Получение соляной кислоты и исследование ее свойств. Урок-практикум по химии в 8 классе
Получение соляной кислоты и исследование ее свойств. Урок-практикум по химии в 8 классе
Цель: Получить соляную кислоту, исследовать её свойства. Доказать, что полученный раствор – соляная кислота. Провести инструктаж по технике безопасности при работе с кислотами с нагревательными приборами, со щелочами.
Ход урока
1. Организационный момент.
А) Подготовка класса к работе. Работа будет проходить по группам. Раздаточный материал на 5 столах.
Б) На каждом столе следующий набор реактивов и оборудования: спиртовка, спички, трубка с пробкой, пробирки, химический стакан с водой.
NaCl , H 2 SO 4 , лакмус , Zn , Mg , AgNO3 , NaOH , CuSO4 , K 2 CO 3
В) Инструктаж учителем по технике безопасности на уроке. Как работать с кислотами, щелочами, нагревательными приборами.
2. Проведение опытов.
Ход работы
Опыт № 1
«Получение соляной кислоты»
А) собирание прибора, установка пробирки с пробкой и газоотводной трубкой в соответствующем положении для нагревания, над горелкой конец газоотводной трубки в стакан с водой.
Б) в пробирке NaCl , H 2 SO 4
В) нагревание, получение HCl
Г) Исследование полученной кислоты в стакане индикатором лакмусом. Синий лакмус при приливании становится красным. На всех пяти столах получена кислота.
2NaCl+ H 2 SO 4 + H 2 SO 4+ 2HCl↑
Опыт № 2
«Взаимодействие HCl с металлами»
В две пробирки наливаем HCl и кладем в одну цинк, в другую магний. В обеих пробирках наблюдается выделение газа, но с магнием реакция идет более энергично, так как он активнее цинка.
Mg + 2HCl → MgCl 2 + H 2
Zn + 2HCl → ZnCl 2 + H 2
Опыт № 3
«Взаимодействие HCl с гидроксидами (Cu(OH)2)
Получаем Cu(OH)2 – гидроксид меди. Приливаем к раствору CuSO 4 щелочь NaOH, образуется осадок голубого цвета:
CuSO4 + 2NaOH → Cu (OH)2↓ + Na 2SO4
При добавлении к осадку, полученной кислоты, он растворяется.
Опыт № 4
«Взаимодействие HCl с солями»
Берем раствор соли K 2CO 3 карбонат калия, приливаем соляную кислоту, выделяется газ.
K 2CO 3 + 2HCl → 2KCl + H 2O + CO2 ↑
Этот опыт тоже подтверждает, что нами получена кислота.
3. Заключение.
Выводы.
Итак, в ходе работы получена кислота она реагирует:
А) с металлами
Б) с гидроксидами
В) с солями
Г) меняет цвет индикатора.
4. Закрепление решение задач
Расчетная задача предложена по уравнению получения кислоты.
Задача: вычислить количество вещества HCl , если соли было взято 5 моль
5 моль x моль
2NaCl + H 2SO4 → Na SO4 + 2HCl
2 моль 2 моль
Решение:
5 моль/2 моль : x моль/2 моль
x = 5 моль
5. Д/З
Вычислить количество вещества НCl, если соли было взято 2 моль.
Литература:
1. Балашова Е. Ф. Учись решать задачи по химии. Саранск: Мордов. кн.
изд-во 2009. -96 с
2. А. М. Радецкий, В. П. Горшкова Дидактический материал по химии для 8 класса. Москва «Просвещение» 2008 г.
3. Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман Химия 8 класс. Москва «Просвещение» 2008 г.
4. А. А. Кушнарев Учимся решать задачи по химии. М. : Школа-Пресс, 224 с. 2009 г.
Т. И. Акимкина, СОШ № 17, г. Рузаевка, Республика Мордовия
Метки: Химия