Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

  • Библиотека
  • Химия
  • "Использование приемов технологии личностно-ориентированного обучения на уроках химии"

"Использование приемов технологии личностно-ориентированного обучения на уроках химии"

"Использование приемов технологии личностно-ориентированного обучения на уроках химии"

В настоящее время широко распространена система коррекционно-развивающего обучения. Она позволяет решать задачи своевременной активной помощи детям со стойкими трудностями в обучении.

Коррекционно-развивающие уроки – это те, в ходе которых происходит отработка учебной информации с позиции максимальной активности работы всех анализаторов каждого конкретного ученика. При подготовке к уроку необходимо учитывать коррекционно-развивающую задачу, которая должна быть предельно конкретной и ориентированной на активность тех функций, которые будут максимально задействованы в ходе данного урока.

Важным положением, определяющим эффективность коррекционной работы является принцип комплексного психолого-педагогического воздействия на личность школьника. В соответствии с данным принципом в качестве средств коррекции следует рассматривать все доступные им виды деятельности, а также формы и условия организации этой деятельности. Центральным местом в системе занятий в условиях коррекционной школы являются коррекционно – развивающие упражнения как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Следует отметить, что предмет химии специфичен. Его специфика требует наличия аналитико-синтетических качеств ума, развитого ассоциативного и образного мышления, воображения, достаточного объема памяти, способности к абстрагированию, оперированию символами, наблюдательности, подвижности мыслительных процессов, в том числе устойчивого внимания. Не секрет, что изучение химии вызывает затруднения у многих учащихся, что влечет за собой снижение познавательного интереса к предмету, активности школьников. И главная роль в системе обучения коррекционной школы отводится коррекционно-развивающим занятиям, которые направлены на развитие внимания, так как любой психический процесс находится в тесной взаимосвязи именно с вниманием.

Внимание школьников с ЗПР характеризуется повышенной отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на объекте. Причем пониженная работоспособность и неустойчивость внимания имеют разные формы индивидуального проявления.

Необходимо четко понимать, что дети, имеющие временную задержку в развитии, ни в коей мере не относятся к умственно отсталым детям, поскольку хорошо воспринимают предлагаемую помощь, сознательно выполняют поставленные перед ними задачи и правильно оперируют теми понятиями, которые они имеют. При своевременной коррекции большинство из них хорошо продвигаются и постепенно выравниваются.

Система моей коррекционной работы по развитию внимания на уроках химии у учащихся с ЗПР состоит из следующих этапов:

– входящая диагностика внимания у учащихся;

– подбор и составление упражнений на развитие внимания в рамках предметного курса химии;

– использование психокоррекционных упражнений на уроках химии коррекционно-развивающих занятиях по предмету;

– итоговая диагностика и организация коррекционной деятельности по результатам диагностических данных.

Для реализации коррекционной работы по развитию внимания у учащихся с ЗПР мною были разработаны психокоррекционные упражнения по химии, причем их использование направлено не только на развитие различных свойств внимания, но и на развитие других психических процессов. Содержание используемой группы упражнений основано на сущности психологических методик Бурдона, Ландольта, Крепелина, Мюнстенберга, которые предлагают ситуацию действия однообразных зрительных раздражителей при условии длительной нагрузки зрительного анализатора.

Целью предлагаемых упражнений является тренировка способности к сосредоточению сознания (переключаемость с одной деятельности на другую, развитие устойчивости внимания, совершенствование объема внимания). В связи с этим предлагаемые упражнения можно разделить на варианты, для которых критерием является корректируемое свойство внимания.

Данные упражнения используются мною на различных этапах урока: при опросе домашнего задания, при объяснении и закреплении нового материала.

Можно отметить, что в результате использования комплекса упражнений на развитие внимания, я добилась того, что у учащихся снизилось количество допускаемых ошибок в работе, т. е. показатели уровня устойчивости внимания у учащихся возросли.

Данная система психокоррекционных упражнений для развития внимания может использоваться для работы не только в классах ЗПР, но и в общеобразовательных школах.

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ.

1. Коррекция объема внимания.

Игра в «Крестики и нолики». Найдите выигрышные пути в следующих таблицах, если выигрышный путь составляет в а) вещества, б) предметы.

(Тема: «Вещества, их состав и строение», 8 класс)

а) б)

кислород

свеча

черепица

ключ

железо

термометр

стакан

нож

известь

сахар

ртуть

гипс

гвоздь

труба

свеча

соль

алюминий

сода


2. Коррекция концентрации и переключения внимания.

Найдите в правом столбце названия оксидов, формулы которых приведены в левом столбце.

(Тема: «Оксиды», 8 класс)

P2O5

CO2

SO3

Fe2O3

K2O

CuO

Оксид серы (VI)

Оксид фосфора (V)

Оксид меди (II)

Оксид железа (III)

Оксид углерода (IV)

Оксид калия (I)

3. Коррекция объема внимания

Начав движение с верхней левой клетки и передвигаясь по горизонтали (налево или направо или по вертикали (вверх или вниз), пройдите все клетки так, чтобы из букв получилось правило по технике безопасности, соблюдаемое при нагревании пробирки с жидкостью. Клетка может быть использована один раз.

(Тема: «Ознакомление с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности на уроках химии», 8 класс)

п

у

с

н

р

е

в

а

е

р

к

р

а

г

д

и

ж

м

о

б

и

д

ю

к

о

й

о

а

ж

р

е

ь

т

с

р

о

т

и

е

м

в

с

т

о

н

ь

т

с

а

в

о

т

т

у

о

е

р

р

и

я

и

о

о

т

в

й

е

щ

б

е

с

т

4. Коррекция концентрации и переключения внимания.

Найдите для каждой области применения кислорода, приведенной в левом столбце, правильное объяснение из правого столбца.

(Тема: «Кислород как простое вещество», 8 класс)

1. Сварка металлов

2. Кислородные подушки

3. Добавление к воздуху в доменных печах

4. Кислородные маски

А) Поддерживает горение

Б) Поддерживает дыхание

В)Процесс сопровождается достижением высокой температуры.

5 . Коррекция объема и распределения внимания.

Отметьте в таблице смесь, химическое соединение или химический элемент против перечисленных названий. Из букв, соответствующих правильным ответам, получите название химического элемента.

(Тема: «Чистые вещества и смеси», 8 класс)

Название

Смесь

Химическое соединений

Химический элемент

Оксид меди (II)

м

н

П

Порошок железа и серы

О

Р

С

Водород

В

А

Б

Песок

Е

З

Ж

Сульфид железа

К

Л

М

Хлор

Ч

Х

И

Серебро

С

Т

Й

6. Коррекция объема и распределения внимания.

Если вы правильно определите химическую природу химических элементов, знаки которых приведены в таблице, то сумма ответов будет равна молекулярной массе гидроксида натрия NaOH.

(Тема: «Молекулярная масса», 8 класс)

Знак химического элемента

Металл

Неметалл

С

1

2

Са

3

4

О

5

6

Аl

7

8

N

9

10

H

11

12

7 . Коррекция распределения и концентрации внимания.

В каких соединения валентность определена неправильно:

(Тема: «Валентность элементов», 8 класс)

I II IIII IIIII I II IVII II II VIIII VIIIII

Ag2O FeO Fe2O3 N2O5 SO2 CaO Mn2O7 RuO4

8. Коррекция объема и распределения внимания.

К какому типу химических реакций нужно отнести следующие реакции? Из букв, соответствующих правильным ответам, вы получите название химического элемента.

(Тема: «Типы химических реакций», 8 класс)

Уравнение реакции

Реакция соединения

Реакция разложение

Реакция замещения

Zn+HCl=ZnCl2+H2

Ц

Ч

Ф

2Na+S=Na2S

Е

Ё

Ю

СаСО3=СаО+СО2

Т

Р

К

N2+ 3H2=2NH3

Ь

Н

О

2Fe(OH)3=Fe2O3+3H2O

Ш

И

Х

Mg+CuCl2=MgCl2+Cu

Л

Н

Й

9. Коррекция объема и распределения внимания.

Определите по таблице, где вещество, а где предмет. Из найденных букв вы получите название химического элемента.

Название

Вещество

Предмет

1. Стакан

н

с

2. Кислород

е

л

3. Черепица

а

р

4. Гипс

е

ю

5. Железо

б

ц

6. Свеча

ш

р

7. Ртуть

о

а

10. Коррекция распределения внимания.

Найдите формулы всех оксидов, которые можно составить из записей в приведенных карточках.

(Тема: «Оксиды», 8 класс)

Zn

Fe

K

N

Mg

Al

S

О

Са

11. Коррекция объема внимания.

Игра в «Крестики и нолики». Выигрышный путь составляют химические реакции, при которых образуется водород.

(9 класс)

H2SO4+Fe(OH)3

HCl+CaCO3

NaNO3+HCl

Zn+H3PO4

Fe+H2SO4 (разб. )

Ca+HCl

Al(OH)3+HCl

CaCO3+HBr

Al2O3+HCl

12. Коррекция распределения внимания.

Можно ли получить вещества, формулы которых приведены в правом столбце, из веществ, формулы которых приведены в левом столбце при их взаимодействии с соляной кислотой.

(9 класс)

Zn

NaOH

CaO

Hg

+ HCl =

NaCl

ZnCl2

H2O

CaCl2

HgCl2

13. Коррекция распределения внимания.

Выявите в каждом ряду правило, в соответствии с которым заполнены клетки формулами разных неорганических веществ и в соответствии с правилом заполните пустые клетки подходящими формулами.

(9 класс)

NaOH

Na2O

А)

KCl

K2O

Б)

H2SO4

SO3

В)

14. Коррекция распределения внимания.

Ниже приведены знаки химических элементов и индексы. Сколько формул сложных веществ можно составить из этих знаков и индексов, используя их все только один раз. Напишите эти формулы.

(Тема: «Химические формулы», 8 класс)

Са 3 3 Na S O S Na 2 C 3 O 2 O O.

15. Коррекция объема внимания.

Игра в «Крестики и нолики». Найдите выигрышные пути в следующих таблицах, если выигрышный путь составляет в а) элементы одного и того же периода, б) элементы одной и той же главной подгруппы.

(Тема: «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева»,9 класс)

а) б)

Be

N

Si

Al

Na

C

Cl

Mg

Ge

Zn

Cl

Al

Be

Mg

Ca

Si

S

Na

16. Коррекция распределения внимания.

Исходя из нижеприведенных электронных схем атомов химических элементов, определите, какие из этих химических элементов находятся в главной подгруппе IIгруппы.

(Тема: «Структура электронных оболочек атомов химических элементов», 9 класс).

А) +2 2) г) +20 2)8)8)2)

Б) +4 2)2) д) +36 2)8)18)8)

В) +10 2)8) е) +17 2)8)7)

17. Коррекция объема внимания.

Игра в «Крестики и нолики». Найдите выигрышные пути в следующих таблицах, если выигрышный путь составляет в а) элементы одного и того же периода, б) элементы одной и той же главной подгруппы.

(Тема: «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева»,9 класс)

а) б)

2)8)4)

2)8)7)

2)1)

2)8)18)1)

2)6)

2)8)18)6)

2)

2)8)8)1)

2)2)

2)5)

2)8)18)3)

2)8)8)2)

2)8)8)

2)8)3)

2)8)

2)

2)3)

2)8)6)

18. Коррекция объема и распределения внимания.

Определите, какие кристаллические решетки имеют вещества, названия которых приведены в первом столбце таблицы. Буквы, соответствующие правильным ответам, дадут название химического элемента.

(Тема: «Типы кристаллических решеток», 8 класс)

Названия веществ

ионная

молекулярная

атомная

Вода (лед)

ц

к

ф

Хлорид натрия

а

т

и

Кислород (в твердом состоянии)

н

л

о

Алмаз

р

к

ь

Сухой лед

ч

ц

з

Сульфат калия

и

я

у

Йод

с

й

ю

Метки: Химия