Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Железо и его свойства

Железо и его свойства

Задачи:

Образовательныя:

  1. Охарактеризовать железо по его положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева.
  2. Познакомить с физическими и химическими свойствами железа как простого вещества.
  3. Показать области распространения и применения железа.

Развивающие

  1. Продолжить формирование умений устанавливать взаимосвязь между составом, строением и свойствами веществ.
  2. Через лабораторные опыты способствовать развитию исследовательских навыков.
  3. Утвердить учащихся в познаваемости и единстве органического мира путем предоставления информации о разных формах существонания железа и его нахождении в природе.
  4. Продолжить формирование умений работать в темпе, экономя время урока.
  5. Повышение познавательной активности и самостоятельности учащихся в приобретении знаний, умений, навыков в составлении формул, характеристике веществ, определении степени окисления;
  6. Продолжить обучение учащихся работе с лабораторным оборудованием; сформировать умение экспериментировать, наблюдать, анализировать опыты, делать выводы с соблюдением правил ТБ.

Воспитательные

  1. Способствовать формированию интернациональных чувств, представив учащимся сведения об истории использования железа раз­ными народами мира.
  2. Утвердить учащихся в гордости за свою Родину, как самую бога­тую природными ресурсами страну.

Тип урока:изучения нового материала. Сообщение новых знаний и их совершенствование.

Вид урока:лабораторный.

Форма урока: индивидуальная, парная,

Методы: репродуктивный, экспериментальный, словесный, проблемный, логический (сравнение, классификация, выделение главного), поисковый, наглядный.

Педагогические приемы: постановка проблемных вопросов, приемы формулирования новых учебных выводов, передача информации ( запоминание по ассоциации, заучивание, повторение, воспроизведение), постановка вопросов, прием формулирования выводов, оценка деятельности учащихся, выделения главного, классификации, обобщение, систематизация, демонстрация иллюстраций, опытов,

Средства обучения: справочный материал, лабораторное оборудование, раздаточный материал (таблицы), учебники

Оборудование: металлическая проволока с кнопками на пласти­лине, простейшая электрическая цепь, колбы, магнит, штатив с про­бирками.

Реактивы: железные гвозди, разбавленные и концентрированные: серная, соляная и азотная кислоты, раствор гидроксида натрия, железные опилки, сера, вода, хлор, кислород, роданид аммония, хлорид железа (II), хлорид железа (III), красная кровяная соль, желтая кровяная соль.

на столах учащихся: растворы соляной кислоты , серной кислоты

Ход урока

№ п/п Этапы урока Работа учащихся

I

Организационный момент

  1. Заранее на доске записывается и домашнее задание.
  2. Ребята, сейчас вы услышите загадку и дол­жны будете ответить, о каком металле в ней идет речь.

«Среди металлов самый славный,

Важнейший, древний элемент.

В тяжелой индустрии – главный,

Знаком с ним школьник и студент.

Родился в огненной стихии,

Расплав его течет рекой.

Важнее нет в металлургии,

Он нужен всей стране родной».

  1. Тема урока
  2. Цели урока (выведены на экран телевизора

План урока:

  1. Железо как химический элемент.
  2. Физические свойства железа.
  3. Значение железа. Задача.
  4. Химические свойства железа.
  5. Лабораторная работа «химические свойства железа».
  6. Закрепление и обобщение знаний, полученных на уроке.
  7. Подведение итогов урока.
  8. Домашнее задание.
  1. Вводное слово
  2. Тема урока

Цели урока (выведены на экран телевизора)

Ответ: железо

Записывают в тетради

Карточки на столах учащихся

II

Актуализация знаний

? 1) Какие химические элементы изученные нами

относят к металлам?

2) По какому признаку химические элементы

относят к металлам?

3) А железо можно отнести к металлам?

Железо действительно находится в восьмой группе, но и побочной подгруппе.

Ответ: Натрий, калий, литий, кальций, барий

Ответ: По количеству электронов на последнем энергетическом уровне: от одного до трех.

Ответ: По свойствам, конечно, можно, но нахожде­ние железа в восьмой группе ставит это под сомнение.

S

Изучение нового материала

  1. Формирование знаний о железе – химическом элементе. Слайд 5

Давайте определим положение железа в ПСХЭ и составим его электронную формулу.

Fe +26 ) ) ) )

2 8 18 2

1s2 2s2 2p6 3s2 3p6 3d6 4s2

Согласно этой формуле в атоме железа из восьми валентных электронов четыре находятся в спаренном состоянии. Два спаренных 3d электрона разъединять нельзя, т. к. на 3 ЭУ нет свободных орбиталей. Но на 4 ЭУ имеются 3 свободные орбитали, поэтому спаренные 4s электроны можно разъединить.

1s2 2s2 2p6 3s2 3p6 3d6 4s1

4p1


Вывод: Для железа наиболее характерные ст. ок. +2 и +3.

На доске: Слайд 6

Радиус атома, нм


Fe Na Mg Al

0. 126 0,186 0,160 0,140

? . Какое влияние на свойства железа оказывают такие размеры атома и возможность отдавать электроны с внешнего и предвнешнего слоя?

  1. Формирование знаний о железе – простом веществе.

? Действительно ли такими важными свойствами

обла­дает железо?

Убедиться в этом и познакомиться с железом, и будет целью нашего урока сегодня.

Демонстрация физических свойств железа

теплопроводности (один конец стальной проволоки с кнопками на пластилине нагревается, кнопки по порядку падают на подставку демонстрационного стола)

электропроводности (замыкается простейшая электрическая цепь со стальными проводами, лампочка загорается

наличие металлического блеска (металлическая пластина пово­рачивается при дневном свете),

пластичности и ковкости (демонстрируются изделия из железа и его сплавов: трубки, решетки), слайд 7

магнетизма (к железным гвоздям подносится магнит, и гвозди притягиваются), учащиеся делают вывод: железо магнитно.

Способность притягиваться магнитом и самому быть магнитом -одно из удивительных свойств железа. Явление магнетизма известно с глубокой древности. Слово магнетизм происходит от названия горы Магнезии в Малой Азии Слайд 8

Здесь существовало богатое месторождение магнитного железняка. Слайд 9

Практическое применение магнетизм получил значительно раньше, чем началось его научное исследование.

Море­ходы издавна пользовались компасом с магнитной стрелкой. Слайд 10

В 1755 году швейцарский ювелир Дитрих впервые изготовил под­ковообразный магнит. Слайд 11

Электромагнит с железным сердечником изо­брел в 1823 году самоучка, сын английского сапожника Стержен. Слайд 12

Его магнит состоял из одного слоя голого медного провода, навитого на лакированный железный сердечник. Американец Генри усовершенст­вовал электромагнит, навив на железный сердечник провод в несколь­ко слоев. Генри изолировал сами провода вместо того, чтобы лакировать сердечник. Навивая на каркас все больше слоев проволоки, Генри делал более мощные электромагниты. В 1831 году он изготовил элек­тромагнит, который мог поднимать 300 килограммов. Слайд 13

Как известно, у металлов довольно высокий коэффициент теплово­го расширения. По этой причине стальные сооружения в зависимости \ от времени года, а следовательно, от температуры окружающего воздуха, становятся то длиннее, то короче. Так, знаменитая Эйфелева башня – «железная мадам», как часто называют ее парижане, летом на 15 см выше, чем зимой.

Слайд 14

Плотность железа в кг/м3 – 7900, температура кипения – 2770° С, температура плавления – 1536° С. Слайд 15

? Как вы думаете, ребята, почему Ферс­ман дал такую высокую оценку железу? Вспомните, где этот металл находит применение.

А что мы знаем о железе? Где встречается

железо в природе?

В земной коре железо распространено достаточно широко. Слайд 16-19

На его долю приходится:

Около 4,1% массы земной коры (4-е место среди всех элементов, 2-е среди металлов). Известно большое число руд и минералов, содержащих железо. По запасам железных руд Россия занимает первое место в мире.

В морской воде 1·10-5 – 1·10-8% железа.

  • бурый железняк слайд17

(руда гидрогетит НFeO2·nH2O)

  • красный железняк

(руда гематит Fe2O3)

  • шпатовый железняк

(руда сидерит FeСO3)

  • магнитный железняк

(руда магнетит Fe2O4)

  • пирит
  • FeS2 (другие названия – серный колчедан, железный колчедан, дисульфид железа

Слайд 20-24 Действительно, применение железа насчитывает уже много столетий, но настоящее вторжение железа в технику произошло на рубеже XVIII и XIX в.

Из сплавов, в состав которых входит железо, изго­тавливается плуг земледельца, станок рабочего, ору­жие воина, стоящего на страже мирного труда, игла, которой вы шьете. Без железа немыслима ни одна от­расль современной промышленности: кораблестроение строительство железных дорог, машиностроение, стро­ительное дело, военное дело. Но не только техника нуж­дается в железе. Не будь его, на Земле не было бы жиз­ни в привычных для нас формах: ведь этот элемент входит в состав крови почти всех представителей животного мира нашей планеты. Железо необходимо для образования хлорофилла. Железо, содержащееся в фер­ментах, в значительной степени влияет на интенсив­ность дыхания растений. В организме человека железо встречается в виде ионов железа. Оно входит в состав гемоглобина, который переносит кислород к клеткам, а обратно – углекислый газ. Обычно содержа­ние железа в организме не превышает 5 г, но его значение очень велико.

При недостатке железа в организме че­ловек быстро начинает утомляться, воз­никают головные боли, появляется плохое настроение.

3. Формирование знаний о химических свойствах железа.

Задача. Не так давно в Моравском музее города Брно поя­вился новый экспонат – небольшой топор, найденный археологами при раскопках древнего поселения Мстенице, относящего к раннему средневековью. Масса топора 6 кг. Оказалось, что в отличие от других железных изделий, найденных при раскопках, топор изготовлен из природнолегированного железа, содержащего 2,8 % никеля и 0,6 % кобальта. Такой состав свидетельствует о небесном происхождении материала, который воспользовался средневековый мастер из Мсте­нице. Сколько кг железа в этом топоре?

А теперь рассмотрим химические свойства железа.

Железо -металл средней активности

Слайд 25

Демонстрация химических свойств.

Опыт 1. Взаимодействие железа с хлором.

Для этого опыта потребуется предварительно получить хлор в про­бирке с пробкой и газоотводной трубкой путем взаимодействия КМпО4 и НС1 (тяга!):

2КМпО4 + 16НС1 = 2КС1 + 2МпС12 +5С12 +8Н2О

Хлор собирают в колбу и закрывают пробкой.

Берут тонкую стальную проволоку (12-15 см). Конец ее обматы­вают вокруг небольшого кусочка спички и поджигают. Когда прово­лока накалится, опускают ее в колбу с хлором. Кусочек спички гаснет, а проволока раскаляется и сгорает, образуя бурый хлорид железа (III).

2Fе + ЗС12 = 2FеС13 (F, Cl, Br)слайд 27

Fе + S = 2FеS(S, I)

ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ

Опыт 2. Взаимодействие железа с кислородом.

Предварительно собирают кислород в колбу и закрывают пробкой. Реакцию проводят в пробирке с газоотводной трубкой.

2КМпО4 = К2МпО4 + МпО2 + О2|

Нагрейте до воспламенения железные опилки и опустите в колбу с кислородом.

ЗFе + 2О2 = FeО – Fе2О3 слайд 27

?Чем является железо в данных уравнениях реакций?

?Действует ли вода и кислород на железо?

При обычных условиях вода не действует на железо, однако, в присутствии кислорода протекает следующая реакция: (запись в тетради)

4Fe + 6Н2О + 3О2 = 4Fe(ОН)3

Fe0 – 3ē = Fe+3 4 восс-ль, окисления

О20 + 4ē = 2О-2 3 окислитель, вос– ния

Слайд 28-30Fe(OH)3гидроксид железа (III) – основная часть ржавчины. Для протекания данной реакции необходимо одновременно присутствие воды и кислорода, в противном случае коррозия так и не наступит. Известно, что в течение многих столетий стоит знаменитая Почему?

?Может вытеснять железо водород из воды

Опыт 5. Взаимодействие железа с водой.

Для проведения этой реакции необходима высокая температура, поэтому учитель предлагает учащимся только записать уравнение ре­акции.

ЗFе + 4Н2O = Fе3O4 + 4Н2 слайд 31

Лабораторная работа

Инструктивная карточка к лабораторной работе «Взаимодействие железа растворами кислот, солей»

Опыт 3. Взаимодействие железа с медным купоросом.

В пробирки налейте по 4-5 мл сульфата меди и хлорида алюминия (II). Насыпьте немного

железных опилок или бросьте кнопку. Перемешивайте содержимое пробирки до тех пор, пока не изменится окраска растворов.

Fе + СuSО4 = Сu+FеSО4

Fе + AlCl3 =

Опыт 4. Взаимодействие железа с кислотами.

В пробирки положите по 1 канцелярской кнопке и налейте по 4-5 мл рас­твора соляной кислоты, серной кислоты, Пробирку нагревают до начала выделе­ния водорода (не до кипения). Когда реакция закончится (пузырьки водорода начнут выделяться медленно), обратите внимание на окра­ску раствора хлорида железа (II).

Fе + 2НС1разб. = FеС12 + Н2

Fе + Н2SО4 = FеSО42

Fе + Н2SО4(к) =

Fе + 6НNO3 = Fе(NО3)3+ 3Н2O + 3NO2

слайд 32-33

Эти кислоты создают на поверхности металла такую прочную и плотную пленку оксида, что металл становится совершенно пассивным и уже не вступает в другие реакции.

Закрепление

Вернутся к плану урока, обсудить достигли ли мы цели урока

Топор был выкован железный,

Сверкает лезвием кинжал.

Вот длинный ряд тысячелетий

Проходит в поисках, в борьбе,

И наступает век железный

Кровавый беспокойный век.

Он начинался резким звоном

Жестоко скрещенных мечей

Потоком многомиллионным

Обрушил бомбы на людей.

Железо в космосе, на звездах,

Железа много на Земле

Железо образует горы

Гора Магнитка, например.

Железо – труженик, строитель,

Станки, заводы, корабли

Ведь от иголки до машины

Все из железа состоит.

Железо в почве, в селезенке,

Записывают на доске схему электронного строения атома железа.

Один ученик работает у доски

Ответ: Железо, имеющее атомы небольших разме­ров и большое число электронов, участвующих в металлической свя­зи, должно обладать высокой температурой плавления и значительной твердостью, но вместе с тем небольшой электропроводностью.

Все выводы записываются в тетради.

учащиеся делают вывод: железо тепло­проводно;

учащиеся дела­ют вывод: железо электропроводно;

учащиеся делают вывод: металличе­ский блеск есть;

учащиеся делают вывод: железо пластично и ковко; слайд 7

учащиеся делают вывод: железо магнитно.

Выступления учащихся с докладами

Демонстрация

На столах листы с задачей.

Один человек решает у доски остальные в тетради

Решение:

1)m(Ni) = 0,028-6 = 0,168 кг

2) m (Со) = 0,006 – 6 = 0,036 кг

3) m (Fе) = 6 – (0,168 + 0,036) =*$– 0,204 = 5,796 кг

Ответ: Железа в топоре 5,796 кг.

По ряду напряжения металлов определяют активность железа и прогнозируют химические свойства.

Видео

Записывают уравнения реакции

один человек у доски

Записывают уравнения реакции

один человек у доски

Ответ : восстановителем

Ответ: да

Ответ: Там сухой воздух

Ответ: да

на столах учащихся микролаборатории и инструктивные карты

проводят опыты работу оформляют в тетради, делают выводы

Обсуждение результатов

вывод: железо взаимодействует с неметаллами, водой, разбавленными кислотами и солями, образованными менее активными металлами.

Слайд 34

1. Железо имеет, большое значение для биологии жи­вотных организмов, так как является основным катализатором дыха­тельных процессов. Организм взрослого человека содержит около 3 г железа, из которых приблизительно 75 % входит в состав гемоглоби­на. Основной функцией этой части железа является связывание моле­кулярного кислорода и перенос его в ткани. Последние, в свою оче­редь, содержат органические соединения железа, катализирующие процессы дыхания в клетках. Из отдельных частей организма наибо­лее богаты железом печень и селезенка.

2. Интересное использование процесса окисления двухвалентного железа до трехвалентного имеет место в телах особо­го вида бактерий, так называемых железобактерий. Последние погло­щают из окружающей среды соли двухвалентного железа и кислород, причем внутри их организмов протекает реакция, приблизительно вы­ражающаяся уравнением:

4Ре(НСО3)2 + 2Н2О + О2 = 4Ге(ОН)2 + 8СО2

Выделяющаяся при этом энергия служит бактериям для поддержа­ния их жизнедеятельности. Окисление железа является, следователь­но, актом дыхания железобактерий и заменяет для них имеющее место и организмах высших растений окисление углерода.

Железобактерии размножаются главным образом в водах желези­стых источников, болотах, прудах и т. п. Нередко наблюдается также тесовое развитие их колоний в водопроводных трубах. После отмирания бактерий накопившийся в их организмах гидроксид железа осе­дает на дно служившего им жизненной средой водоема, что с течени­ем времени приводит к образованию отложений так называемых «бо­лотных» или «озерных» железных руд. В частности, именно таково происхождение Керченского месторождения железных руд.

1. Восточная легенда повествует о том, как египет­ский султан и полководец XII века Саладин (Салах-ад-дин) состязался в ловкости и воинском искусстве с английским королем Ричардом I по прозвищу Львиное Сердце. Могучим ударом меча Ричард разрубил пополам копье одного из рыцарей, продемонстрировав тем самым вы­сокую прочность клинка и собственную силу. В ответ Саладин под­бросил в воздух тонкий шелковый платок и рассек его на лету своейсаблей, что говорило не только о ловкости султана, но и об удиви­тельной остроте его оружия.

По преданию, одни из лучших на Востоке клинков изготовляли

(мастера из Аджлуна (на севере Иордании). В Средние века здесь было широко развито оружейное дело, и на протяжении нескольких столе­тий Аджлун снабжал саблями, мечами, кинжалами армии арабских халифатов, воевавших с крестоносцами и другими завоевателями.

Недавно археологи обнаружили в окрестностях Аджлуна остатки кузнечных мастерских и заброшенные копи, где горняки средневеко­вья добывали железную руду. Находка археологов еще раз подтверди­ла высокий уровень развития металлургии и оружейного дела, достигтый древними аджлунскими мастерами.

2. Недавно при постройке здания в Шотландии рабо­чие обнаружили склад железных гвоздей, сделанных почти два тыся­челетия тому назад. В те времена Британия была одной из окраинных провинций Римской империи. На месте нынешней стройки стояла то­гда крепость, сооруженная римскими легионерами. Когда, в конце концов, им пришлось покинуть Туманный Альбион, то забирать с со­бой хранившиеся в крепости запасы гвоздей (семь тонн!) не имело смысла, но оставлять их англичанам тоже не хотелось. Вот и решили римляне зарыть ящики с гвоздями поглубже в землю до лучших вре­мен. Однако лучшие времена так и не наступили: вернуться сюда рим­ским завоевателям уже не довелось, и железные гвозди благополучно пролежали в земле два тысячелетия.

Предприимчивые строители, упаковав древнеримские гвозди в по­лиэтиленовые мешочки и пустив их в продажу в качестве историче­ских сувениров, с удовлетворением наблюдали за тем, как поржавев­шие железо без всякого «философского камня» превращается в звон­кое золотишко. И надо полагать, они не раз помянули добрым словом Юлия Цезаря, затеявшего когда-то походы на Британские острова.

3. Проблемой защиты от коррозии люди заинтересо­вались еще в Древние века. В трудах греческого историка Геродота (V век до н. э. ) мы находим упоминание об оловянных покрытиях, пре­дохраняющих железо от ржавчины. В Индии уже полтора тысячелетия существует общество по борьбе с коррозией. В XIII веке оно принимало участие в постройке на побережье Бенгальского залива Храма Солнца. ('ооружение, веками подвергавшееся действию соленых ветров и мор­ской влаги, уже превратилось в руины, но его железная арматура сохранилась в хорошем состоянии. Стало быть, уже в те далекие времена индийские мастера знали, как противостоять коррозии.

Об этом же свидетельствует и знаменитая железная колонна – одна из многочисленных достопримечательностей индийской столицы. Вот что писал в своей книге «Открытие Индии» Джавахарлал Неру: «Древняя Индия добилась, очевидно, больших успехов в обработке железа. Близ Дели высится огромная железная колонна, ставящая в тупик современных ученых, которые не могут определить способ ее изготовления, предохранивший железо от окисления и других атмо­сферных явлений».

Весит колонна около 6,5 тонны. Ее высота 7,2 метра, диаметр – от 42 сантиметров у основания до 30 сантиметров у верха. Изготовлена она почти из чистого железа (99,72 %).

Колонна была воздвигнута в 415 году в честь скончавшегося неза­долго до этого царя Чандрагупты II. Первоначально ее установили на востоке страны перед одним из храмов, а в 1050 году перевезли в Де­ли. По народному поверью, у того, кто прислониться к колонне спи­ной и сведет за ней руки, исполнится заветное желание. С давних вре­мен стекались к ней толпы богомольцев, желавших получить свою толику счастья.

Как же смогли древние металлурги изготовить эту чудо-колонну, перед которой бессильно время? Некоторые писатели-фантасты не исключают, что она создана на другой планете, а завез ее к нам эки­паж космического звездолета, который захватил ее с собой на Землю либо в качестве вымпела, либо как дар жителям нашей планеты. По другим версиям, колонна выкована из крупного железного метеорита.

4. Первое железо, попавшее еще в глубокой древ­ности в руки человека, было, по-видимому, не земного, а космическо­го происхождения: железо входило в состав метеоритов, упавших на нашу планету. Не случайно на некоторых древних языках железо именуется «небесным камнем». В то же время многие крупные ученые еще в конце XVIII века не допускали и мысли о том, что Вселенная может «снабжать» Землю железом. В 1751 году вблизи немецкого города Ваграма упал метеорит. Спустя сорок лет венский профессор Штюц пи­сал об этом событии: «Можно себе представить, что в 1751 году даже самые просвещенные люди в Германии могли поверить в падение куска железа с неба, – насколько слабы были тогда их познания в ес­тественных науках. . . Но в наше время непростительно считать воз­можными подобные сказки».

На поверхность земного шара ежегодно выпадают тысячи тонн ме­теоритного вещества, содержащего до 90 % железа. Самый крупный метеорит найден в 1920 году в юго-западной части Африки. Это ме­теорит Гоба, весящий около 60 тонн. В 1891 году В Аризонской пус­тыне была обнаружена громадная воронка диаметром более 1200 и глубиной 175 метров. Ее образовал гигантский железный метеорит, упавший в доисторические времена.

3. Австралийский исследователь в области физики твердой Земли Стейси считает, что средняя плотность Земли и внут­реннее ее строение, по данным сейсмологии, хорошо согласуются с допущением, что Земля обладает жидким железным ядром с плотно­стью при нулевом давлении 7 г/см3, окруженным твердой мантией из силикатов с плотностью 3,3 г/см3.

4-й ученик: По современным представлениям, в 16-киломе­тровой толще земной коры содержится 4,5 % железа. В следующем слое, лежащим под земной корой, железа находится втрое больше; центр земного шара состоит из железа с примесью никеля и кобальта. В среднем же земной шар состоит на 34,6 % из железа. В составе Зем­ли железо преобладает как по массе, так и по числу атомов. Оно явля­ется важнейшей составляющей частью в строении нашей планеты.

Учитель: Это современные представления о распространении железа, но человек знаком с железом очень давно. Действительно ли это так?

5-й ученик: Когда с помощью советских специалистов в Егип­те сооружалась Асуанская плотина, археологи вели многочисленные раскопки в Нубийской пустыне, которая после ввода плотины в строй должна была стать районом затопления. Однажды здесь был найден стальной нож, пролежавший в земле несколько тысяч лет. Вряд ли эта находка всерьез заинтересовала бы ученых, если бы не одно обстоя­тельство: лезвие ножа оказалось настолько острым, что им можно бы­ло легко резать даже мягкий хлеб. Столь высокое качество изделий свидетельствует о большом мастерстве древних металлургов и ору­жейников.

9-й ученик: История цивилизации неразрывно связана с желе­зом. В древности у некоторых народов этот металл ценился дороже золота. Лишь представители знати могли украшать себя изделиями из железа, причем нередко в золотой оправе. В Древнем Риме из железа изготовляли даже обручальные кольца. Постепенно, по мере развития металлургии, этот металл становился доступнее и дешевле. И все же еще сравнительно недавно многие отсталые народы, испытывая ост­рую нужду в железе, готовы были платить за него огромную цену. Из­вестный английский мореплаватель XVIII века Джеймс Кук рассказы­вал об отношении к железу туземцев Полинезийских островов: «. . . Ничто так не манило к себе посетителей наших судов, как этот ме­талл; железо всегда было для них самым желанным, самым драгоцен­ным товаром». Однажды его матросам удалось за ржавый гвоздь по-

пучить целую свинью. В другой раз за несколько старых ненужных яожей островитяне дали матросам столько рыбы, что ее хватило на лного дней для всей судовой команды.

Во время визита на один из островов Кук преподнес местным жи­телям в качестве подарка горсть железных гвоздей. Видимо, прежде туземцам не приходилось пользоваться этими странными металличе­скими предметами, и поэтому они с явным недоумением вертели их в руках. Попытки объяснить островитянам назначение гвоздей ни к че­му не привели.

Помог верховный жрец – крупный специалист по любым вопросам. С важным видом он изрек несколько мудрых мыслей, и туземцы нача­ли закапывать гвозди в землю. Теперь пришел черед удивляться гос­тям. Видя их замешательство, местные жители знаками разъяснили пришельцам, что из посаженных в землю железных палочек вскоре вырастут деревья, которые, подобно банану, будут увешаны связками гвоздей. Собрав богатый урожай металлических плодов, островитяне с их помощью победят своих врагов.

Инструктивная карточка к лабораторной работе «Взаимодействие железа растворами кислот, солей»

Опыт1. Взаимодействие железа с медным купоросом.

В 2 пробирки налейте по 4-5 мл сульфата меди и хлорида алюминия . Насыпьте немного

железных опилок или бросьте кнопку. Перемешивайте содержимое пробирки до тех пор, пока не изменится окраска растворов.

Опыт 2. Взаимодействие железа с кислотами.

В 2 пробирки положите по 1 канцелярской кнопке и налейте по 4-5 мл рас­твора соляной кислоты, серной кислоты, Пробирку нагревают до начала выделе­ния водорода (не до кипения). Когда реакция закончится (пузырьки водорода начнут выделяться медленно), обратите внимание на окра­ску раствора хлорида железа (II).

С. Ю. Тишкова, ФГКОУ СОШ № 178, г. Иркутск – 45, Иркутская область