Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Урок в 8 классе по теме: «Валентность»

Урок в 8 классе по теме: «Валентность»

Воспитывающая: создать условия для воспитания активности и самостоятельности при изучении данной темы, а также умения работать в группе, умения слушать своих одноклассников.

Развивающая:развивать умение работать в атмосфере поиска, творчества, дать каждому учащемуся возможность достичь успеха; умение давать самооценку деятельности на уроке;

Обучающая: организовать деятельность учащихся на усвоение:

знаний: о валентности; найти единицу измерения валентности; значении валентности в химической картине мира.

умений: находить валентность по формуле и положению элемента в ПСХЭ

Тип урока: урок открытия нового знания.

Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная, парная.

Средства обучения: пластилин, инструкционная карта, ТСО.

Методы обучения: частично-поисковый, словесно-наглядный, создание проблемной ситуации, объяснение с элементами беседы.

Этапы урока

Основные дидактические

задачи

Формы организации деятельности учащихся Методы обучения и приемы обучения Средства обучения Примерное время

1.

Организацион-ный

Психологический настрой учащихся на урок Фронтальная Словесный 1 мин.

2.

Актуализация

Актуализация имеющихся знаний учащихся по пройденной теме Парная Частично-поисковый Листы с заданиями 5 мин.
3. Целеполагание Формирование у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели на урок Фронтальная Словесно-наглядный Доска 2 мин.
4. (4. 1, 4. 2) «открытие нового знания» Организовать деятельность учащихся на усвоение новых знаний и способов деятельности Парная

Частично-поисковый

(словесно-наглядно-практический)

Инструкционная карта, информация по валентности тетрадь. 25мин
5. (5. 1) Первичное закрепление

Выявление качества знаний,

установление причин недостатков,

обеспечение способностей к оценочным действиям

Работа в парах Письменный, словесно-наглядно-практический

Карточки с

заданиями,

7 мин
6. Самостоятель-ная работа.

Выявление качества знаний,

установление причин недостатков,

обеспечение способностей к оценочным действиям

Индивидуальная работа Письменный ТПО 3 мин.
6. Подведение итогов Проверка степени усвоения знаний, выявление недостатков в их усвоении Фронтальная

Словесно-наглядный;

поощрение лучших учеников

Оценочный лист 3 мин
7. Домашнее задание Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения заданий Фронтальная Словесно-наглядный Учебник, доска 2 мин

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся

1. Организацион

ный момент

Заранее на доске записывается домашнее задание и эпиграфы к уроку.

Открылась Бездна звезд полна,

Звездам числа нет, Бездне дна.

М. В. Ломоносов

Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по Земле расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.

И. Никитин

Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, проверка оборудования. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

2. Актуализация знаний

– Сейчас я предлагаю вам вспомнить, всё, что вы знаете о формулах веществ. На ваших столах находится инструктивная карта (приложение 1)на которых написана формула вещества корунда. Ваша задача: охарактеризовать вещество по его формуле. Слайд 2

-Откуда берутся формулы?

– Как о них узнают химики?

Составьте формулу агата, зная, что в его состав входит кремний и кислород. Слайд 3

Выполняют задание:

– 1) в состав входят два элемента алюминий и кислород; 2) состоит из двух атомов алюминия и трех атомов кислорода; 3) в 1 моль корунда содержится 2 моль алюминия и 3 моль кислорода, т. е. соотношение 2:3; 4) М = 102 г/моль

3. Этап целеполагания на урок (Цель: формирование у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели на урок)

Смогли ли вы написать формулу?

– Что вам помешало?

Вы з6наете, что разнообразие веществ живой и неживой природы, обусловлено тем, что атомы различных элементов могут связываться друг с другом в различных комбинациях.

Что будет, если атомы не смогут соединиться друг с другом?

К счастью для нас, атомы, за редким исключением, обладают силой, которая связывает их друг с другом. Эта сила называется –

ВАЛЕНТНОСТЬ

(от латинского valentia – «сила»).

Итак, тема нашего урока

Валентность – это способность атомов соединяться друг с другом.

Слайд 4-9

– Каковы цели нашего урока?

(цели урока вывешиваются на доску)

(Приложение 2)

Ответ: необходимо знать соотношение элементов в формуле.

Ответ: не будет окружающего мира, ни физических тел, ни живых организмов. Будут существовать только разрозненные атомы.

Формулируют и записывают определение валентности.

Формулируют цели:

1) Установить значимость валентности;

2) найти единицу валентности;

3) познакомиться с правилом суммарной валентности;

4) научится определять валентность по формуле и ПСХЭ.

4. Этап «Открытие нового знания»

(Цель: формирование системно-информационного анализа, развитие умений определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели)

Чтобы найти единицу валентности давайте поработаем с моделями молекул. НС1, Н2О, NН3, СН4 (сам. работа с моделями и инструктивной картой)

слайд 10

Беседа по вопросам:

Чем различаются молекулы данных веществ?

– Что общего между этими молекулами?

– Одинакова ли способность(валентность) у атомов различных элементов? Почему?

– Как вы думаете, во сколько раз валентность углерода больше валентности хлора? Как вы догадались?

– Что выберете за единицу валентности?

– Зная валентность атома водорода, установите валентность хлора, азота, кислорода, и углерода.

Определяем неизвестные валентности элементов по известным.

Для того чтобы определить валентность элементов существует правило:

« в бинарном соединении суммарная валентность одного элемента равна суммарной валентности другого»

слайд 11

IV II

С О2

4∙1 = 2∙2

4 = 4

Проверьте правило на других соединениях: N2О3, СС14 (валентность элементов входящих в состав данных веществ, известны по работе с моделями молекул)

Работа с пластилином

Строят модели молекул, отвечают на вопросы (инструктивная карта)

В них содержатся разные атомы.

Они содержат атомы водорода.

В молекулах разное число атомов водорода: атом хлора удерживает только один атом водорода, атом кислорода – два, атом азота – три, атом углерода – четыре.

В четыре раза. По числу атомов водорода.

Единицей валентности будет атом водорода.

атома хлора – I, атома кислорода – II, атома азота – III, атома углерода – IV.

Работа с текстом, изучение правила на конкретном примере.

(приложение 3)

Проверяют правило.

5. Первичное закрепление

Определите валентность элементов, зная валентности кислорода и хлора:

3, В2О3, МgС12, А1 С13, РСl5, SiС14, CaO, Cl2O7, Ag2O, KClслайд 12

(проверяют у доски)

Определяют валентность

VI II III II II I III I

S О3, В2 О3, МgС12, А1 С13,

V I IV I II I VII II I II

РСl5, SiС14, CaO, Cl2 O7, Ag2O,

I I

KCl

4. 1 «Открытие нового знания»

Работа с ПСХЭ.

Обратите внимание на валентности и место в ПС тех элементов, знаки которых стоят в формулах на первом месте.

Т. е. отпадает необходимость учить валентность наизусть.

Назовем валентность определяемую по номеру группы – высшей слайд 13

Теперь остановим внимание на валентность элементов, знаки которых стоят в формуле на втором месте, т. е. _кислорода и хлора.

Сопоставьте валентность кислорода и хлора с номерами групп, в которых находятся эти элементы.

Валентность, найденную по разности, назовём низшей слайд 14

Работают с карточками и ПС

– Номер группы совпадает с валентностью, значит по таблице можно найти валентность

Записывают в тетради

Работают с карточками и ПС

8 – N группы.

Записывают в тетради

5. 1. Первичное закрепление.

Определите низшую валентность серы и валентности элементов с ней связанных, в ряду соединений:

Na2 S, C S2, Al2 S3, Fe S слайд 15

Выполняют задание

I II IV II III II II II

Na2 S, C S2, Al2 S3, Fe S

4. 2. «Открытие нового знания»

Знаки некоторых элементов-неметаллов в формулах стоят то на первом, то на втором месте. Они при этом имеют соответственную валентность: высшую или низшую.

Определите валентность серы в

SО3 и Nа2S .

Подчеркнём, что знак элемента с низшей валентностью ставят на второе место.

Слайд 16

Определяют валентность

VI II I II

SО3 и Nа2S .

6. Самостоятель

ная работа

ТПО с. 16-17 № 50, 53, 56 (шаблон на доске)

Работают с ТПО, проверяют свои работы по шаблону.
6. Рефлексия.

Что нового вы узнали сегодня о основаниях?

– Можно ли считать, что ваши цели на урок достигнуты?

– Оцените свою деятельность на уроке, дайте оценку полученным знаниям, их значимости в дальнейшей деятельности.

Я понял, что

Я научился

Мне необходимо_____

Учащиеся письменно отвечают на вопросы.
7. Домашнее задание

§ 11(уч. Рудзитис Г. Е. Фельдман Ф. Г. )

ТПО с16-17 № 55

Приложение 1.

Инструктивная карта «Валентность»

Открылась Бездна звезд полна,

Звездам числа нет, Бездне дна.

М. В. Ломоносов

Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по Земле расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.

И. Никитин

1. Охарактеризуйте вещество по его формуле.

Корунд (Al2O3 )

2. Валентность – это_____

3. Из спичек и пластилина постройте модели молекул:

– хлороводорода( на 1 атом хлора приходится 1 атом водорода)

– воды

– аммиака ( на 1 атом азота приходится 3 атома водорода)

– метана ( на 1 атом углерода приходится 4 атома водорода)

Ответьте на вопросы:

– Чем различаются молекулы данных веществ?

– Что общего между этими молекулами?

– Одинакова ли способность(валентность) у атомов различных элементов? Почему?

– Как вы думаете, во сколько раз валентность углерода больше валентности хлора? Как вы догадались?

– Что выберете за единицу валентности?

– Зная валентность атома водорода, установите валентность хлора, азота, кислорода, и углерода.

4. Проверьте правило суммарной валентности на соединениях: N2О3, СС14

5. Определите валентность элементов, зная валентности кислорода и хлора:SО3, В2О3, МgС12, А1С13, РСl5, SiС14, CaO, Cl2O7, Ag2O, KCl

6. Определите низшую валентность серы и валентности элементов с ней связанных, в ряду соединений: Na2 S, CS2, Al2 S3, FeS

7. Определите валентность серы в SО3 и Nа2S .

Приложение 2.

1 ) Установить значимость

валентности

2)Найти единицу

валентности

3)Познакомиться с правилом

суммарной

валентности

4) Научится определять

валентность по формуле и

ПСХЭ.

С. Ю. Тишкова, ФГКОУ СОШ № 178, г. Иркутск – 45, Иркутская область