Урок "Электролитическая диссоциация"
Урок "Электролитическая диссоциация"
Цели урока: Формирование у учащихся устойчивых знаний об электролитах и происходящей в их растворах диссоциации, умения объяснить механизм ее протекания, определить принадлежность любого вещества к группе электролитов или неэлектролитов.
Задачи:
Образовательная:
Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению, первичному запоминанию таких понятий как: электролит, электролитическая диссоциация и механизм ее протекания, степень диссоциации, сильные и слабые электролиты
Развивающая:
Развивать умения выделить главное, существенное в изучаемом материале, логику при делении веществ на электролиты и неэлектролиты.
Воспитательная:
Продолжать воспитание чувства взаимопомощи, желания трудиться, бережного отношения к лабораторному оборудованию.
Тип урока : изучение нового материала. .
Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная
Необходимое техническое оборудование интерактивный комплекс, пробирки, штативы для пробирок, реактивы: концентрированная серная кислота, раствор метилоранжа на ацетоне, кристаллический гидроксид кальция, кристаллический фенолфталеин, обезвоженный сульфат меди, ацетон, вода. Структура и ход урока
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) |
Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) |
Деятельность ученика | Время (в мин. )
|
||||||
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 | ||||||
І.
II.
|
Организационный
Постановка проблемы, цели и задач.
III. Основная часть. Изучение нового материала
IV. Закрепление изученного материала.
V. Заключительный
|
ирки кристаллы фенолфталеина,
Прибор для определения электропроводности
Механизм электролитической диссоциации
Электролиты и неэлектролиты
Механизм электролитической диссоциации
Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты
|
Проверяет готовность учеников, приветствует их. Предлагает учащимся провести два лабораторных опыта. таванием и садядтся. их. торному оборудованию. щей 1. В первую сухую пробирку налить концентрированной серной кислоты и добавить метилоранжевого индикатора на ацетоне. Окраска индикатора не изменится. Во вторую пробирку налить воды и добавить часть раствора из первой пробирки. 2. В две сухие пробирки насыпать немного кристаллического гидроксида кальция (или оксида кальция) и добавить в обе пробирки кристаллы фенолфталеина, . ти два лабораторных опыта. ты и неэлектролитывстряхнуть. В одну из пробирок прилить воды. 3. Учитель просит ребят посмотреть видеофрагмент.
4 Совместно с учениками ставится цель урока и задачи урока (исходя из проблемы).
Учитель рассказывает о существовании молекул воды в виде диполя. Объясняет механизмы действия диполей воды на вещества, образованные ионной или ковалентной сильнополярной связью. Просит учащихся вспомнить, вещества, относящиеся к каким классам образованы данными видами связи. Уточняет, что представители названных классов должны растворяться в воде, поэтому относит к диссоциирующим веществам щелочи, растворимые соли и кислоты. Дает понятия «электролиты» и «неэлектролиты».
Задает вопрос: «Одинаково ли быстро вещества распадаются на ионы?» Знакомит их с понятием «Степень электролитической диссоциации». Указывает названия веществ, относящихся к сильным и слабым электролитам.
Вызывает к доске ученика, который при помощи класса должен составить схему механизма электролитической диссоциации. Проверяет степень усвоения понятия «Сильные и слабые электролиты», предлагая выполнить интерактивный тест
Задает домашнее задание (параграф 35. Задание 20 в «Рабочей тетради»). Выставляет оценки в электронный журнал. Благодарит учеников за работу и прощается с ними до следующего урока
|
Приветствуют учителя вставанием и садятся. Учащиеся выполняют лабораторные опыты. Делают выводы, что действие индикаторов проявляется лишь при разбавлении предложенных веществ водой. Формулируют проблему: необходимость выяснить причину изменений, происходящих с веществами под действием воды.
Учащиеся дополняют поставленную проблему вопросом о причине электропроводимости веществ при растворении в воде.
Слушают объяснение. Вспоминают из курса физики закон Кулона о возможности притяжения лишь противоположных зарядов. Отвечают на вопрос учителя, что к веществам с ионной и ковалентной сильнополярной связью относятся соли, основания, оксиды и кислоты.
Создают таблицу, разделенную на две колонки, названных, соответственно, «Электролиты» и «Неэлектролиты». В каждую записывают названия веществ, относящихся к соответствующей группе, а так же типы связей, их образующие.
Записывают формулу и определение степени электролитической диссоциации. Логически устанавливают, что для сильных электролитов степень диссоциации стремится к 1, а для слабых – к 0. Составляют таблицу, в 1 графу которой вносят сведения о сильных электролитах, во 2 графу сведения о слабых. Помогают ученику составить схему, исправляют ошибки.
Выполняют тест. Ставят себе оценки.
Записывают домашнее задание, называют учитель свои оценки за тест. Собираются, покидают класс. |
2 мин
10мин
20мин
10мин
3 мин |
||||||
Приложение № 1 к плану-конспекту урока
«Электролитическая диссоциация»
(Тема урока)
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т. д. ) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 |
Прибор для определения электропроводности |
Информационный | Видеофрагмент | http://www. school-collection. edu. ru/catalog/res/617fdbc0-8cff-11db-b606-0800200c9a66/view/ |
2 | Механизм электролитической диссоциации | Информационный | анимация | http://www. school-collection. edu. ru/catalog/res/617fdbc1-8cff-11db-b606-0800200c9a66/view/ |
3 | Электролиты и неэлектролиты | Информационный | текст | http://www. school-collection. edu. ru/catalog/res/617fb4dd-8cff-11db-b606-0800200c9a66/view/ |
4 | Механизм электролитической диссоциации | Практический | Интерактивная схема | http://www. fcior. edu. ru/card/14097/mehanizm-elektroliticheskoy-dissociacii. html |
5 | Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты | Контролирующий | Интерактивный тест | http://www. school-collection. edu. ru/catalog/res/617fdbc2-8cff-11db-b606-0800200c9a66/view/ |