Урок "Углерод и его соединения"
Урок "Углерод и его соединения"
Цель:
А) образовательная: обеспечить усвоение учащимися знаний: – об аллотропных модификациях углерода; – о химических свойствах и применении углерода; – о строении, свойствах и применении оксидов углерода (II), (IV) и угольной кислоты.
Б) воспитательная: воспитание мотивов учения, положительного отношения к занятиям, дисциплинированности.
В) развивающая: – развитие аналитико-синтезирующего мышления(умение классифицировать факты, делать обобщающие выводы),абстрактного мышления(умение применять знания на практике), познавательных умений (умения выполнять опыты), умений учебного труда( умений работать в должном темпе: читать, писать, конспектировать, заполнять таблицы), развитие умений владеть собой, действовать самостоятельно.
Тип урока: урок усвоения нового материала с использованием технологии модульного обучения.
Оборудование: прибор для получения газов, заправленный кусочками мрамора, штатив с пробирками, пипетка, химические стаканы, картонный кружок для стакана, пробиркодержатель, спиртовка, спички.
Вещества: 10%-е растворы карбоната натрия и хлорида бария, 10%-раствор соляной кислоты, известковая вода, раствор лакмуса, дистиллированная вода, минералы: гипс, каолин, известняк, кварц.
Ход урока:
I. Организационный этап.
Приветствие. Определение отсутствующих. Проверка готовности учащихся к учебным занятиям. Организация внимания.
II. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.
Учитель выразительно читает стихотворение:
У него достоинств много есть «Людям я совсем как брат. Много тысяч лет назад, Освещая интерьер Первобытных их пещер, Я уже пылал в костре. И украсить был я рад Дам и рыцарей наряд, Что блистали при дворе… Если мягким быть решу, То в тетради я пишу, Такова друзья природа Элемента…(углерода)
Угадывая название элемента, учащиеся называют тему урока, учитель дополняет. Определяя, о каких простых веществах шла речь в стихотворении, учащиеся вместе с учителем формулируют цели урока. Учитель говорит о практической значимости нового материала, чем мотивирует учащихся к его усвоению. Учитель раздаёт учащимся модули и листы учёта
Модуль: Углерод и его соединения
УЭ | Учебный материал с указанием заданий. | Рекомендации по выполнению заданий. | ||||||||||||||||||
УЭ0 | Интегрирующая цель: В процессе работы над заданиями вы должны: – уметь применять знания для характеристики химического элемента по положению в Периодической системе. – изучить аллотропные модификации углерода; – изучить химические свойства и применение углерода; – изучить строение, свойства, получение и применение оксидов углерода II, IV. – изучить строение, свойства и применение угольной кислоты. |
В рабочих тетрадях запишите число и тему урока. Прочитайте интегрирующую цель |
||||||||||||||||||
УЭ1 | Подготовка к работе. Учитывая положение углерода в Периодической системе, ответьте на вопросы: 1) Каков химический знак углерода? 2) Каков атомный номер и заряд ядра? 3) Какова атомная масса? 4) Сколько протонов в ядре атома? 5) Сколько нейтронов в ядре атома? 6) Сколько электронов в атоме углерода? Напишите электронную формулу атома. (2 балла. ) 7) Сколько валентных электронов? Напишите формулу валентного уровня. (2 балла. ) 8) Чему равна низшая валентность? 9) Чему равна высшая валентность? Правильные ответы на вопросы оцениваются по 1 баллу, кроме 6 и 7. |
Выполняйте письменно в рабочих тетрадях, используя Периодическую систему. После выполнения взаимопроверка. Результаты занесите в лист учёта. |
||||||||||||||||||
УЭ2 | Цель: Изучить аллотропные модификации углерода. Внимательно прочитайте материал учебника и дополнительную информацию и выполните следующие задания. !!! Учтите, что аллотропных модификаций углерода – четыре. Долгое время модификацией углерода считался аморфный углерод. Однако рентгеновским спектральным анализом у него было обнаружено строение графита (микроскопическая структура). Задание 1. Ответьте на следующие вопросы: 1. Какова особенность атомов углерода? (1 балл) 2. Сколько А. О. углерода могут принимать участие в образовании связей? (1 балл) 3. Выпишите четыре аллотропные модификации углерода. (1балл) Задание 2. Заполните таблицу. Важнейшие аллотропные модификации углерода.
За каждую правильно заполненную строчку по 5 баллов. |
При выполнении воспользуйтесь материалом учебника « Химия» – 9кл, § 19. 10, с. 123-128 до «Оксиды углерода». Работа в статической паре. Сверьтесь с алгоритмом ответов, проверьте себя и оцените. |
||||||||||||||||||
УЭ3 | Цель: Изучить химические свойства и применение углерода. Прочитайте материал учебника и выполните задания. Задание 1. Выпишите в тетрадь химические свойства углерода и докажите, что в данных реакциях углерод проявляет восстановительные свойства. Во всех ли перечисленных реакциях углерод является только восстановителем? (по 1 баллу за уравнение с доказательством) Задание 2. Используя рисунок «Основные области применения углерода», выпишите области применения углерода. (2 балла)
|
Учебник «Химия» – 9кл, таблица 19. 4 стр. 134 сверьтесь с алгоритмом ответов. рис. 19. 35 а, стр. 132 Оцените себя. |
||||||||||||||||||
УЭ4 | Цель: Изучить строение, свойства и применение оксидов углерода. Задание: Изучив материал учебника, заполните таблицу. Сравнение строения и свойств оксидов углерода II и IV
!!! Итак, СО2 – кислотный оксид! СО не является ни кислотным, ни основным оксидом, он не имеет соответствующих солей, поэтому его называют несолеобразующим оксидом, но он проявляет восстановительные свойства. |
Учебник «Химия» – 9кл, стр. 128-129, таблица 19. 4 стр. 134, рис. 19. 35 б, стр. 133, 62 работа в статической паре. сверьтесь с ответами на доске и оцените свою работу, результаты занесите в лист учёта. |
||||||||||||||||||
УЭ5 | Цель: Изучить строение, свойства и применение угольной кислоты. Изучите материал учебника и выполните задание. Задание: Ответьте письменно на вопросы: а) Почему молекулы угольной кислоты не существуют в свободном виде и в водных растворах? (1 балл) б) Почему угольная кислота, в отличие от серной, диссоциирует ступенчато? Напишите процесс диссоциации. (2 балла) в) Какие два вида солей может образовывать угольная кислота? Напишите уравнения реакций взаимодействия угольной кислоты и гидроксида калия, от чего зависят продукты реакции? (4 балла) г) Напишите качественные реакции на карбонат – ионы. (2балла) Проверьте правильность выполнения. Оцените себя. |
Учебник «Химия» -9кл, стр. 130 – 131, рис. 19. 35 б, стр. 133. Индивидуально. Сверьтесь с алгоритмом ответов, оцените себя. Результаты занесите в лист учёта. |
||||||||||||||||||
УЭ6 | Цель: Закрепить знания по данной теме, выполнив следующие задания. Вариант 1. Задание 1. В ряду веществ исключите «лишнее» вещество и обоснуйте ваше решение: карбин, фуллерен, сажа. Задание 2. Напишите уравнение реакции, в которой углерод выступает восстановителем. Задание 3. Какой оксид углерода CO или CO2 обладает восстановительными свойствами и почему? Задание 4. Сокращённое ионное уравнение 2Н+ + СО32- = СО2↑ + Н2О соответствует взаимодействию: 1) серной кислоты с карбонатом магния; 2) кремниевой кислоты с карбонатом магния; 3) серной кислоты с карбонатом калия; 4) раствором хлорида калия и карбоната натрия. Выберите пару веществ и напишите молекулярные уравнения Вариант 2. Задание 1. В ряду веществ исключите «лишнее» вещество и обоснуйте ваше решение: алмаз, карбид, графит, карбин. Задание 2. . Напишите уравнение реакции, в которой углерод выступает окислителем. Задание 3. Напишите уравнения двух реакций, в которых оксид углерода (IV) проявляет свойства кислотного оксида. Задание 4. Напишите полное и сокращённое уравнения реакции карбоната натрия с хлоридом кальция. Объясните, почему идёт эта реакция. |
Выполняйте письменно в тетрадях для контрольных работ, не пользуясь никакой литературой и рабочей тетрадью.
Работу сдайте учителю. |
||||||||||||||||||
УЭ7 | Цель: Закрепить знания по данной теме, выполнив практическую работу № 5. «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств». Вспомните правила техники безопасности при работе с кислотами. Выполняйте задания практической работы, соблюдая инструкцию учебника к данной практической работе. При возникновении вопросов обратитесь за помощью к учителю или лаборанту. |
Используйте материал учебника с. 228 – 229. Оформляйте письменно в тетрадях для практических работ. Сдайте тетради на проверку учителю
|
||||||||||||||||||
Лист учета Ф. И. ученика, класс.
№ учебного элемента | Задание 1. Число баллов |
Задание 2. Число баллов |
Итого |
УЭ1 | |||
УЭ2 | |||
УЭ3 | |||
УЭ4 | |||
УЭ5 |
III. Этап усвоения новых знаний.
Самостоятельная работа учащихся по выполнению модуля. Учитель консультирует, контролирует их работу. Учащиеся самостоятельно, используя алгоритм готовых ответов, проверяют себя по мере выполнения заданий модуля и учебных элементов, оценивают свою деятельность, заносят результат в лист контроля. После выполнения заданий пятого учебного элемента, изучив с помощью модуля данную тему, закрепляют, выполняя самостоятельную работу своего варианта.
IV. Этап закрепления новых знаний.
Учащиеся переходят к выполнению седьмого учебного элемента – практической работе «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств».
Учитель вместе с лаборантом осуществляют контроль за соблюдением правил техники безопасности при выполнении практической работы.
V. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструкции по его выполнению.
После выполнения практической работы учащиеся приступают к последнему учебному элементу (подводят итоги урока), оценивают свою работу, подсчитав суммарное число баллов, выставляют отметки в тетради и дневники, выбирают домашнее задание в зависимости от набранных баллов и записывают его в дневники. Учитель, если это необходимо, проводит инструктаж по выполнению домашнего задания.
VI. Рефлексия. Учащиеся отвечают на вопросы рефлексии и сдают учителю.