"Окислительно-восстановительные реакции" 8 класс
"Окислительно-восстановительные реакции" 8 класс
Цель: 1) Дать учащимся понятие об окислении и восстановлении: рассмотреть
сущность окислительно – восстановительных реакций, их взаимосвязь: 2) сформировать представление о сущности химических реакций, найти взаимосвязь между структурой вещества и его свойствами: 3) обобщить строение веществ и их свойства, выработать умение по составлению простых уравнений методом электронного баланса, привести в систему накопленные знания о типах химических реакций.
Оборудование: модели различных типов хим. связи и кристал. решеток, таблица, отражающая зависимость св-в веществ от типа кристаллической решетки.
Ход урока:
1. Организационный момент. Проверить наличие принадлежностей. Конспект лежит на каждой парте, отложить в сторону. В тетрадях записывают тему» Окислительно -восстановительные реакции».
2. Девиз урока: В природе постоянно идут превращения веществ, которые выражают с помощью химических уравнений.
Задание 1. Подумайте и ответьте, к какому типу реакций относятся данные опыты, которые демонстрирует учитель:
A)Fe + CuCL2 -----
Б) СаСОз + НСl -----
В) Си +02 —-Г) NaOH+ HC1 – Д)Си(ОН)2. . . . . .
Задание 2. Рассмотрите данные уравнения реакций с точки зрения изменения степени окисления элементов (Делаем вывод о том, что собой представляют окислительно -восстановительные реакции).
2 Формирование понятия «окисление». Процесс отдачи электронов – окисление
Na°-e---Na+ S°-4e---S+4
Mg°-2e---Mg+2 P°-5e---P+5
3. Формирование понятия «восстановление». Процесс принятия электронов -
восстановление.
С1° + е - – С1 N0 + Зе" --N'3 0°+ 2е- – О"2
4. Взаимосвязь процессов окисления и восстановления.
В природе все процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Без окисления нет восстановления и без восстановления не может быть окисления:
Zn° + Н+Сl- – Zn+2C1-2 --+ Н2°
Проставляем степени окисления элементов до и после реакции, выписываем те
элементы. Которые изменили степень окисления:
1. Zn° – 2е-~Zn+2 окисление
восстановитель
2 Н+ + е" -– Н° восстановление
Окислитель
На основании закона сохранения массы веществ и следствия из него вытекающего, число принятых электронов равно числу отданных. Запомните! Дополнительные множители – это коэффициенты в уравнении химической реакции. 5. Объяснение повторяю еще раз.
3. Самостоятельная работа класса по конспекту (10 мин. )
Конспект.
1. Запомните! Процесс окисления – отдача электронов, а частица, отдающая электрон -
восстановитель (окисляется)
Mg° – 2е- --Mg+2 окисление
К0 –е- – К+ окисление
2. Процесс восстановления – принятие электронов, а частица, принимающая электрон -
окислитель (восстанавливается).
О0 + 2е-– -О2-2
С°+4е- --С-4сстановление
Окислитель
3. Окислительно– восстановительные реакции (уравнения) составляются методом электронного баланса. Запомните порядок!
1) Запишите схему реакции: СиО + Н2—Си + Н2О
2) Проставьте степени окисления элементов до и после реакции (Си+2, О-2 Н°2 Си0 ,Н+2 O-2
3) Подчеркните в уравнении элементы, изменяющие свою степень окисления.
4) Составьте отдельно схему процесса окисления – восстановления:
1 Си+2 + 2е-— Си0 восстановление
ок-ль
Н20 – е-2— 2Н+ окисление
восст-ль
5) Найдите общее кратное для принятых и отданных электронов . (2)
Запомните! Дополнительные множители – это коэффициенты в уравнении реакции.
4. Самостоятельное составление уравнения реакции, руководствуясь конспектом:
Mg + N2 —Mg3N2
5. Задание на дом: п. 46, конспект.