Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Урок "Щелочные металлы и их соединения"

Урок "Щелочные металлы и их соединения"

Цель:

Закрепить знания об особенностях электронного строения металлов, химических свойствах на примере щелочных металлов; закрепить умение составлять электронный баланс, уравнения реакций в ионном виде.

Оборудование: кристаллизатор, фильтровальная бумага, ножницы, пинцет, таблица «Периодическая система», учебник Рудзитис «Химия 9»

Реактивы: литий, натрий, вода, фенолфталеин.

План урока:

1. Фронтальный опрос– особенности металлов;

2. Новая тема:

– Положение в ПС щелочных металлов;

– Особенности строения атомов щелочных металлов;

– Физические свойства щелочных металлов;

– Особенности химических свойств;

– Соединения щелочных металлов и их свойства.

3. Заключение.

Ход урока.

1. Фронтальный опрос.

– Каких элементов больше– металлов или неметаллов?

– Где расположены металлы в периодической системе?

– Каковы особенности строения атомов, простых веществ металлов?

– Какие химические свойства характерны для металлов? Почему?

Назовите Самые типичные металлы, Самые «металличные». (учащиеся называют элементы первой А-группы)

2. Новая тема.

Учитель объявляет тему, сообщает задачи, цели урока)

– Где эти элементы расположены в периодической системе? (записать)

– Исходя из положения элементов в ПС, скажите, что общего в строении их атомов? (на внешнем энергетическом уровне – 1электрон, это S-элементы)

Задание. Составить схемы строения, электронные формулы для Li, Na, K.

( 3-ое учащихся выполняют задание на доске, остальные в тетради).

Демонстрация опыта. Физические свойства щелочных металлов.

Учитель обращает внимание на условия хранения металлов– в жестяных банках, литий– в вазелине, так как это лёгкий металл, натрий и другие металлы– в керосине.

Пинцетом учитель достает кусочки лития и магния и промакивает их фильтровальной бумагой. Затем делает срез металлов, демонстрируя характерные для металлов свойства– пластичность, металлический блеск.

– Какие физические свойства характерны для щелочных металлов? (Учащиеся перечисляют, записывают).

– Как вы думаете, почему эти вещества хранятся в таких условиях? (Вещества ОЧЕНЬ активны).

Самостоятельная работа с учебником. Задание. Выписать из учебника схему взаимодействия щелочных металлов с другими веществами. Используя схему, составить уравнения химических реакций.

I вариант для Li;

II вариант для Na.

Для уравнений реакций с кислородом и водой составить электронный баланс. (Двое человек выполняют задание у доски на оценку, остальные– в тетрадях. В конце– взаимная проверка в паре)

– Какой из щелочных металлов будет активнее взаимодействовать с другими веществами? Почему?

Демонстрация опыта. В 2 кристаллизатора налить воду, добавить в один– приготовленный ранее кусочек лития, а в другой– кусочек натрия.

– Что наблюдаете?

– Какой газ выделился?

– Почему эти металлы называют щелочными? (При взаимодействии с водой образуются щелочи).

Демонстрация опыта. К полученным растворам добавить фенолфталеиновый.

– Что наблюдаете?

– Что такое Щелочи?

– Какие свойства характерны для щелочей? (взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами, растворимыми солями, если образуется осадок).

Задание. Написать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде:

1. Гидроксид натрия и серная кислота;

2. гидроксид лития и углекислый газ;

3. гидроксид калия и хлорид цинка.

Итак,

Первой группы элементы

Одинаково валентны,

Легкоплавки и мягки,

Серебристы, как снежки.

Только с ними не зевай-

К ним воды не наливай!

Не послушаешь совета

И поплатишься за это!

Не услышишь мой призыв-

Грянет в классе страшный взрыв!

И тогда ты, наш дружок,

Испытаешь страшный шок!

Потому что двойку сразу

Ты получишь за урок.