Тема: Урок-обобщение по теме «Неметаллы», 9 класс
Тема: Урок-обобщение по теме «Неметаллы», 9 класс
Цели и задачи:
Обучающие: обобщить, систематизировать и скорректировать знания, умения и навыки учащихся по вопросам, касающихся строения, свойств и применения неметаллов и их соединений.
Развивающие: способствовать развитию навыков самостоятельной познавательной деятельности, умений сравнительного анализа, логического мышления, действий в нестандартной ситуации.
Воспитательные: способствовать формированию и развитию личностных качеств, ответственности за свою работу, уверенности в своих знаниях.
Ожидаемые результаты:
Личностные:ответственное отношение к учебной деятельности, целеустремлённость, умение управлять своими эмоциями.
Метапредметные: применение основных методов познания (системно-информационного анализа), использование основных интеллектуальных операций (формулирование гипотез, анализ, синтез, сравнение, обобщение, выявление причинно-следственных связей).
Предметные:
Учащиеся должны знать: основные характеристики, химические свойства неметаллов и их соединений.
Учащиеся должны уметь:обобщать, сравнивать, находить общее и различное в свойствах неметаллов, записывать уравнения химических реакций, характеризующие свойства неметаллов, наблюдать и описывать демонстрируемые химические эксперименты, делать выводы и умозаключения из наблюдений, структурировать изученный материал, фиксировать его в рабочей тетради.
Оформление доски:
На центральной части доски (сверху): «Урок - обобщение по теме «Неметаллы», Снизу:
↓ ↑ −2 +5 +6 нашатырный спирт песок |
Справа: «План урока»:
- «Дешифровщики»
- «Аукцион» (расчётная задача)
- Решение экспериментальной задачи
- «Исправь ошибки писателей»
- Видеозадание
- Подведение итогов урока
Слева: Домашнее задание: «Осуществить превращения по схеме»
1 уровень: Na2SO3→Na2SO4 → NaOH→ Na2SiO3→ SiO2→CaSiO3
2 уровень: Na3PO4→NaCl→Cl2→FeCl3→FeCl2→ Fe(OH)2→ X→ Fe2O3
Оборудование:
- Электронная «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева;
- Телевизор и фрагменты видеофильма фильма «Сера»;
- Модель кристаллической решётки оксида углерода (IV);
- Карточка с задачей;
- Демонстрационные объекты «Яйцо в бутылке» и «Кристаллы в стакане»;
- Кроссворд;
- Карточки с цитатами из художественной и научно-популярной литературы;
- Фломастеры, бумага.
Содержание урока:
Вступительное слово учителя
Дорогие ребята! Сегодня утром, придя в кабинет химии, я обнаружила, что из периодической системы исчез один элемент. Мне пришлось обратиться к соседям исчезнувшего элемента, и вот что они рассказали.
1 учащийся: Я – сосед снизу. Ночью просыпаюсь и слышу – сверху шум, возня, крики.
Учитель: И вы не поспешили на помощь?
1 учащийся: Что вы? Мне невозможно выходить из квартиры, ведь на воздухе я самовоспламеняюсь, а в темноте – свечусь.
2 учащийся: И я слышал шум в квартире слева, но тоже не мог помочь. Ведь со своим пропавшим соседом я сразу образую «веселящий» газ, который является наркотиком.
3 учащийся: Я – сосед пропавшего элемента слева. Эх, зря вы и ваш нижний сосед не вмешались. Позвали бы меня, и я бы вас быстренько адсорбировал. А так, ищи теперь нашего друга.
Учитель: Ну что, ребята, узнали вы соседей пропавшего элемента по периодической таблице? Значит, сможете легко назвать и его самого.
Сосед справа образует с пропавшим элементом «веселящий» газ – оксид азота (I) N2O.
Сосед снизу – светится в темноте (белый фосфор).
Сосед слева – обладает способностью адсорбции (углерод).
Итак, пропавший элемент-неметалл – это кислород. И у нас с вами сегодня обобщающий урок по теме «Неметаллы».
Целеполагание:
Учитель объявляет цели и план проведения урока. Творческое домашнее задание будет озвучено в процессе урока.
Первый этап урока «Дешифровщики» (фронтально, устно)
На доске записаны разные символы, цифры и слова, связанные с неметаллами и их соединениями. Помогите, пожалуйста, расшифровать их.
↓ ↑ −2 +5 +6 нашатырный спирт песок |
Ответ: Кремниевая кислота существует в виде нерастворимого вещества; сероводород – летучее газообразное вещество; низшая степень окисления серы; высшая степень окисления элементов-неметаллов VAгруппы; высшая степень окисления элементов-неметаллов VIA группы; водный раствор аммиака; оксид кремния (IV).
Второй этап «Аукцион» // расчётная задача
На столе находится модель кристаллической решётки некоторого соединения. Назвать это вещество.
Задание по выбору:
– участие в аукционе;
– решение расчётной задачи у доски. (Приложение 2).
Те, кто выбрали участие в аукционе, должны ответить на вопросы таблицы (Приложение 1). Кто выполнит задание быстрее всех, выходит к доске и записывает химические свойства (уравнения реакции).
Остальные в это время проверяют задачу.
Задача: Какой объём оксида азота (IV) выделится при взаимодействии 126 г концентрированной азотной кислоты с медью?
Дано: m(HNО3) = 126 г |
Решение: Си+4НNО3(к)=Си(NО3)2+2NO2+2Н2O n(HNO3):n(NO2)=2:1; n(NO2)=n(HNO3):2 n(HNO3) =126г:63г/моль=2моль n(NO2 )=1моль V (NО2) =22,4 л. Ответ: 22,4 л |
Найти: V (NО2) – ? л М (НNО3) = 63 г/моль |
Затем все проверяют участника «Аукциона».
Третий этап «Экспериментальные задачи (работа в парах) // кроссворд
Учащимся демонстрируются занимательные опыты: «Яйцо в бутылке» и «Кристаллы в растворе».
Задание: объяснить с химической точки зрения наблюдаемые явления и написать уравнения реакции (на листке фломастером).
- СаСО3+2СН3СООН = Са(СН3СОО)2 + СО2 + Н2О
- Са(СН3СОО)2 + Nа2СО3 = СаСО3 + 2СН3СООNа
- Nа2SiO3 + MnCl2 = MnSiO3 ↓+ 2NaCl
В это время один учащийся у доски решает кроссворд. (Приложение 4).
Четвёртый этап «Исправь ошибки писателей» (творческое задание)
Очень часто, читая художественную литературу, можно найти химические ошибки. На прошлом уроке я предложила двум учащимся подобрать материал для обсуждения на уроке. Итак, послушаем задание и исправим ошибки писателей. (Приложение 3).
Ответ к фрагменту книги А. Конан Дойла «Собака Баскервилей»: белый фосфор светится в темноте, может самовоспламеняться, но 0,1 г – смертельная доза, поэтому собака бы сразу погибла.
Ответ к фрагменту газетной статьи: Из текста следует, что простые вещества углерод и азот ядовиты. Ядовиты же их оксиды (по-видимому, это и имели в виду авторы). Диоксид серы назван по устаревшей номенклатуре.
Пятый этап «Видеозадание»
Написать уравнение реакции взаимодействия сульфита натрия cсерной кислотой (после слов «Наблюдаем выделение оксида серы (IV)».
Na2SO3 + H2SO4 = Na2SO4 + SO2↑ + H2O
После слов « познакомимся с её отличительными свойствами». (Пауза).
Ответ: Кислота слабая, разлагается на оксид серы (IV) и воду.
Подведение итогов урока
Учитель оценивает работу каждого ученика, комментирует и выставляет оценки.
Дифференцированное домашнее задание
Домашнее задание «Осуществить превращения по схеме»:
1 уровень: Na2SO3→Na2SO4 → NaOH→ Na2SiO3→ SiO2→CaSiO3
2 уровень: Na3PO4→NaCl→Cl2→FeCl3→FeCl2→ Fe(OH)2→ X→ Fe2O3
Приложение 1
Аукцион
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 2
Задача
Какой объём оксида азота (IV) выделится при взаимодействии 126 г концентрированной азотной кислоты с медью?
Ответ: 22,4 л.
Приложение 3
А. Конан Дойл «Собака Баскервилей».
«Да! Это была собака, огромная, чёрная, как смоль. Из её пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Её огромная пасть светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. – Фосфор, – сказал я»
Вопросы: Какими свойствами обладает фосфор? Возможны ли явления, описанные в повести?
Статья из газеты.
«Нью-Йорк ежедневно выбрасывает в воздух 3200 т двуокиси серы, 280 т промышленной пыли, 4200 т углерода, азота и других ядовитых веществ.
Вопрос: Какие неточности допущены автором?
Приложение 4
Кроссворд «Окислительно-восстановительные реакции»
1 д |
в | а | |||||||||||
2 х |
л | о | р | ||||||||||
3 |
|||||||||||||
4 а |
з | о | т | ||||||||||
5 о |
д | и | н | ||||||||||
6 к |
и | с | л | о | р | о | д | ||||||
7 |
1. Число электронов, отданных цинком в реакции Zn+Br2=ZnBr2
2. Элемент – окислитель в реакции: Н2+Cl2=2HCl
3. Элемент, который отдаёт электроны в ходе окислительно-восстановительной реакции
4. Элемент, высшая степень окисления которого +5 в реакции 4НNО3+ Cu = Cu (NО3)2+2NO2+2H2О
5. Степень окисления простых веществ
6. Окислитель в реакции: 2Cu+O2=2CuO
7. Степень окисления серы в молекуле H2SO4
Т. В. Сергеева, МОБУ "Восточненская СОШ" Тындинского района, Амурская область