3. Составить сокращенное ионное уравнение реакции | |
Проверка: Сумма электрических зарядов ионов в левой части уравнения должна быть равна сумме электрических зарядов ионов в правой части |
Таблица растворимости – специальная таблица, по которой судят о растворимости веществ в воде. Составлена химиками на основании опытов. (Объясняет, как пользоваться таблицей растворимости)
ПАМЯТКА При составлении ионных уравнений реакций НЕЛЬЗЯ записывать в виде ионов:
|
5. Закрепление
Один учащийся у доски осуществляет практически реакцию и записывает уравнение в ионном виде. Остальные записывают в тетради. Учитель направляет, проверяет:
ВаCl2+К2CrO4→ ВаCrO4+2КCl |
AgNO3+KBr→AgBr↓+KNO3 |
AgNO3+NaCl→AgCl↓+NaNO3 |
AlCl3+3NaOH→Al(OH)3↓+3NaCl |
2Al+6HCl→2AlCl3+3H2↑ |
ZnCO3+H2SO4→ZnSO4+H2O+CO2↑ |
ZnCO3+2HCl→ ZnCl2+H2O+CO2↑ |
6. Заключительный этап урока
Подведение итогов. Сбор тетрадей с домашним заданием
Домашнее задание
§ 17. Упр. 2 стр. 74.
Г. М. Шишкина, Быковская СОШ, Московская область
Метки: Химия