Тема: Свойства воды. 8 класс
Тема: Свойства воды. 8 класс
Цель урока: Сформировать у учащихся понятие о химических свойствах воды.
Задачи:
Образовательные:
– изучить химические свойства воды;
– научиться составлять уравнения химических реакций взаимодействия воды
с металлами и оксидами металлов и неметаллов.
Развивающие:
– продолжать формировать у учащихся умения составлять уравнения реакций;
– способствовать развитию речи учащихся;
– способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.
Воспитательные:
– воспитание осознанной потребности в знаниях;
– совершенствовать умение выслушивать мнение каждого члена коллектива, делать самостоятельные выводы;
– развивать любознательность. Форма организации учебной деятельности: индивидуальная и групповая.
Методическое оснащение урока:
Материально-техническая база:
– кабинет химии, персональный компьютер, проектор, экран.
Дидактическое обеспечение:
– рабочая тетрадь учащихся, учебник;
– презентация PowerPoint.
Основные понятия: активные металлы, гидроксиды, металлы средней активности, оксиды металлов и неметаллов, кислоты, реакции разложения, замещения и соединения.
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
№ слайда презен- тации |
I. Организационный момент |
Сообщение темы и цели урока: Ребята, вы уже догадались, что мы будем изучать сегодня на уроке? |
Отвечают на вопрос учителя, записывают тему урока |
№ 1, 2 |
II. Актуализация знаний учащихся |
Ведется фронтальный опрос о воде в природе и способах её очистки | Отвечают на вопросы учителя | |
III. Изучение нового материала 1. Строение молекулы воды |
Ведется беседа по вопросам: 1. Приведите химическую формулу воды; 2. Из каких элементов состоит молекула воды? Рассмотрим строение воды |
Отвечают на вопросы учителя, зарисовывают в тетради формулу воды |
№ 3 |
2. Физические свойства воды | Какие свойства воды вам известны из курса физики и природоведения? |
Отвечают на вопросы, записывают физические свойства воды в тетрадь, просматривают слайды |
№ 4, 5, 6 |
3. Химические свойства воды 1. а) взаимодействие активных металлов с водой |
1. Все металлы по химической активности можно разделить на три группы: активные, средней активности и малоактивные. (Обращаемся к ряду активности металлов) При комнатной температуре вода взаимодействует с активными металлами (смотрим видеофрагмент) |
Работают с рядом активности металлов, просматривают видеофрагмент | № 7 |
Записываю уравнение реакции взаимодействия лития с водой: 2Li + 2H2O = 2LiOH + H2↑ гидроксид лития (класс – основания) ? К какому типу относятся данные реакции? |
Записывают уравнение в тетрадь. Затем на закрепление у доски и в тетрадях пишут реакции с Na,K,Ca 2Na + 2NaOH = 2NaOH + H2 гидроксид натрия 2K + 2H2O = 2KOH + H2 Ca + 2H2O = Ca(OH)2 + H2 гидроксид кальция просматривают опыт «Ввзаимодействие кальция с водой» (Ответ: реакции замещения) |
№ 8 8 9 |
|
? Почему раствор гидроксида натрия прозрачный, а раствор гидроксида кальция непрозрачный? |
Отвечают на вопрос, работают с таблицей растворимости. Записывают определение: Щелочи – растворимые в воде основания |
10 | |
1. б) взаимодействие с водой металлов средней активности и малоактивных металлов |
? Как вы думаете, металлы средней активности могут взаимодействовать с водой? ? К какому типу относятся данные реакции? |
Отвечают на вопрос, записывают в тетрадь уравнения реакций: Zn + H2O = ZnO + H2 3Fe + 4H2O = Fe3O4 + H2 (Ответ: реакции замещения) |
11 |
2. Взаимодействие воды с оксидами | ? Как вы думаете, вода может взаимодействовать с оксидами металлов? | Высказывают свои предположения | |
2. а) взаимодействие воды с оксидами активных металлов |
Записываю уравнение: Na2O + H2O = 2NaOH |
Записывают уравнение в тетрадь. На закрепление самостоятельно записывают уравнения: CaO + H2O = Ca(OH)2 K2O + H2O = 2KOH |
12 |
? Что получиться при взаимодействии воды с оксидами неметаллов? | Высказывают свои предположения, смотрят опыт «Взаимодействие оксида серы (IV)с водой | 13 | |
2. б) взаимодействие оксидов неметаллов с водой |
Записываю уравнение: SO2 + H2O = H2SO3 сернистая кислота ? К какому типу относятся данные реакции? |
Записывают уравнение в тетрадь. На закрепление самостоятельно составляют уравнения: SO3 + H2O = H2SO4 сернаякислота P2O5 + 3H2O = 2H3PO4 ортофосфорная кислота (Ответ: реакции соединения) |
14 15 |
3. Разложение воды под действием электрического тока |
? Вспомните, что получится из воды, если через неё пропустить электрический ток? К какому типу относится данная реакция? |
Отвечают на вопрос, записывают уравнение реакции: 2H2O → 2H2 + O2 (Ответ: реакция разложения) |
16 |
IV. Рефлексия | Подвожу итоги урока, выставляю оценки за урок |
Заканчивают предложения: Я узнал _______________ Я научился _______________ Я понял _______________ |
17 |
V. Домашнее задание | Даю домашнее задание | Записывают домашнее задание в тетрадь | 18 |
Литература:
- Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман, Химия 8 класс, Москва, «Просвещение», 2011 год
Л. Ф. Никитюк, МКОУ СОШ № 85 им. героя Советского Союза Н. Д. Пахотищева, г. Тайшет, Иркутская область