Урок "Молярный объем газов"
Урок "Молярный объем газов"
Тип урока
: интегрированный урок.
Методическое обеспечение: технология «Дебаты», технология УДО, проектное обучение.
Оборудование: кодоскоп.
Дидактический материал: тестовые задания, учебник « Химия 9кл. » И. И. Новошинский; Н. С. Новошинская
Цель урока:
учащиеся должны усвоить понятия:
– молярный объем газа;
– относительная плотность газов.
Учащиеся должны уметь:
– рассчитывать объем газа, взятого в количестве вещества Х моль.
– находить количество вещества газа, взятого в объеме Х л.
Учащиеся должны знать:
– объем одного моля газа, взятого при н. у. ;
– формулировку закона Авогадро.
ход урока.
1. Организационный этап. Объявление темы, цели и задач урока. ( 2 мин. )
На данном этапе осуществляется задача концентрации внимания учащихся на теме урока, устанавливается главная цель урока, план достижения цели.
2. Мотивационный этап. На данном этапе формируются знания о способах установления количественных отношений реагирующих веществ в гомогенных газовых средах, учащиеся решают вопрос о том, какой из этих способов считать наилучшим.
3. Этап закрепления мотивации . Учащиеся решают технологические задачи, используя знания о способах получения водорода и химических свойствах водорода(осуществляется проверка знания материала предыдущего урока ).
4. Этап получения нового знания.
1) Повторение некоторых понятий курса химии 8 класса и курса физики 7 и 8
Классов.
– количество вещества;
– число Авогадро;
– моль;
– молярная масса;
– нормальные условия;
– плотность вещества.
2) Лекция с элементами дискуссии. Дискутируется вопрос о противоречии положения атомно– молекулярной теории о том, что газы занимают ВЕСЬ ПРЕДОСТАВЛЕННЫЙ им объем и следствия из закона Авогадро. Учащиеся устанавливают, что речь идет о закрытом объеме при н. у. Учитель дает понятие об относительной плотности газов.
3) Этап применения нового знания. На данном этапе: а) учащиеся решают расчетные задачи, применяя знания следствия закона Авогадро и относительной плотности газов; б) учащиеся выполняют тестовые задания.
4) Подведение итогов урока. Выставление оценок.
5) Домашнее задание. Краткий разбор задач, консультирование.
Конспект урока
Учитель: Сегодня на уроке рассматривается тема: «Молярный объем и относительная плотность газов». Наша цель – дать ответы на вопросы: 1) зачем вводятся эти величины; 2) как они используются в ходе решения технологических задач .
Рассмотрим несколько известных вам реакций. На экран проецируется тестовое задание№1. Учитель собирает работы. Проанализируем задания.
№1 Почему не идут реакции а), б), г)?
№2 Запишите уравнение реакции г).
№3 Запишите уравнение реакции в) и г).
Какие из них имеют практическое значение?
Как легче измерить необходимое количество газа?
Ответ: в единицах объема. Вывод: вводимые величины необходимы для решения технологических задач.
Учитель: Давайте вспомним некоторые понятия и физические величины из курса физики и химии. Дайте определение: количество вещества, число Авогадро, моль, молярная масса, плотность. Используя понятие молярной массы и формулу расчета объема по известной плотности, рассчитаем объемы газов: водорода, кислорода, углекислого газа. Ответ: объемы равны.
Учитель: мы повторили расчеты Авогадро. Сделайте вывод о связи количества вещества газа и занимаемого объема. Ответ: 1 моль любого газа занимает объем 22,4 л.
Учитель: Нет ли противоречия в положении МКТ о том, что газы не имеют объема и понятии «молярный объем»? Ответ: речь идет о закрытых объемах, в которых т=Оградусов и Р=1 атм.
Учитель: относительная плотность газов – величина, позволяющая решать вопрос о способах сбора газа, ТБ при работе с ним. Чаще других используют отн. Пл. по воздуху и по водороду. Учащиеся приводят примеры газов легче и тяжелее воздуха. Демонстрируются схемы установок для сбора газов. Учащиеся обсуждают их назначение.
Учащиеся выполняют разноуровневое тестовое задание№2 (задания составлены на основе вопросов с. 45 учебника)
Учитель проводит выборочную проверку работ.
Домашнее задание: п. 10,з. 4,7,3б). Учащиеся задают вопросы и получают консультации по выполнению домашнего задания.
Метки: Химия