Урок "Щелочные металлы и их соединения"
Урок "Щелочные металлы и их соединения"
Цель:
Закрепить знания об особенностях электронного строения металлов, химических свойствах на примере щелочных металлов; закрепить умение составлять электронный баланс, уравнения реакций в ионном виде.
Оборудование: кристаллизатор, фильтровальная бумага, ножницы, пинцет, таблица «Периодическая система», учебник Рудзитис «Химия 9»
Реактивы: литий, натрий, вода, фенолфталеин.
План урока:
1. Фронтальный опрос– особенности металлов;
2. Новая тема:
– Положение в ПС щелочных металлов;
– Особенности строения атомов щелочных металлов;
– Физические свойства щелочных металлов;
– Особенности химических свойств;
– Соединения щелочных металлов и их свойства.
3. Заключение.
Ход урока.
1. Фронтальный опрос.
– Каких элементов больше– металлов или неметаллов?
– Где расположены металлы в периодической системе?
– Каковы особенности строения атомов, простых веществ металлов?
– Какие химические свойства характерны для металлов? Почему?
Назовите Самые типичные металлы, Самые «металличные». (учащиеся называют элементы первой А-группы)
2. Новая тема.
Учитель объявляет тему, сообщает задачи, цели урока)
– Где эти элементы расположены в периодической системе? (записать)
– Исходя из положения элементов в ПС, скажите, что общего в строении их атомов? (на внешнем энергетическом уровне – 1электрон, это S-элементы)
Задание. Составить схемы строения, электронные формулы для Li, Na, K.
( 3-ое учащихся выполняют задание на доске, остальные в тетради).
Демонстрация опыта. Физические свойства щелочных металлов.
Учитель обращает внимание на условия хранения металлов– в жестяных банках, литий– в вазелине, так как это лёгкий металл, натрий и другие металлы– в керосине.
Пинцетом учитель достает кусочки лития и магния и промакивает их фильтровальной бумагой. Затем делает срез металлов, демонстрируя характерные для металлов свойства– пластичность, металлический блеск.
– Какие физические свойства характерны для щелочных металлов? (Учащиеся перечисляют, записывают).
– Как вы думаете, почему эти вещества хранятся в таких условиях? (Вещества ОЧЕНЬ активны).
Самостоятельная работа с учебником. Задание. Выписать из учебника схему взаимодействия щелочных металлов с другими веществами. Используя схему, составить уравнения химических реакций.
I вариант для Li;
II вариант для Na.
Для уравнений реакций с кислородом и водой составить электронный баланс. (Двое человек выполняют задание у доски на оценку, остальные– в тетрадях. В конце– взаимная проверка в паре)
– Какой из щелочных металлов будет активнее взаимодействовать с другими веществами? Почему?
Демонстрация опыта. В 2 кристаллизатора налить воду, добавить в один– приготовленный ранее кусочек лития, а в другой– кусочек натрия.
– Что наблюдаете?
– Какой газ выделился?
– Почему эти металлы называют щелочными? (При взаимодействии с водой образуются щелочи).
Демонстрация опыта. К полученным растворам добавить фенолфталеиновый.
– Что наблюдаете?
– Что такое Щелочи?
– Какие свойства характерны для щелочей? (взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами, растворимыми солями, если образуется осадок).
Задание. Написать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде:
1. Гидроксид натрия и серная кислота;
2. гидроксид лития и углекислый газ;
3. гидроксид калия и хлорид цинка.
Итак,
Первой группы элементы
Одинаково валентны,
Легкоплавки и мягки,
Серебристы, как снежки.
Только с ними не зевай-
К ним воды не наливай!
Не послушаешь совета
И поплатишься за это!
Не услышишь мой призыв-
Грянет в классе страшный взрыв!
И тогда ты, наш дружок,
Испытаешь страшный шок!
Потому что двойку сразу
Ты получишь за урок.