Тема: «Аммиак. Соли аммония»
Тема: «Аммиак. Соли аммония»
Тип урока: урок формирования и закрепления новых знаний.
Цели урока:
– обучающие: раскрыть строение молекулы аммиака, повторив на ее примере ковалентную полярную связь; сформировать знания о физических, химических свойствах, получении, собирании и распознавании аммиака и солей аммония.
-развивающие: развивать мышление, память, речь, умение анализировать, сопоставлять, делать выводы; совершенствовать навыки решения тестовых заданий; развивать познавательный интерес.
-воспитывающие: формировать мировоззрение учащихся, развить самостоятельность, чувство коллективизма и ответственность.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.
Планируемые результаты:
Предметные:
ñ Умения характеризовать аммиак (состав, строение, получение, физические и химические свойства);
ñ объяснять механизм образования четвертой ковалентной связи атома азота и показывать отличие его от обменного механизма образования ковалентной связи;
ñ объяснять основные свойства (обусловленные наличием в молекуле неподелённой электронной пары) и восстановительные свойства (вызванные минимальной степенью окисления азота) аммиака;
ñ записывать уравнения реакций, характеризующие способы получения и химические свойства аммиака и солей аммония;
ñ распознавать соли аммония, сопоставлять их с солями щелочных металлов;
ñ указывать области применения изучаемых веществ.
Метапредметные:
Познавательные УУД: умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования.
Личностные УУД: умения соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять самоконтроль познавательной деятельности в процессе достижения результата.
Регулятивные УУД: умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач.
Коммуникативные УУД: умение общаться с использованием монологической и диалогической речи.
Личностные:
творческое отношение к учебному труду.
Необходимое техническое оборудование: на столах учащихся компьютер; у учителя компьютер, проектор, экран; на демонстрационном столе: лабораторный штатив, стакан с водой, круглодонная колба с аммиаком (приготовленная заранее перед уроком), закрытая пробкой с вставленной в нее стеклянной трубкой; раствор фенолфталеина.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ |
Этап урока |
Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Приложения 1) |
Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) |
Деятельность ученика |
УУД |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Организационный момент |
Приветствие, проверка готовности к уроку |
Приветствие, проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на работу. |
Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем. |
|
2. |
Мотивационно-ориентировочный этап |
ЭОР №1 Тесты по теме: «Азот – простое вещество» ЭОР №2Аммиак. Строение молекулы. |
Дает задания ученикам Фронтально беседует с учащимися класса по вопросам кроссворда (слайд 2): 1. Явление, при котором одно вещество имеет разные модификации? 2. В ПСХЭ их 22. Элементы, расположенные в 4,5,6,7 группах. Что объединяет эти элементы? 3. Индикатор, который проявляет синий цвет в щелочной среде? 4. Вещество, которое ускоряет химическую реакцию, но само при этом не расходуется? 5. Элементы, в переводе с греческого означают «солеобразующие»? 6. Элементы, в переводе с греческого означает «рождающие руды». Формулирует тему урока: «Аммиак. Соли аммония». Записывает число, тему урока. Для формулирования задач урока, предлагает учащимся заполнить таблицу (слайд 3,4) «Знаю-хочу знать». Формулирует задачи урока: 1. Способы получения аммиака. 2. Физические свойства. 3. Химические свойства аммиака и его соединений. 4. Распознавание аммиака и его соединений. 5. Применение и меры защиты от его воздействия. Рассказывает о строение молекулы, акцентирует внимание на химической связи. |
Учащиеся 1 варианта – выполняют на компьютере тесты по теме: «Азот – простое вещество» учащиеcя 2 варианта отвечают на вопросы кроссворда, при необходимости делают записи на доске при заполнении таблицы. Вместе формулируют тему урока. При заполнении столбца таблицы «Знаю» просматривают ЭОР №2. Записывают состав и строение молекулы. Определяют тип химической связи. |
Регулятивные УУД: формулирование темы урока, постановка цели, задач, контроль знаний. ПознавательныеУУД: высказывают предположения на поставленные вопросы. |
3. |
Актуализация знаний. Операционно-исполнительский этап. Стадия осмысления. |
Рассказывает учащимся о важности соединений азота, а именно об аммиаке. Озвучивает необходимость знания строения молекул веществ для определения свойств этих соединений, а также практически получать, собирать и распознавать аммиак. Предлагает учащимся в ходе урока определить: где применяется аммиак. Предлагает, просмотрев видеофрагмент, записать уравнение получения аммиака и описать его физические свойства. |
Учащиеся слушают, смотрят видеофрагмент, обсуждают, составляют уравнение. Составляют в тетради опорный конспект. |
Познавательные УУД: умение на практике пользоваться логическими приёмами, объснения, решения проблем. Личностные УУД: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. Регулятивные УУД: умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач. |
|
Введение новых знаний |
|||||
Свойства аммиака и солей аммония. Осмысление нового материала |
ЭОР №3Физические и химические свойства аммиака. |
Учитель дает задание учащимся просмотреть 1 слайд из ЭОР №3, проводитдемонстрационный эксперимент:растворимость аммиака в воде -«фонтан» в колбе. Задает вопросы учащимися: 1) Почему аммиак хорошо растворим в воде? 2) Почему водный раствор аммиака окрашивает фенолфталеин в малиновый цвет? 3)Как можно распознать аммиак? Учитель объясняет образование между молекулами аммиака водородной связи. Учитель дает задание просмотреть и прослушать 2 слайд из ЭОР. Обращает внимание учащихся на соли аммония. Химические свойства аммиака: записывают на доске уравнения реакций, составляют электронный баланс. Показывает видеоролик «Горение аммиака в кислороде», «Аммиак восстанавливает металлы из их оксидов». Химические свойства солей аммония. Качественная реакция на NH4+. Применение аммиака и защита от воздействия аммиака. Составление уравнений реакций на доске. Проверка опорного конспекта. |
Учащиеся смотрят и слушают материал из ЭОР, смотрят эксперимент, отвечают на вопросы учителя. Продолжают оформлять опорный конспект, работают у доски, составляют уравнения химических реакций. Проверяют все вместе основные моменты опорного конспекта. |
Познавательные УУД: умение на практике пользоваться логическими приёмами, объснения, решения проблем. Личностные УУД: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. Регулятивные УУД: умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач. Коммуникативные УУД: умение общаться с использованием монологической о диалогической речи. Личностные УУД: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. Регулятивные УУД: умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач. |
|
6. |
Закрепление. | ЭОР №4 Тесты по теме: «Аммиак и его свойства. Соли аммония» |
Учитель дает задание выполнить тестирование по теме урока. |
Учащиеся выполняют тест, выясняют уровень усвоения знаний по теме. |
Личностные УУД: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. Регулятивные УУД: умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач. |
Рефлексия. |
Задает вопросы учащимся: Сегодня на уроке я узнал. . . Я достиг (не достиг ) цели, потому что. . . . Что вы будете использовать в жизненной ситуации? |
Учащиеся отвечают на вопросы |
Коммуникативные УУД: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений. |
||
7. |
Домашнее задание. |
Учитель записывает на доске и комментирует:§33, задание 1-8 , подготовиться к практической работе 4. |
Учащиеся записывают задание в дневник. |
1 |
Д. В. Зажигина, МБОУ СОШ №58 станицы Варениковской, Крымский район, Краснодарский край