Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Тема: «Аммиак. Соли аммония»

Тема: «Аммиак. Соли аммония»

Тип урока: урок формирования и закрепления новых знаний.

Цели урока:

– обучающие: раскрыть строение молекулы аммиака, повторив на ее примере ковалентную полярную связь; сформировать знания о физических, химических свойствах, получении, собирании и распознавании аммиака и солей аммония.

-развивающие: развивать мышление, память, речь, умение анализировать, сопоставлять, делать выводы; совершенствовать навыки решения тестовых заданий; развивать познавательный интерес.

-воспитывающие: формировать мировоззрение учащихся, развить самостоятельность, чувство коллективизма и ответственность.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.

Планируемые результаты:

Предметные:

ñ Умения характеризовать аммиак (состав, строение, получение, физические и химические свойства);

ñ объяснять механизм образования четвертой ковалентной связи атома азота и показывать отличие его от обменного механизма образования ковалентной связи;

ñ объяснять основные свойства (обусловленные наличием в молекуле неподелённой электронной пары) и восстановительные свойства (вызванные минимальной степенью окисления азота) аммиака;

ñ записывать уравнения реакций, характеризующие способы получения и химические свойства аммиака и солей аммония;

ñ распознавать соли аммония, сопоставлять их с солями щелочных металлов;

ñ указывать области применения изучаемых веществ.

Метапредметные:

Познавательные УУД: умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования.

Личностные УУД: умения соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять самоконтроль познавательной деятельности в процессе достижения результата.

Регулятивные УУД: умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач.

Коммуникативные УУД: умение общаться с использованием монологической и диалогической речи.

Личностные:

творческое отношение к учебному труду.

Необходимое техническое оборудование: на столах учащихся компьютер; у учителя компьютер, проектор, экран; на демонстрационном столе: лабораторный штатив, стакан с водой, круглодонная колба с аммиаком (приготовленная заранее перед уроком), закрытая пробкой с вставленной в нее стеклянной трубкой; раствор фенолфталеина.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Приложения 1)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

УУД

1

2

3

4

5

6

1.

Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку

Приветствие, проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на работу.

Коммуникативные УУД:

сотрудничество с учителем.

2.

Мотивационно-ориентировочный этап

ЭОР №1 Тесты по теме: «Азот – простое вещество»

ЭОР2Аммиак. Строение молекулы.

Дает задания ученикам

Фронтально беседует с учащимися класса по вопросам кроссворда (слайд 2):

1. Явление, при котором одно вещество имеет разные модификации?

2. В ПСХЭ их 22. Элементы, расположенные в 4,5,6,7 группах. Что объединяет эти элементы?

3. Индикатор, который проявляет синий цвет в щелочной среде?

4. Вещество, которое ускоряет химическую реакцию, но само при этом не расходуется?

5. Элементы, в переводе с греческого означают «солеобразующие»?

6. Элементы, в переводе с греческого означает «рождающие руды».

Формулирует тему урока: «Аммиак. Соли аммония».

Записывает число, тему урока.

Для формулирования задач урока, предлагает учащимся заполнить таблицу (слайд 3,4)

«Знаю-хочу знать».

Формулирует задачи урока:

1. Способы получения аммиака.

2. Физические свойства.

3. Химические свойства аммиака и его соединений.

4. Распознавание аммиака и его соединений.

5. Применение и меры защиты от его воздействия.

Рассказывает о строение молекулы, акцентирует внимание на химической связи.

Учащиеся 1 варианта – выполняют на компьютере тесты по теме: «Азот – простое вещество»

учащиеcя 2 варианта отвечают на вопросы кроссворда, при необходимости делают записи на доске при заполнении таблицы.

Вместе формулируют тему урока.

При заполнении столбца таблицы «Знаю»

просматривают ЭОР №2.

Записывают состав и строение молекулы. Определяют тип химической связи.

Регулятивные УУД:

формулирование темы урока, постановка цели, задач, контроль знаний.

ПознавательныеУУД:

высказывают предположения на поставленные вопросы.

3.

Актуализация знаний.

Операционно-исполнительский этап.

Стадия осмысления.

Рассказывает учащимся о важности соединений азота, а именно об аммиаке. Озвучивает необходимость знания строения молекул веществ для определения свойств этих соединений, а также практически получать, собирать и распознавать аммиак. Предлагает учащимся в ходе урока определить: где применяется аммиак.

Предлагает, просмотрев видеофрагмент, записать уравнение получения аммиака и описать его физические свойства.

Учащиеся слушают, смотрят видеофрагмент, обсуждают, составляют уравнение. Составляют в тетради опорный конспект.

Познавательные УУД:

умение на практике пользоваться логическими приёмами, объснения, решения проблем.

Личностные УУД:

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Регулятивные УУД:

умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач.

Введение новых знаний

Свойства аммиака и солей аммония.

Осмысление нового материала

ЭОР №3Физические и химические свойства аммиака.

Учитель дает задание учащимся просмотреть 1 слайд из ЭОР №3, проводитдемонстрационный эксперимент:растворимость аммиака в воде -«фонтан» в колбе. Задает вопросы учащимися: 1) Почему аммиак хорошо растворим в воде? 2) Почему водный раствор аммиака окрашивает фенолфталеин в малиновый цвет?

3)Как можно распознать аммиак?

Учитель объясняет образование между молекулами аммиака водородной связи.

Учитель дает задание просмотреть и прослушать 2 слайд из ЭОР. Обращает внимание учащихся на соли аммония. Химические свойства аммиака: записывают на доске уравнения реакций, составляют электронный баланс.

Показывает видеоролик «Горение аммиака в кислороде», «Аммиак восстанавливает металлы из их оксидов».

Химические свойства солей аммония.

Качественная реакция на NH4+.

Применение аммиака и защита от воздействия аммиака.

Составление уравнений реакций на доске.

Проверка опорного конспекта.

Учащиеся смотрят и слушают материал из ЭОР, смотрят эксперимент, отвечают на вопросы учителя. Продолжают оформлять опорный конспект, работают у доски, составляют уравнения химических реакций.

Проверяют все вместе основные моменты опорного конспекта.

Познавательные УУД:

умение на практике пользоваться логическими приёмами, объснения, решения проблем.

Личностные УУД:

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Регулятивные УУД:

умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач.

Коммуникативные УУД:

умение общаться с использованием монологической о диалогической речи.

Личностные УУД:

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Регулятивные УУД:

умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач.

6.

Закрепление.

ЭОР №4 Тесты по теме: «Аммиак и его свойства. Соли аммония»

Учитель дает задание выполнить тестирование по теме урока.

Учащиеся выполняют тест, выясняют уровень усвоения знаний по теме.

Личностные УУД:

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Регулятивные УУД:

умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач.

Рефлексия.

Задает вопросы учащимся:

Сегодня на уроке я узнал. . .

Я достиг (не достиг ) цели, потому что. . . .

Что вы будете использовать в жизненной ситуации?

Учащиеся отвечают на вопросы

Коммуникативные УУД:

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений.

7.

Домашнее задание.

Учитель записывает на доске и комментирует:§33, задание 1-8 , подготовиться к практической работе 4.

Учащиеся записывают задание в дневник.

1

Д. В. Зажигина, МБОУ СОШ №58 станицы Варениковской, Крымский район, Краснодарский край