Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Тема: Свойства воды. 8 класс

Тема: Свойства воды. 8 класс

Цель урока: Сформировать у учащихся понятие о химических свойствах воды.

Задачи:

Образовательные:

– изучить химические свойства воды;

– научиться составлять уравнения химических реакций взаимодействия воды

с металлами и оксидами металлов и неметаллов.

Развивающие:

– продолжать формировать у учащихся умения составлять уравнения реакций;

– способствовать развитию речи учащихся;

– способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.

Воспитательные:

– воспитание осознанной потребности в знаниях;

– совершенствовать умение выслушивать мнение каждого члена коллектива, делать самостоятельные выводы;

– развивать любознательность. Форма организации учебной деятельности: индивидуальная и групповая.

Методическое оснащение урока:

Материально-техническая база:

– кабинет химии, персональный компьютер, проектор, экран.

Дидактическое обеспечение:

– рабочая тетрадь учащихся, учебник;

– презентация PowerPoint.

Основные понятия: активные металлы, гидроксиды, металлы средней активности, оксиды металлов и неметаллов, кислоты, реакции разложения, замещения и соединения.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

№ слайда

презен-

тации

I. Организационный момент

Сообщение темы и цели урока:

Ребята, вы уже догадались, что мы будем изучать сегодня на уроке?

Отвечают на вопрос учителя, записывают тему урока

№ 1, 2

II. Актуализация знаний учащихся

Ведется фронтальный опрос о воде в природе и способах её очистки Отвечают на вопросы учителя

III. Изучение нового материала

1. Строение молекулы воды

Ведется беседа по вопросам:

1. Приведите химическую формулу воды;

2. Из каких элементов состоит молекула воды?

Рассмотрим строение воды

Отвечают на вопросы учителя, зарисовывают в тетради формулу воды

№ 3

2. Физические свойства воды Какие свойства воды вам известны из курса физики и природоведения?

Отвечают на вопросы, записывают физические свойства воды в тетрадь, просматривают слайды

№ 4, 5, 6

3. Химические свойства воды

1. а) взаимодействие активных металлов с водой

1. Все металлы по химической активности можно разделить на три группы: активные, средней активности и малоактивные.

(Обращаемся к ряду активности металлов)

При комнатной температуре вода взаимодействует с активными металлами

(смотрим видеофрагмент)

Работают с рядом активности металлов, просматривают видеофрагмент № 7

Записываю уравнение реакции взаимодействия лития с водой:

2Li + 2H2O = 2LiOH + H2

гидроксид лития

(класс – основания)

? К какому типу относятся данные реакции?

Записывают уравнение в тетрадь.

Затем на закрепление у доски и в тетрадях пишут реакции с Na,K,Ca

2Na + 2NaOH = 2NaOH + H2

гидроксид натрия

2K + 2H2O = 2KOH + H2

Ca + 2H2O = Ca(OH)2 + H2

гидроксид кальция

просматривают опыт «Ввзаимодействие кальция с водой»

(Ответ: реакции замещения)

№ 8

8

9

? Почему раствор гидроксида натрия прозрачный, а раствор гидроксида кальция непрозрачный?

Отвечают на вопрос, работают с таблицей растворимости.

Записывают определение:

Щелочи – растворимые в воде основания

10
1. б) взаимодействие с водой металлов средней активности и малоактивных металлов

? Как вы думаете, металлы средней активности могут взаимодействовать с водой?

? К какому типу относятся данные реакции?

Отвечают на вопрос, записывают в тетрадь уравнения реакций:

Zn + H2O = ZnO + H2

3Fe + 4H2O = Fe3O4 + H2

(Ответ: реакции замещения)

11
2. Взаимодействие воды с оксидами ? Как вы думаете, вода может взаимодействовать с оксидами металлов? Высказывают свои предположения

2. а) взаимодействие воды с оксидами активных металлов

Записываю уравнение:

Na2O + H2O = 2NaOH

Записывают уравнение в тетрадь. На закрепление

самостоятельно записывают уравнения:

CaO + H2O = Ca(OH)2

K2O + H2O = 2KOH

12

? Что получиться при взаимодействии воды с оксидами неметаллов? Высказывают свои предположения, смотрят опыт «Взаимодействие оксида серы (IV)с водой 13
2. б) взаимодействие оксидов неметаллов с водой

Записываю уравнение:

SO2 + H2O = H2SO3

сернистая кислота

? К какому типу относятся данные реакции?

Записывают уравнение в тетрадь. На закрепление самостоятельно составляют уравнения:

SO3 + H2O = H2SO4

сернаякислота

P2O5 + 3H2O = 2H3PO4

ортофосфорная кислота

твет: реакции соединения)

14

15

3. Разложение воды под действием электрического тока

? Вспомните, что получится из воды, если через неё пропустить электрический ток?

К какому типу относится данная реакция?

Отвечают на вопрос, записывают уравнение реакции:

2H2O → 2H2 + O2

(Ответ: реакция разложения)

16
IV. Рефлексия Подвожу итоги урока, выставляю оценки за урок

Заканчивают предложения:

Я узнал _______________

Я научился _______________

Я понял _______________

17
V. Домашнее задание Даю домашнее задание Записывают домашнее задание в тетрадь 18

Литература:

  1. Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман, Химия 8 класс, Москва, «Просвещение», 2011 год

Л. Ф. Никитюк, МКОУ СОШ № 85 им. героя Советского Союза Н. Д. Пахотищева, г. Тайшет, Иркутская область