Урок в 8 классе по теме: «Валентность»
Урок в 8 классе по теме: «Валентность»
Воспитывающая: создать условия для воспитания активности и самостоятельности при изучении данной темы, а также умения работать в группе, умения слушать своих одноклассников.
Развивающая:развивать умение работать в атмосфере поиска, творчества, дать каждому учащемуся возможность достичь успеха; умение давать самооценку деятельности на уроке;
Обучающая: организовать деятельность учащихся на усвоение:
знаний: о валентности; найти единицу измерения валентности; значении валентности в химической картине мира.
умений: находить валентность по формуле и положению элемента в ПСХЭ
Тип урока: урок открытия нового знания.
Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная, парная.
Средства обучения: пластилин, инструкционная карта, ТСО.
Методы обучения: частично-поисковый, словесно-наглядный, создание проблемной ситуации, объяснение с элементами беседы.
Этапы урока |
Основные дидактические задачи |
Формы организации деятельности учащихся | Методы обучения и приемы обучения | Средства обучения | Примерное время |
1. Организацион-ный |
Психологический настрой учащихся на урок | Фронтальная | Словесный | 1 мин. | |
2. Актуализация |
Актуализация имеющихся знаний учащихся по пройденной теме | Парная | Частично-поисковый | Листы с заданиями | 5 мин. |
3. Целеполагание | Формирование у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели на урок | Фронтальная | Словесно-наглядный | Доска | 2 мин. |
4. (4. 1, 4. 2) «открытие нового знания» | Организовать деятельность учащихся на усвоение новых знаний и способов деятельности | Парная |
Частично-поисковый (словесно-наглядно-практический) |
Инструкционная карта, информация по валентности тетрадь. | 25мин |
5. (5. 1) Первичное закрепление |
Выявление качества знаний, установление причин недостатков, обеспечение способностей к оценочным действиям |
Работа в парах | Письменный, словесно-наглядно-практический |
Карточки с заданиями, |
7 мин |
6. Самостоятель-ная работа. |
Выявление качества знаний, установление причин недостатков, обеспечение способностей к оценочным действиям |
Индивидуальная работа | Письменный | ТПО | 3 мин. |
6. Подведение итогов | Проверка степени усвоения знаний, выявление недостатков в их усвоении | Фронтальная |
Словесно-наглядный; поощрение лучших учеников |
Оценочный лист | 3 мин |
7. Домашнее задание | Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения заданий | Фронтальная | Словесно-наглядный | Учебник, доска | 2 мин |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организацион ный момент |
Заранее на доске записывается домашнее задание и эпиграфы к уроку. Открылась Бездна звезд полна, Звездам числа нет, Бездне дна. М. В. Ломоносов Звезды меркнут и гаснут. В огне облака. Белый пар по Земле расстилается. По зеркальной воде, по кудрям лозняка От зари алый свет разливается. И. Никитин Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, проверка оборудования. Подготовка учащихся к восприятию нового материала. |
|
2. Актуализация знаний |
– Сейчас я предлагаю вам вспомнить, всё, что вы знаете о формулах веществ. На ваших столах находится инструктивная карта (приложение 1)на которых написана формула вещества корунда. Ваша задача: охарактеризовать вещество по его формуле. Слайд 2 -Откуда берутся формулы? – Как о них узнают химики? Составьте формулу агата, зная, что в его состав входит кремний и кислород. Слайд 3 |
Выполняют задание: – 1) в состав входят два элемента алюминий и кислород; 2) состоит из двух атомов алюминия и трех атомов кислорода; 3) в 1 моль корунда содержится 2 моль алюминия и 3 моль кислорода, т. е. соотношение 2:3; 4) М = 102 г/моль |
3. Этап целеполагания на урок (Цель: формирование у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели на урок) |
– Смогли ли вы написать формулу? – Что вам помешало? Вы з6наете, что разнообразие веществ живой и неживой природы, обусловлено тем, что атомы различных элементов могут связываться друг с другом в различных комбинациях. – Что будет, если атомы не смогут соединиться друг с другом? К счастью для нас, атомы, за редким исключением, обладают силой, которая связывает их друг с другом. Эта сила называется – ВАЛЕНТНОСТЬ (от латинского valentia – «сила»). Итак, тема нашего урока Валентность – это способность атомов соединяться друг с другом. Слайд 4-9 – Каковы цели нашего урока? (цели урока вывешиваются на доску) (Приложение 2) |
Ответ: необходимо знать соотношение элементов в формуле. Ответ: не будет окружающего мира, ни физических тел, ни живых организмов. Будут существовать только разрозненные атомы. Формулируют и записывают определение валентности. Формулируют цели: 1) Установить значимость валентности; 2) найти единицу валентности; 3) познакомиться с правилом суммарной валентности; 4) научится определять валентность по формуле и ПСХЭ. |
4. Этап «Открытие нового знания» (Цель: формирование системно-информационного анализа, развитие умений определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели) |
Чтобы найти единицу валентности давайте поработаем с моделями молекул. НС1, Н2О, NН3, СН4 (сам. работа с моделями и инструктивной картой) слайд 10 Беседа по вопросам: – Чем различаются молекулы данных веществ? – Что общего между этими молекулами? – Одинакова ли способность(валентность) у атомов различных элементов? Почему? – Как вы думаете, во сколько раз валентность углерода больше валентности хлора? Как вы догадались? – Что выберете за единицу валентности? – Зная валентность атома водорода, установите валентность хлора, азота, кислорода, и углерода. Определяем неизвестные валентности элементов по известным. Для того чтобы определить валентность элементов существует правило: « в бинарном соединении суммарная валентность одного элемента равна суммарной валентности другого» слайд 11 IV II С О2 4∙1 = 2∙2 4 = 4 Проверьте правило на других соединениях: N2О3, СС14 (валентность элементов входящих в состав данных веществ, известны по работе с моделями молекул) |
Работа с пластилином Строят модели молекул, отвечают на вопросы (инструктивная карта) В них содержатся разные атомы. Они содержат атомы водорода. В молекулах разное число атомов водорода: атом хлора удерживает только один атом водорода, атом кислорода – два, атом азота – три, атом углерода – четыре. В четыре раза. По числу атомов водорода. Единицей валентности будет атом водорода. атома хлора – I, атома кислорода – II, атома азота – III, атома углерода – IV. Работа с текстом, изучение правила на конкретном примере. (приложение 3) Проверяют правило. |
5. Первичное закрепление |
Определите валентность элементов, зная валентности кислорода и хлора: SО3, В2О3, МgС12, А1 С13, РСl5, SiС14, CaO, Cl2O7, Ag2O, KClслайд 12 (проверяют у доски) |
Определяют валентность VI II III II II I III I S О3, В2 О3, МgС12, А1 С13, V I IV I II I VII II I II РСl5, SiС14, CaO, Cl2 O7, Ag2O, I I KCl |
4. 1 «Открытие нового знания» |
Работа с ПСХЭ. – Обратите внимание на валентности и место в ПС тех элементов, знаки которых стоят в формулах на первом месте. Т. е. отпадает необходимость учить валентность наизусть. Назовем валентность определяемую по номеру группы – высшей слайд 13 – Теперь остановим внимание на валентность элементов, знаки которых стоят в формуле на втором месте, т. е. _кислорода и хлора. Сопоставьте валентность кислорода и хлора с номерами групп, в которых находятся эти элементы. Валентность, найденную по разности, назовём низшей слайд 14 |
Работают с карточками и ПС – Номер группы совпадает с валентностью, значит по таблице можно найти валентность Записывают в тетради Работают с карточками и ПС – 8 – N группы. Записывают в тетради |
5. 1. Первичное закрепление. |
Определите низшую валентность серы и валентности элементов с ней связанных, в ряду соединений: Na2 S, C S2, Al2 S3, Fe S слайд 15 |
Выполняют задание I II IV II III II II II Na2 S, C S2, Al2 S3, Fe S |
4. 2. «Открытие нового знания» |
Знаки некоторых элементов-неметаллов в формулах стоят то на первом, то на втором месте. Они при этом имеют соответственную валентность: высшую или низшую. – Определите валентность серы в SО3 и Nа2S . Подчеркнём, что знак элемента с низшей валентностью ставят на второе место. Слайд 16 |
Определяют валентность VI II I II SО3 и Nа2S . |
6. Самостоятель ная работа |
ТПО с. 16-17 № 50, 53, 56 (шаблон на доске) |
Работают с ТПО, проверяют свои работы по шаблону. |
6. Рефлексия. |
Что нового вы узнали сегодня о основаниях? – Можно ли считать, что ваши цели на урок достигнуты? – Оцените свою деятельность на уроке, дайте оценку полученным знаниям, их значимости в дальнейшей деятельности. Я понял, что Я научился Мне необходимо_____ |
Учащиеся письменно отвечают на вопросы. |
7. Домашнее задание |
§ 11(уч. Рудзитис Г. Е. Фельдман Ф. Г. ) ТПО с16-17 № 55 |
Приложение 1.
Инструктивная карта «Валентность»
Открылась Бездна звезд полна,
Звездам числа нет, Бездне дна.
М. В. Ломоносов
Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по Земле расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
И. Никитин
1. Охарактеризуйте вещество по его формуле.
Корунд (Al2O3 )
2. Валентность – это_____
3. Из спичек и пластилина постройте модели молекул:
– хлороводорода( на 1 атом хлора приходится 1 атом водорода)
– воды
– аммиака ( на 1 атом азота приходится 3 атома водорода)
– метана ( на 1 атом углерода приходится 4 атома водорода)
Ответьте на вопросы:
– Чем различаются молекулы данных веществ?
– Что общего между этими молекулами?
– Одинакова ли способность(валентность) у атомов различных элементов? Почему?
– Как вы думаете, во сколько раз валентность углерода больше валентности хлора? Как вы догадались?
– Что выберете за единицу валентности?
– Зная валентность атома водорода, установите валентность хлора, азота, кислорода, и углерода.
4. Проверьте правило суммарной валентности на соединениях: N2О3, СС14
5. Определите валентность элементов, зная валентности кислорода и хлора:SО3, В2О3, МgС12, А1С13, РСl5, SiС14, CaO, Cl2O7, Ag2O, KCl
6. Определите низшую валентность серы и валентности элементов с ней связанных, в ряду соединений: Na2 S, CS2, Al2 S3, FeS
7. Определите валентность серы в SО3 и Nа2S .
Приложение 2.
1 ) Установить значимость
валентности
2)Найти единицу
валентности
3)Познакомиться с правилом
суммарной
валентности
4) Научится определять
валентность по формуле и
ПСХЭ.
С. Ю. Тишкова, ФГКОУ СОШ № 178, г. Иркутск – 45, Иркутская область