Интегрированный семинар в форме круглого стола «Производство серной кислоты»
Интегрированный семинар в форме круглого стола «Производство серной кислоты»
Цели урока:
– Организовать деятельность учащихся, направленную на формирование и усвоение основных научных принципов производства в свете требований современной технологии
на примере производства серной кислоты,
– Создать условия для развития умений обобщать, анализировать и делать выводы, совершенствовать навыки определения типа реакций
– Формировать умения учащихся вести дискуссию, аргументировать ответ, проявлять инициативу, творчество, самостоятельность в нестандартных ситуациях, развивать активную познавательную деятельность
Оборудование:
Дидактический раздаточный материал, таблица «Схема производства H2SO4».
Стеклянная палочка, мерная ложечка, химический стакан (высокий).
Компьютеры для каждой группы, компьютер учителя, проектор, экран, эпипроектор
Реактивы: серная кислота (концентрированная), сахарная пудра.
Форма урока: круглый стол
Методика проведения:
За две недели до проведения урока класс был разбит на несколько групп по интересам (экологи, литераторы, историки, химики, географы, корреспонденты, инженер, лаборант-аналитик). Каждая группа получила задание.
За несколько дней до проведения урока в пресс-центр были представлены заявки на подготовку, раздаточного материала и компьютеров для демонстрации подготовленных материалов.
Вначале урока ребята садятся по группам.
Методы:
Репродуктивный, частично-поисковый.
Планируемые результаты обучения:
Знать свойства соединений серы, основные научные принципы производства серной кислоты.
Уметь характеризовать уравнения реакций по различным признакам.
Ход урока.
№п/п | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 |
Слайд 1. |
Готовят учебники, тетради, ручки, проверяют работу компьютеров |
2. |
Слайд 2. . Тогда услышал я (о, диво) запах скверный, Как будто тухлое разбилося яйцо, Иль карантинный страж Курил жаровней серной. Я, нос, зажав, отворотив лицо _______________ |
Анализируют отрывок стихотворения А. С. Пушкина. Отвечают на вопросы:
|
3. |
Организация работы у доски. |
Один ученик у доски на числовой оси отмечает степени окисления, характерные для серы и ее соединений. Записывают в тетрадь |
4. |
Слайд 4. . Я растворю любой металл. Меня алхимик получал В реторте глиняной простой. Слыву я главной кислотой. . . Когда сама я растворяюсь В воде, то сильно нагреваюсь. |
Анализируют стихотворение и дают характеристику физических и химических свойств серной кислоты. Записывают в тетрадь Объясняют возможные окислительно-восстановительные процессы. |
5. | Работа круглого стола проводится в группах по интересам. | Координатор выступает с ответом на полученное задание |
6. | Слайд 5. Девизом проведения круглого стола можно считать слова Д. И. Менделеева – "Едва ли найдется другое, искусственно добываемое вещество, столь часто применяемое в технике, как серная кислота. Где нет заводов для ее добывания – немыслимо выгодное производство многих других веществ, имеющих важное технические значение". | Учащиеся приводят факты, подтверждающие или опровергающие данное высказывание |
7. |
Слайд 6. Группа корреспондентов. Задание. Почему серную кислоту называют хлебом промышленности? Ваша задача внимательно слушать и составлять конспект сообщения. |
Запись в тетрадях. Серная кислота необходима для производства других кислот, поэтому ее называют хлебом химической промышленности. Серная кислота используется при изготовлении взрывчатых веществ. Она необходима для получения сернокислых солей, очистки бензина, керосина и смазочных масел, зарядки свинцовых аккумуляторов |
8. |
Слайд 7. Группа экологов.
«Лик планеты химически резко меняется человеком сознательно и главным образом бессознательно». (В. И. Вернадский) |
Разлив серной кислоты http://www. newstube. ru/media/na-sumz-s-rel-sov-soshli-12-cistern-s-sernoj-kislotoj Ликвидация последствий http://www. newstube. ru/media/na-sumze-nachali-vosstanavlivat-zheleznodorozhnoe-polotno Записи в тетради. При аварийных выбросах в атмосферу попадают соединения серы: SO2;SO3; H2S; H2SO4; Fe2O3(пыль) Последствия: «закисление» почв и водоёмов, разрушение памятников, замедление роста деревьев и с/х культур |
9. |
Контролирует проведение демонстрационного эксперимента. |
Проводит лаборант-аналитик (ученик, занимающийся в кружке «Алхимик») . http://simplescience. ru/video/black_sugar_from_sulfuric_acid/ Записывают правила ТБ обращения с кислотами. Сначала вода – потом кислота, иначе случится большая беда. |
10. |
Слайд 8. Группа географов Задание: Есть ли месторождений серной кислоты в природе? Напоминание: не забывайте составлять конспект |
Демонстрируют фотографии озера серной кислоты http://portal. tpu. ru/departments/kafedra/gegx/Interesno/ Записывают в тетради: В кратере вулкана Иджен на острове Ява. На высоте 2386 метров над уровнем моря, глубина 212 метров |
11. |
Слайд 9. Группа Историки. Задание: Как давно серная кислота известна человечеству? |
http://www. himtrade. ru/info/st43. htm Записи в тетрадях. Первое упоминание о серной кислоте встречается в трудах арабского алхимика Гебера. Получать серную кислоту стали в средние века– камерным способом, который позднее стал называться нитрозным. |
12 |
Слайд 10. Группа Литераторы. Задание: Что вы думаете о способе получения серной кислоты описанном Ж. Верном? Вымысел это или реальность? |
http://www. loveread. ec/read_book. php?id=6507&p=39 Записывают в тетради. Ж. Верн. «Таинственный остров» |
13. |
Слайд 11. Группа Химики. |
Записывают в тетради. 2FeS04*H2O= Fe203+S02 + H2S04 + 6H2O Это производство было развито около Нордгаузена, поэтому получающаяся из железного купороса серная кислота получила название дымящей или нордгаузенской кислоты. |
14. |
Слайд 12. Современный способ производства S-2 -– -SO2--– SO3--- Н2SO4. Профессии работников сернокислотного производства |
Записывают в тетради Контактный способ
|
15. |
Слайд 13, 14. Сообщение группы лаборантов-аналитиков. Задание: Используя раздаточный материал, находить и подписывать аппараты для каждой стадии производства |
Записи в тетради: Сырьё: сера – S, серный колчедан (пирит) – FeS2, сульфиды цветных металлов – Cu2S, ZnS, PbS, сероводород – H2S I стадия: Обжигпирита. 4FeS2 + 1102→ 8SO2 + 2Fe2O3 необратимый некаталитический гетерогенный процесс, протекающий с выделением тепла. Печь для обжига в «кипящем слое» |
16. |
Слайд 15. Сообщение группы Инженеров технологов Очистка печного газа |
Записи в тетради: Полученный SO2, подвергают очистке. Циклон, электрофильтр, сушильная башня, теплообменник. |
17. |
Слайд 16. Группа аппаратчиков Вторая стадия производства. |
Записи в тетради: II стадия. Окисление SO2 в SO3. 2 SO2 + O2 →2SO3 + Q Гетерогенный, окислительно-восстановительный, экзотермического катализа. Катализатор V2O5 Контактный аппарат |
18. |
Слайд 17. Группа инженеров технологов Особенности IIIстадии производства |
Записи в тетради: III стадия. SO3 растворяют в конц. Н2SO4, получая олеум: m SO3 + H2O → H2SO4*n SO3 + Q Поглотительная башня |
19. |
Слайд 18. Группа экологов Способы защиты окружающей среды и человека. |
Записи в тетради: Основные технологические принципы: 1) Принцип непрерывности 2) Принцип теплообмена 3) Принцип противотока 4) Принцип безотходного производства При попадании кислоты на кожу необходимо _______________ При попадании кислоты в глаза -_____ |
21 | Координаторы групп получают карточки с заданиями |
Работа с карточками. CuS---A --– SO3---H2SO4 S0 --– S+2 ---S+3 ----H2SO4 X --– S+2 --– Y---– H2SO4 Один из учеников группы выполняет работу на кодопленке. Результаты работы проверяются через графопроектор. |
20. | Подведение итогов работы круглого стола | |
21. | Домашнее задание | Индивидуальные карточки с заданиями по теме «Производство серной кислоты» |
Приложение 1. Раздаточный дидактический материал |
Н. Ф. Герасимова, ГБОУ СОШ№ 19, г. Москва