Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

  • Библиотека
  • Химия
  • Интегрированный семинар в форме круглого стола «Производство серной кислоты»

Интегрированный семинар в форме круглого стола «Производство серной кислоты»

Интегрированный семинар в форме круглого стола «Производство серной кислоты»

Цели урока:

– Организовать деятельность учащихся, направленную на формирование и усвоение основных научных принципов производства в свете требований современной технологии

на примере производства серной кислоты,

– Создать условия для развития умений обобщать, анализировать и делать выводы, совершенствовать навыки определения типа реакций

– Формировать умения учащихся вести дискуссию, аргументировать ответ, проявлять инициативу, творчество, самостоятельность в нестандартных ситуациях, развивать активную познавательную деятельность

Оборудование:

Дидактический раздаточный материал, таблица «Схема производства H2SO4».

Стеклянная палочка, мерная ложечка, химический стакан (высокий).

Компьютеры для каждой группы, компьютер учителя, проектор, экран, эпипроектор

Реактивы: серная кислота (концентрированная), сахарная пудра.

Форма урока: круглый стол

Методика проведения:

За две недели до проведения урока класс был разбит на несколько групп по интересам (экологи, литераторы, историки, химики, географы, корреспонденты, инженер, лаборант-аналитик). Каждая группа получила задание.

За несколько дней до проведения урока в пресс-центр были представлены заявки на подготовку, раздаточного материала и компьютеров для демонстрации подготовленных материалов.

Вначале урока ребята садятся по группам.

Методы:

Репродуктивный, частично-поисковый.

Планируемые результаты обучения:

Знать свойства соединений серы, основные научные принципы производства серной кислоты.

Уметь характеризовать уравнения реакций по различным признакам.

Ход урока.

№п/п Деятельность учителя Деятельность учащихся
1
  1. Организационный момент

Слайд 1.

Готовят учебники, тетради, ручки, проверяют работу компьютеров
2.
  1. Проверка домашнего задания и актуализация знаний

Слайд 2. .

Тогда услышал я (о, диво) запах скверный,

Как будто тухлое разбилося яйцо,

Иль карантинный страж

Курил жаровней серной.

Я, нос, зажав, отворотив лицо _______________

Анализируют отрывок стихотворения А. С. Пушкина.

Отвечают на вопросы:

  1. О каких веществах идет речь?
  2. Какими еще интересными свойствами
3.

Организация работы у доски.

Один ученик у доски на числовой оси отмечает степени окисления, характерные для серы и ее соединений.

Записывают в тетрадь

4.

Слайд 4. .

Я растворю любой металл.

Меня алхимик получал

В реторте глиняной простой.

Слыву я главной кислотой. . .

Когда сама я растворяюсь

В воде, то сильно нагреваюсь.

Анализируют стихотворение и дают характеристику физических и химических свойств серной кислоты.

Записывают в тетрадь

Объясняют возможные окислительно-восстановительные процессы.

5. Работа круглого стола проводится в группах по интересам. Координатор выступает с ответом на полученное задание
6. Слайд 5. Девизом проведения круглого стола можно считать слова Д. И. Менделеева – "Едва ли найдется другое, искусственно добываемое вещество, столь часто применяемое в технике, как серная кислота. Где нет заводов для ее добывания – немыслимо выгодное производство многих других веществ, имеющих важное технические значение". Учащиеся приводят факты, подтверждающие или опровергающие данное высказывание
7.

Слайд 6.

Группа корреспондентов.

Задание. Почему серную кислоту называют хлебом промышленности?

Ваша задача внимательно слушать и составлять конспект сообщения.

Запись в тетрадях.

Серная кислота необходима для производства других кислот, поэтому ее называют хлебом химической промышленности. Серная кислота используется при изготовлении взрывчатых веществ. Она необходима для получения сернокислых солей, очистки бензина, керосина и смазочных масел, зарядки свинцовых аккумуляторов

8.

Слайд 7. Группа экологов.

«Лик планеты химически резко меняется человеком сознательно и главным образом бессознательно». (В. И. Вернадский)

Разлив серной кислоты

http://www. newstube. ru/media/na-sumz-s-rel-sov-soshli-12-cistern-s-sernoj-kislotoj

Ликвидация последствий

http://www. newstube. ru/media/na-sumze-nachali-vosstanavlivat-zheleznodorozhnoe-polotno

Записи в тетради.

При аварийных выбросах в атмосферу попадают соединения серы:

SO2;SO3; H2S; H2SO4; Fe2O3(пыль)

Последствия: «закисление» почв и водоёмов, разрушение памятников, замедление роста деревьев и с/х культур

9.

Контролирует проведение демонстрационного эксперимента.

Проводит лаборант-аналитик (ученик, занимающийся в кружке «Алхимик»)

. http://simplescience. ru/video/black_sugar_from_sulfuric_acid/

Записывают правила ТБ обращения с кислотами.

Сначала вода – потом кислота, иначе случится большая беда.

10.

Слайд 8. Группа географов Задание: Есть ли месторождений серной кислоты в природе?

Напоминание: не забывайте составлять конспект

Демонстрируют фотографии озера серной кислоты

http://portal. tpu. ru/departments/kafedra/gegx/Interesno/

Записывают в тетради:

В кратере вулкана Иджен на острове Ява. На высоте 2386 метров над уровнем моря, глубина 212 метров

11.

Слайд 9. Группа Историки. Задание: Как давно серная кислота известна человечеству?

http://www. himtrade. ru/info/st43. htm

Записи в тетрадях.

Первое упоминание о серной кислоте встречается в трудах арабского алхимика Гебера.

Получать серную кислоту стали в средние века– камерным способом, который позднее стал называться нитрозным.

12

Слайд 10. Группа Литераторы.

Задание: Что вы думаете о способе получения серной кислоты описанном Ж. Верном? Вымысел это или реальность?

http://www. loveread. ec/read_book. php?id=6507&p=39

Записывают в тетради.

Ж. Верн. «Таинственный остров»

13.

Слайд 11. Группа Химики.

Записывают в тетради.

2FeS04*H2O= Fe203+S02 + H2S04 + 6H2O

Это производство было развито около Нордгаузена, поэтому получающаяся из железного купороса серная кислота получила название дымящей или нордгаузенской кислоты.

14.

Слайд 12. Современный способ производства

S-2 -– -SO2--– SO3--- Н2SO4.

Профессии работников сернокислотного производства

Записывают в тетради

Контактный способ

  1. Инженер – технолог.
  2. Аппаратчик.
  3. Лаборант – аналитик.
15.

Слайд 13, 14.

Сообщение группы лаборантов-аналитиков.

Задание: Используя раздаточный материал, находить и подписывать аппараты для каждой стадии производства

Записи в тетради:

Сырьё: сера – S, серный колчедан (пирит) – FeS2, сульфиды цветных металлов – Cu2S, ZnS, PbS, сероводород – H2S

I стадия: Обжигпирита.

4FeS2 + 1102→ 8SO2 + 2Fe2O3

необратимый некаталитический гетерогенный процесс, протекающий с выделением тепла.

Печь для обжига в «кипящем слое»

16.

Слайд 15.

Сообщение группы Инженеров технологов

Очистка печного газа

Записи в тетради:

Полученный SO2, подвергают очистке.

Циклон, электрофильтр, сушильная башня, теплообменник.

17.

Слайд 16. Группа аппаратчиков

Вторая стадия производства.

Записи в тетради:

II стадия. Окисление SO2 в SO3.

2 SO2 + O2 →2SO3 + Q

Гетерогенный, окислительно-восстановительный, экзотермического катализа. Катализатор V2O5

Контактный аппарат

18.

Слайд 17.

Группа инженеров технологов

Особенности IIIстадии производства

Записи в тетради:

III стадия. SO3 растворяют в конц. Н2SO4, получая олеум:

m SO3 + H2O → H2SO4*n SO3 + Q

Поглотительная башня

19.

Слайд 18. Группа экологов

Способы защиты окружающей среды и человека.

Записи в тетради:

Основные технологические принципы:

1) Принцип непрерывности

2) Принцип теплообмена

3) Принцип противотока

4) Принцип безотходного производства

При попадании кислоты на кожу необходимо _______________

При попадании кислоты в глаза -_____

21 Координаторы групп получают карточки с заданиями

Работа с карточками.

CuS---A --– SO3---H2SO4

S0 --– S+2 ---S+3 ----H2SO4

X --– S+2 --– Y---– H2SO4

Один из учеников группы выполняет работу на кодопленке. Результаты работы проверяются через графопроектор.

20. Подведение итогов работы круглого стола
21. Домашнее задание Индивидуальные карточки с заданиями по теме «Производство серной кислоты»

Приложение 1.

Раздаточный дидактический материал

Н. Ф. Герасимова, ГБОУ СОШ№ 19, г. Москва