Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Тестовые задачи. Индикаторы

Тестовые задачи. Индикаторы

Внимательно прочитайте текст

ИНДИКАТОРЫ (от лат. indicator – указатель) – вещества, которые изменяют цвет в зависимости от кислотности раствора.

Самый старый кислотно-основной индикатор – лакмус. Еще в 1640 ботаники описали гелиотроп (Heliotropium Turnesole) – душистое растение с темно-лиловыми цветками, из которого было выделено красящее вещество. Этот краситель стал широко применяться химиками в качестве индикатора, который в кислой среде был красным, а в щелочной – синим. В 1704 немецкий ученый М. Валентин назвал эту краску лакмусом; это слово и осталось во всех европейских языках, кроме французского; по-французски лакмус – tournesol, что дословно означает «поворачивающийся за солнцем». Вскоре оказалось, что лакмус можно добывать и из более дешевого сырья, например, из некоторых видов лишайников.

В лабораториях используются универсальные индикаторы – смесь нескольких индивидуальных индикаторов, подобранных так, что их раствор поочередно меняет окраску, проходя все цвета радуги при изменении кислотности раствора в широком диапазоне рН (например, от 1(кислые) до 12(щелочные). Раствором универсального индикатора часто пропитывают полоски бумаги, которые позволяют быстро (хотя и с не очень высокой точностью) определить рН анализируемого раствора, сравнивая окраску полоски, смоченной раствором, с эталонной цветовой шкалой.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ СО ЩЕЛОЧАМИ и КИСЛОТАМИ

Забор веществ производите пипетками. Работайте аккуратно, над столом.

Щелочи оказывают на организм в основном локальное дейст­вие, вызывая омертвение (некроз) только тех участков кожного покрова, на которые они попали.

Кислоты вызывают локальный химический ожог. Степень тяжести химического ожога зависит от силы и кон­центрации кислоты.

Первая помощь. Пораженный участок кожи промывают силь­но скользящей струёй холодной воды в течение 10 мин.

Позвать учителя / лаборанта для дальнейшего оказания помощи.

Практическая часть работы.

Оборудование: универсальная индикаторная бумага, раствор индикаторов лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин, кассета для проведения анализа, одноразовые пипетка.

Задание: В пронумерованных стаканах находятся раствор серной кислоты, раствор гидроксида калия и вода.

Распознайте данные вещества, двумя различными способами.

Сформулируйте вывод, начав его фразой:

В результате проведенного эксперимента мы установили, что_____

В результате работы мы научились _______________

Результаты работы покажите, используя эпипроектор.

Н. Ф. Герасимова, ГБОУ СОШ№ 19, г. Москва