Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Химия
  • Тема: Парад веществ. Открытый урок по химии, составленный на основе системно-деятельностного подхода с применением технологии В. Ф. Шаталова для учеников 8 класса

Тема: Парад веществ. Открытый урок по химии, составленный на основе системно-деятельностного подхода с применением технологии В. Ф. Шаталова для учеников 8 класса

Тема: Парад веществ. Открытый урок по химии, составленный на основе системно-деятельностного подхода с применением технологии В. Ф. Шаталова для учеников 8 класса

Цель: Систематизировать, обобщить и закрепить знания об основных классах неорганических веществ

Задачи:

Обучающие:

1. Обобщение знаний о важнейших классах неорганических соединений

2. Формирование знаний о систематике веществ: классификации и номенклатуре

3. Формирование умений составления опорных конспектов с использованием учебника, справочной литературы, знаний, полученных на уроке химии и при изучении смежных предметов (физики, биологии, географии), а также собственных наблюдений

4. Обнаружение взаимосвязи между классами неорганических веществ

Развивающие:

1. Развитие интеллектуальных умений (для составления опорных конспектов путем анализа и синтеза приобретенных знаний)

2. Повышение уровня владения устной речью

3. Развитие коммуникативных умений (для участия в дискуссии)

4. Совершенствование навыков взаимоконтроля

5. Закрепление приемов обращения с лабораторным оборудованием и соблюдение техники безопасности в кабинете химии

Воспитывающие:

1. Применение знаний о значении веществ в природе, жизни человека и народном хозяйстве

2. Повышение интереса к изучаемому предмету

3. Создание эмоционального настроя, активирование творческой деятельности учащихся

Тип урока – Обобщение знаний об основных классах неорганических веществ

Технологии:

1) Интенсификация обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала

2) Системно-деятельностный метод

3) Педагогика сотрудничества

4) Игровой метод

5) Информационно-коммуникационные технологии

6) Здоровьесберегающие технологии

Оборудование: учебник, опорный конспект «Классификация неорганических веществ», цветные карандаши, словарь «Химические термины и определения», набор реактивов, таблица Д. И. Менделеева

Ход урока

1. Организационный момент

Здравствуйте дорогие ребята! Сегодня урок необычен присутствием моих коллег. Во всем остальном это обычный рабочий урок.

Современный человек не может обойтись без химических знаний, потому что он постоянно имеет дело с веществами. Мы живем в мире веществ. Чтобы понять этот мир, необходимо его изучать последовательно и с большим вниманием. Вы уже многое узнали и многое умеете. Урок почти не содержит нового материала, он посвящен совершенствованию ваших знаний.

Тема нашего урока – Парад веществ.

Эпиграфом к занятию будет служить измененное высказывание Остапа Бендера:

Командовать парадом будем мы _______________

Все ваши ответы будут фиксироваться на листе, и в конце нашей работы определиться лидер, «главнокомандующий» парадом. А почему занятие названо «парадом», вы ответите в конце урока.

2. Актуализация пройденного материала

– Что нами было изучено на предыдущих уроках? (оксиды, кислоты, основания, соли)

– Что обсуждалось на уроках? (определения терминов, состав, значение в природе и народном хозяйстве)

– Что демонстрировалось на уроках? (химические реакции, которые характеризуют химические свойства кислот и оснований, а также агрегатное состояние, цвет, прозрачность, характеризующие физические свойства веществ).

Любые накопленные знания требуют их систематизации. Как вы понимаете термин систематика? Что это?

Систематика – это вспомогательная дисциплина, помогающая упорядочить изучаемые наукой объекты. Привести их в определенную систему, порядок.

Учебный материал, факты, большой объем информации можно систематизировать в виде опорного конспекта.

Опорный конспект – это лист-схема, в котором зашифрован учебный материал по любому предмету и в любой области. Идея составления опорных конспектов принадлежит учителю математики Шаталову из Донецка.

Учитель: Сегодня мы сами будем составлять опорный конспект. Предлагаю, вспомнить самый первый урок и объяснить, что является объектом изучения химии? (начинается работа по составлению опорного конспекта)

Ученики: Вещества

Учитель: Впишите «Вещества» в ячейку. Что такое вещества?

Ученики: Это то, из чего состоят физические тела.

Учитель: Чем больше веществ узнавали люди, тем важнее их было классифицировать. Известен ли вам термин классификация? Классификация – распределение чего-либо на классы по определенной системе, по какому-либо признаку. Классификация входит в область изучения систематики.

В библиотеке – распределение книг, в регистратуре поликлиники – медкарт, в биологии – видов организмов, а в химии – веществ.

Одна из первых классификаций веществ – разделение их по нахождению и содержанию в природе. Были выделены 3 группы веществ. Какие?

Ученики: Вещества, содержащиеся в растениях – растительные, в животных – животные, в минералах и воде – минеральные. Вписывают в ячейки

Учитель: Шведский химик Берцелиус объединил вещества, выделенные из растений и животных. И назвал их органические, что в переводе с латинского организмус – «живое существо» (вписывают в ячейку). Другую группу назвал неорганические или минеральные (вписывают в ячейку).

Учитель: Какие вещества называют органическими и неорганическими или минеральными?

Ученики: Вещества, находящиеся в живых организмах, вещества живой природы и вещества, находящиеся в неживых организмах, вещества неживой природы.

Учитель: Чем отличаются живые организмы от объектов неживой природы?

Ученики: Живым организмам свойственны физиологические процессы – дыхание, питание, рост и развитие, размножение, движение.

Учитель: Вещества могут классифицироваться и по другим признакам – по агрегатному состоянию – газообразные, жидкие, твердые. За основу можно взять цвет веществ. Классификация неорганических веществ имеет глубокие исторические корни. В 16 в ученые не делали различий между органическими и неорганическими соединениями. Классификация веществ на основании тех знаний:

1. Масла – купоросное (серная кислота), оливковое. (Маслянистые жидкости)

2. Соли – поваренная, сахар (твердые кристаллические вещества)

3. Спирты – винный, нашатырный, соляной, селитряной (трудно предположить, что лежит в основе)

Учитель: Какие вещества мы изучаем?

Ученики: Неорганические вещества.

Какие признаки были использованы при классификации неорганических веществ? (Если возникнут затруднения, пусть посмотрят в верхний правый угол на треугольник).

Ученики: Общие физические и химические свойства, состав, строение.

Учитель: Неорганические вещества разделены на 2 группы. В качестве признака принята способность к разложению. Как называются эти группы веществ?

Ученики: Называют и вписывают в ячейки «простые» и «сложные».

Учитель: Какие вещества называются простыми?

Ученики: Вещества, состоящие из атомов одного вида.

Учитель: Уже в конце 18 века исследователи заметили, одни вещества имеют характерный блеск, пластичны, проводят тепло и электрический ток и названы они были ? Другие не обладают характерным блеском, очень плохо проводят теплоту и электричество. Некоторые при обычных условиях газообразны.

Ученики: Называют и вписывают в ячейки «металлы» и «неметаллы».

Учитель: Какой признак был использован в классификации простых веществ?

Ученики: физические свойства

Учитель: Какие вещества называются сложными?

Ученики: Вещества, состоящие из атомов разных видов.

Учитель: Какие сложные вещества вам известны?

Ученики: Называют и вписывают в ячейки «оксиды», «кислоты», «основания», «соли».

Учитель: Достраиваем опорный конспект в ускоренном темпе без опроса определений.

Как классифицируются оксиды?

Как классифицируются кислоты?

Как классифицируются основания?

Как классифицируются соли?

Ученики: Называют и вписывают в ячейки.

Учитель: Подведем небольшой итог. На чём основана классификация сложных веществ? Обращаю внимание детей в правый верхний угол опорного конспекта.

Ученики: Классификация сложных веществ основана на их составе.

Учитель: (Могут быть и исключения: Оксиды подразделяются и по функциональным признакам на солеобразующие и несолеобразующие (безразличные)).

3. Взаимный контроль терминов и определений

Работа по словарику: ребята проводят перекрестный опрос терминов «оксиды», «кислоты», «основания», «соли» с выставлением оценок за каждый ответ и общей итоговой оценки.

4. Физкультминутка

SO2 – встать пора

K2SO4 – руки шире

H2SnCl6 – тихо сесть

S8 – лень отбросим

5. Работа по опорному конспекту

Учитель: Возвращаемся к работе по опорному конспекту. Удалось ли нам составить опорный конспект? Чего не хватает?

Ученики: примеров

Учитель: Выполняем упражнение 3 на стр. 113 учебника. Необходимо распределить формулы веществ по классам. Запись производим в опорный конспект.

В этом задании необходимо по химической формуле (т. е. по составу) определить класс сложных неорганических веществ.

В область изучения систематики входит номенклатура. Номенклатура – свод правил, регулирующий установление и использование названий. Это перечень названий, разработанный Международным союзом химиков).

Называем формулу, определяем класс и даем название по систематической номенклатуре.

Учитель: ЕСЛИ ОСТАНЕТСЯ ВРЕМЯ. Учитель зачитывает задания, ребята вписывают примеры веществ в опорный конспект и обсуждают их значение в природе и народном хозяйстве.

ЗАДАЧИ ДЛЯ УДАЧИ

1. Белое кристаллическое вещество, называют негашёной известью или «кипелкой». Его применяют в строительстве, для обработки кислых почв, для изготовления фарфора и стекла.

2. Какие оксиды являются составной частью атмосферы, гидросферы и литосферы?

3. Назовите оксиды, которые образуются в результате жизнедеятельности живых организмов, природных процессов и антропогенного воздействия.

4. Вблизи города Неаполя в Италии есть известная «Собачья пещера». Собаки в ней не могут находиться, а человек может там пребывать в нормальном состоянии. В чём дело? Такие места есть и в других уголках Земли. На о. Ява имеется «Долина смерти», где погибают даже крупные животные – кабаны и тигры.

5. В каменном веке основным орудием труда и охоты были изделия из кремня – природного минерала. О каком оксиде идет речь?

6. Оксид входит в состав декоративной пудры и применяется для гримов, присыпок, для изготовления мазей. Обладает антисептическими свойствами.

7. Нитрат магния – ценная подкормка для растений. Для чего необходим растениям магний и азот?

8. Для каких процессов необходим хлорид натрия?

9. Карбонат кальция – это мел, мрамор, известняк. Напишите формулы солей. Укажите тип соли. Впишите в опорный конспект.

10. Какая кислота содержится в аккумуляторных батареях автомобилей?

11. Данная кислота применяется в качестве дезинфицирующего средства и имеется в любой аптечке.

12. Газированная вода – это слабый раствор кислоты? Какой?

13. Без этой кислоты не может существовать ни одна живая клетка, в её составе «Элемент жизни и мысли».

14. Какая кислота содержится в желудочном соке?

15. Один из древнейших связующих материалов. Гидроксид кальция (гашеная известь) используется в строительстве.

16. А этот гидроксид применяют в мыловарении, кожевенной и фармацевтической промышленности.

6. Решение экспериментальных задач

«Аналитическая лаборатория»

Приглашается в аналитическую лабораторию 1 ученик. Он производит только действия. Программу деятельности комментируют дети.

Обязательно обсуждение техники безопасности с реактивами.

1. Все работы проводим над поддоном.

2. Нельзя исследовать вещества на вкус.

3. Необходимо пользоваться небольшими дозами веществ.

4. Если вещества попали на кожу, промыть большим количеством воды.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

Задача 1. В пронумерованных пробирках 1, 2 и 3 находятся кислота, основание и вода. Предложите план распознавания веществ.

Задача 2. В пронумерованных пробирках 1 и 2 находятся кислота и основание. Предложите план распознавания веществ.

7. Генетическая связь между классами неорганических веществ

Возвращаемся к составлению опорного конспекта. Все ли нам удалось заполнить? Амфотерные оксиды будем изучать позднее в 8 классе. Кислые и основные соли в 9 классе.

1. Мы не привели примеры металлов и неметаллов. Давайте допишем, логически рассуждая. В конспекте приведены примеры основных и кислотных оксидов. Какой металл должен быть в ячейке? Какой неметалл должен быть в ячейке? Металл – кальций, неметалл – сера.

2. Какая связь между основным оксидом и основанием? Основным оксидам соответствуют основания, а кислотным – кислоты:

При взаимодействии основного оксида с водой образуется основание.

При взаимодействии кислотного оксида с водой образуется кислота.

3. Взаимодействие основания и кислоты дает соль.

При взаимодействии металла и неметалла с кислородом.

Нужно приписать кислород и воду в опорный конспект.

Учитель: Какой можно сделать вывод?

Ученики: Из веществ одного класса можно получить вещества другого класса.

Учитель: Как называют такую связь? Почему нарисовано дерево, что оно символизирует?

Ученики: Связь называют генетической (греч. генезис – происхождение). Дерево отражает историю происхождения и связи между родственниками и называется генеалогическим. Генеалогия – родословие. Это схематичное представление родственных связей. Между классами неорганических веществ, так же как и между родственниками, существуют связи, отражающие их происхождение.

Учитель: Таким образом, нам удалось составить опорный конспект по всем правилам составления: Любой опорный конспект должен состоять из блоков. В нашем опорном конспекте 3 блока:

1. Объект изучения химии – вещества, их свойства, состав, строение.

2. Классификация веществ. Мы познакомились с одним из подходов к классификации неорганических веществ. Приведенная классификация не охватывает всего многообразия неорганических веществ – в нее входят гидриды, пероксиды, карбиды, нитриды и др. соединения.

3. Генетическая связь между классами веществ.

Чего ещё не хватает в нашем опорном конспекте?

Ученики: Скучный, однообразный, неяркий. Нужно раскрасить.

Учитель: Рисунки раскрасите по своему усмотрению. Металлы – серый, неметалл – желтый, оксиды – белый, кислоты – красный, основания – синий, соли – зеленый.

8. Заключительный этап урока. Подведение итогов

Учитель: Ребята, почему урок назывался «Парад веществ»?

Ученики: Потому что вещества выстроились в определенном порядке. Знания привели в систему – единое целое.

Учитель: У нас определился «главнокомандующий парадом». Назвать ученика, который набрал наибольшее количество баллов по результатам работы.

Мы обобщили наши знания об основных классах неорганических веществ, составили опорный конспект, который требует доработки, т. к. не весь материал ещё изучен. Обсудили значение соединений в природе и жизни человека. Учитель делится своим мнением, отмечает ожидаемый результат.

Предлагает ребятам поделиться впечатлением.

Домашнего задания нет.

Урок окончен. Всем спасибо за работу!

Приложение 1

Командовать парадом будем мы_____

СИСТЕМАТИКА – это вспомогательная дисциплина, помогающая упорядочить изучаемые наукой объекты, привести их в определенную систему и порядок. В область изучения систематики входят классификация химических веществ и их номенклатура.

1. КЛАССИФИКАЦИЯ – распределение на классы по определенной системе или признаку.

2. НОМЕНКЛАТУРА – правила использования названий. Разработаны Международным союзом химиков.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

Задача 1. В пронумерованных пробирках 1, 2 и 3 находятся кислота, основание и вода. Предложите план распознавания веществ.

Задача 2. В пронумерованных пробирках 1 и 2 находятся кислота и основание. Предложите план распознавания веществ.

Программа деятельности

решения экспериментальных задач «Распознавание веществ»

1. Подписать пустые пробирки номерами 1 и 2 или 1, 2 и 3.

2. Прилить неизвестные вещества по 1мл в соответствующие пробирки.

3. В каждую пробирку прилить выбранный индикатор.

4. Сделать вывод на основе наблюдений

Приложение 2

ЗАДАЧИ ДЛЯ УДАЧИ

1. Какие оксиды являются составной частью атмосферы, гидросферы и литосферы?

2. Назовите оксиды, которые образуются в результате жизнедеятельности живых организмов, природных процессов и антропогенного воздействия.

3. Вблизи города Неаполя в Италии есть известная «Собачья пещера». Собаки в ней не могут находиться, а человек может там пребывать в нормальном состоянии. В чём дело? Такие места есть и в других уголках Земли. На о. Ява имеется «Долина смерти», где погибают даже крупные животные – кабаны и тигры.

3. В каменном веке основным орудием труда и охоты были изделия из кремня – природного минерала. О каком оксиде идет речь?

4. Оксид входит в состав декоративной пудры и применяется для гримов, присыпок, для изготовления мазей. Обладает антисептическими свойствами.

5. Нитрат магния – ценная подкормка для растений. Для чего необходим растениям магний и азот? Для каких процессов необходим хлорид натрия? Где в природе встречается карбонат кальция? Напишите формулы солей. Укажите тип соли. Впишите в опорный конспект. При необходимости воспользуйтесь опорным конспектом, выданным ранее.

6. Какая кислота содержится в аккумуляторных батареях автомобилей? Данная кислота применяется в качестве дезинфицирующего средства и имеется в любой аптечке. Газированная вода – это слабый раствор кислоты? Какой? Без этой кислоты не может существовать ни одна живая клетка, в её составе «Элемент жизни и мысли». Какая кислота содержится в желудочном соке?

7. Один из древнейших связующих материалов. Гидроксид кальция (гашеная известь) используется в строительстве. А этот гидроксид применяют в мыловарении, кожевенной и фармацевтической промышленности.

8. Лакмус окрашивает лимонный сок в красный цвет, фенолфталеин становится малиновым в водном растворе мыла. Объясните эти явления.

Г. М. Шишкина, Быковская СОШ, Московская область

Метки: Химия