Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Химия
  • Тема: «Домашняя химчистка». Проект практического занятия элективного курса по химии, 9 класс

Тема: «Домашняя химчистка». Проект практического занятия элективного курса по химии, 9 класс

Тема: «Домашняя химчистка». Проект практического занятия элективного курса по химии, 9 класс

Практическое занятие проводится по программе элективного курса для 9 классов «Химия в моем доме». Занятие разработано с использованием проблемного подхода на основе личностно-ориентированной технологии обучения в преподавании химии. Это занятие позволит:

  • развить внутреннюю мотивацию (хочу знать, уметь);
  • обеспечить коллективно-распределительую деятельность (групповая, парная);
  • создать педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;
  • создать обстановку для естественного самовыражения ученика через исследовательскую работу.

Данная тема рассчитана на 2 часа, из них 1 час отводится на теоретическое изучение и

1 час – практическое занятие.

Практическое занятие Тема: «Домашняя химчистка»

Вид работы: Выведение пятен с различных видов тканей

Цели занятия:

  • закрепить знания учащихся о химической структуре различных видов пятен и находить нужные способы для их выведения. Раскрыть возможности применения химических знаний в быту. Учить пользоваться химическими реактивами для выведения различных пятен при необходимости соблюдения техники безопасности.
  • формировать познавательные интересы к химии, понимание роли практики в познании химических явлений и законов. Развивать способности планирования своей деятельности, дальнейшее умение пользоваться химическими реактивами для достижения поставленной цели.
  • Развивать химическое мышление у учащихся, формировать умения самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять химические явления. Воспитывать общественно-значимые мотивы поведения при работе с химическими реактивами.

Оборудование:

  1. пятновыводящие средства: бензин, ацетон, этиловый спирт, уксусная кислота, глицерин, порошок мела, стиральный порошок.
  2. вспомогательные средства: вода, утюг, белая хлопчатобумажная ткань, бумажные салфетки, химические стаканы, различные виды тканей (шерсть, шелк, ацетатная ткань).
  3. средства для нанесения пятен: йодная настойка, чай, ржавчина, майонез, масло, косметический крем, чернила, губная помада.

Содержание урока

  1. Организационный момент
    • Проверить готовность кабинета к занятию;
    • Приветствие учащихся.
Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность ученика Методические комментарии
2. Актуализация знаний, обеспечение их применения на практике

Вводная беседа:

1. Какие вы знаете виды загрязнений?

2. Какова химическая структура различных видов пятен?

3. Что означают международные символы допустимых условий по уходу за текстильными изделиями.

3. Какие вы знаете пятновыводящие средства?

4. Назовите способы выведения различных видов пятен: жировых, пятен от ржавчины, крови, чернильных, йодных, пятен от пищевых продуктов.

5. Назовите общие правила выведения пятен различного происхождения (приложение № 2)

Основываясь на полученных ранее знаниях, учащиеся дают ответы на поставленные вопросы.

Учащиеся обращаются к приложению №1

Идет выравнивание и систематизация знаний.

3. Мотивационно-целевой этап

– создать условия для мотивации деятельности учащихся и для формирования умения целеполагания

1. Постановка цели и задач занятия.

«В химчистку мы несем вещи сильно загрязненные, однако нередко бывает так, что на чистое платье, костюм попадают случайные загрязнения – капли масла или чернила, сок ягод и. т. д. Вряд ли имеет смысл из-за одного пятна отдавать одежду в химчистку. Чаще всего пятно можно удалить в домашних условиях. А вы хотели бы сами научиться удалять различные пятна?»

2. Предложить учащимся разделиться на микрогруппы в количестве 4-5 человек с целью опробовать экспериментальным путем удаление пятен и нахождение наиболее эффективного способа.

Учащиеся ставят перед собой цели и задачи занятия.

Деление на микрогруппы.

Форма работы: групповая.

4. Организационно-деятельный этап:

– создать условия для развития учебно-организационных и практических умений и навыков.

1. Словесный инструктаж по технике безопасности при работе с различными химическими реактивами (Приложение № 3).

2. Предложить взять образцы тканей и нанести на них различные пятна (майонез, растительное масло, чернила, йод, чай и др. ).

3. Пользуясь инструкцией, приложение №4, приступить к выведению пятен.

4. Следить за работой учащихся, контролировать, координировать и направлять их деятельность.

5. Результаты отразить в таблице (приложение №5).

1. Учащиеся повторяют правила техники безопасности при работе с химическими реактивами.

2. Ставят перед собой цель групповой работы: какие взять ткани и какие нанести пятна

3. Планируют свою деятельность.

Подбирают наиболее удобные средства очистки загрязненных пятен

4. Выполняют работу.

5. По ходу работы при необходимости обращаются за помощью к учителю.

6. Получают результаты эксперимента, делают общие выводы и данные записывают в таблицу.

Развитие организаторских и практических умений и навыков. Формирование умения организовать свое рабочее место, грамотно оформлять результаты работы, умение точно распределять время.

5. Результативно-оценочный этап.

Рефлексия по поводу работы и полученных результатов.

1. Предложить учащимся устно ответить на поставленные вопросы:

а) удалось ли достичь поставленных целей?

б) Я смогу похвалить себя за то _______________

в) Я хотел бы получить помощь _______________

г) Я ухожу с занятия с настроением _______________

д) Как бы вы оценили свою работу?

Устные ответы на вопросы. Самооценка своей работы. Формирование навыков самоанализа собственной деятельности, рефлексия по достижению поставленной цели.

Литература:

  1. Елизарова Е. Н. , Хамидуллин Р. С. Химия в быту и здоровье человека. – М. : Медицина, 1974.
  2. Конаржевский Ю. А. Анализ урока. – М. : Центр «Педагогический поиск», 2000.
  3. Маршанова Г. Л. Техника безопасности в школьной химической лаборатории. Сборник инструкций и рекомендаций – М. : Аркти, 2002.
  4. Сафонов В. В. Проблема пятен на текстильных волокнах. // Химия. Приложение к газете «Первое сентября», 1998, № 33

Приложение №2

Общие правила выведения пятен в домашних условиях

  1. Установите происхождение пятна (жир, сок, чернила ).
  2. Установите возраст пятна (старые пятна выводятся труднее).
  3. Пятновыводящий препарат опробуйте на маленьком кусочке ткани или внутренней складки одежды.
  4. Чтобы избежать образования «ореола», смочите ткань вокруг пятна водой.
  5. Выводите пятно от краев к середине.
  6. Работайте в резиновых перчатках и в хорошо проветриваемом помещении.

Приложение № 3

Инструкция по технике безопасности

  1. При работе с бензином, этиловым спиртом не находитесь вблизи нагревательных приборов и открытого огня.
  2. Работая с утюгом, ставьте его на специально предназначенную поверхность, нагревайте до определенной температуры. По окончании работы утюг сразу выключайте.
  3. С пятновыводящими препаратами работайте в резиновых перчатках и в хорошо проветриваемом помещении.

Приложение №5

Результаты работы по удалению различных видов пятен

Способ удаления

Вид заг-

рязнения

1 способ

2 способ

3 способ

Общие выводы и предложения

1. Масло

2. Чернила

3. Майонез

4. Йод

5. Чай

В работе используйте приложение №4

Н. А. Горелкина, МБОУ "Майская СОШ", Алтайский край