Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Внеклассное мероприятие по химии для 7-8 классов

Внеклассное мероприятие по химии для 7-8 классов

Цель

: формирование и развитие познавательного интереса учащихся к химии, расширение кругозора школьников, активизация мыслительной деятельности учащихся.

Оборудование и материалы: описаны в опытах.

План проведения:

1. Подготовка.

2. Вступительное слово учителя.

3. Демонстрация опытов.

4. Состязания.

5. Подведение итогов и награждение.

6. Салют в честь химиков.

Подготовка.

Заранее выбрать две команды из 5–6 человек и дать домашнее задание:

• придумать название и девиз команды;

• подготовить приветствие;

• нарисовать газету на химическую тему.

Вступительное слово учителя.

Сколько мы с вами читали книг и сказок, в которых добрые феи и могущественные волшебники совершают удивительные чудеса! Но вот мы дочитали сказку до конца, закрыли книгу, и в тот же миг, словно в тумане, исчезли волшебники, а от чудес осталось лишь смутное воспоминание. Да и как иначе? Ведь в жизни никто еще не встречал волшебников, не ходил с ними по улицам, не разговаривал.

Но значит ли это, что чудес в жизни не бывает? Отнюдь нет! Люди ведь сами творят чудеса. Но они так к ним привыкают, что перестают видеть что-либо чудесное.

Наука – вот истинная волшебница наших дней. И если уж говорить о чудесах, то среди всех прочих наук особенно выделяется химия. Недаром ее называют доброй волшебницей. Она позволяет человеку добывать металлы из руд и минералов, извлекать из природного сырья вещества, одно чудесней и удивительней другого. Она рождает сотни тысяч веществ, даже не встречающихся в природе, со свойствами полезными и важными. Она превращает нефть в каучук и бензин, газ – в ткань, уголь – в духи, красители и лекарственные вещества. Перечень добрых дел, которые творит химия, поистине неисчерпаем. Химия нас кормит, одевает и обувает. Каждый человек, сам того не подозревая, ежедневно осуществляет химические реакции, даже не выходя из дома: намыливая руки, зажигая спички и газ, приготавливая пищу. Да и сам человеческий организм – большая химическая фабрика, в которой происходит множество химических реакций.

1-й ученик.

Что? Почему? Зачем? И где?

Живут в земле, в огне, в воде.

Вот в первый раз огонь добыт.

(А почему огонь горит?)

Зерно под солнцем проросло.

(Зачем растению тепло?)

2-й ученик.

Дым легкий, а скала тверда.

Что значит лед, а что – вода?

Что? Почему? Зачем? И где?

Мы все узнать хотим.

Соль растворяется в воде,

А мел нерастворим.

3-й ученик.

Бумага не сгорит дотла:

В печи останется зола.

А если медь в печи нагреть,

То станет тяжелее медь

С окалиною вместе.

Не верите – так взвесьте.

4-й ученик.

Открытий путь – нелегкий путь,

Но человеку – не свернуть.

Что? Почему? За ним следят,

Чтоб шел вперед, а не назад.

Вот почему из года в год

Наука движется вперед.

1-й ученик.

Химия – это наука о веществах и их превращениях, настолько необыкновенных, что для непосвященных они кажутся чудесами.

2-й ученик.

Сегодня – праздник посвящения в химики. Прежде чем получить это почетное звание, вам придется пройти испытания на профессиональную пригодность. Ваши знания и умения оценят мастера – лучшие химики старших классов.

3-й ученик.

Представляю вам наше уважаемое жюри.

Жюри. Ученики старших классов.

Демонстрация опытов.

4-й ученик.

Наука, из которой выросла химия, – алхимия. Алхимики верили в магическую силу философского камня, который, по убеждению, способен превращать различные неблагородные металлы в золото. Они также занимались поисками эликсира долголетия и проводили различные опыты. Мы покажем некоторые из них:

Опыт №1.

Вы не раз слышали, что дыма без огня не бывает. Но дым бывает и без огня!

(В стаканчик налить на донышко раствор аммиака, а в другой – соляной кислоты. Стаканчики отверстиями поднести друг к другу, пойдёт «белый дым»).

1-й ученик.

Опыт №2.

У меня в руках платок, который не сгорает в пламени!

(Смочить платок в воде, затем в спирте или ацетоне, поджечь, спирт или ацетон сгорает, платок остаётся невредимым).

2-й ученик.

Опыт №3.

Оперирую без боли, правда, будет много крови.

При каждой операции нужна стерилизация.

Йодом смочим мы обильно, чтобы всё было стерильно.

Не вертитесь, пациент, нож подайте ассистент.

Посмотрите: прямо струйкой кровь течёт, а не вода.

Но сейчас я вытру руку – от пореза нет следа!

(Руку смочить раствором хлорида железа (III). После этого нож смочить раствором роданистого калия и легко провести им по руке. Образуется кроваво-красный след. Затем руку вытирают раствором фторида натрия).

3-й ученик.

Опыт№4.

На плакате спиртовым раствором фенолфталеина заранее написать: «Удачи в состязаниях!», а затем при показе опыта бесцветную надпись протереть тампоном, смоченным щелочью. Надпись окрасится в малиновый цвет.

Состязания.

Визитная карточка команды.

Разминка.

Переведите с химического языка на общепринятый следующие фразы:

1. Не все то аурум, что блестит.

2. Белый, как карбонат кальция.

3. Недонатрий хлористый на столе, перенатрий хлористый на голове.

4. Феррумный характер.

5. Слово – аргентум, а молчание аурум.

6. Уходит, как аш-два-о в оксид кремния.

7. Аллотропная модификация углерода чистой аш-два-о.

8. За купрумный грош удавился.

9. Много оксида водорода утекло с тех пор.

10. Прозрачен, как сплав оксидов свинца и кремния с карбонатом натрия.

Эстафета.

На интерактивной доске уравнения химических реакций, по 5 для каждой команды. Участники по очереди расставляют коэффициенты и указывают тип реакции. Последним идёт капитан, проверяя все уравнения.

1-я команда:

Fe(OH)3 Fe2O3 + H2O

CaO + HNO3 Ca(NO3)2 + H2O

Na + H2O NaOH + H2

P + O2 P2O5

KOH + ZnCl2 KCl + Zn(OH)2

2-якоманда:

Ca(OH)2 + CO2 CaCO3 + H2O

Fe2O3 + H2 Fe + H2O

Mg + HCl MgCl2 + H2

Al + O2 Al2O3

Ba(NO3)2 + H2SO4 BaSO4 + HNO3

Эрудиты.

На интерактивной доске формулы веществ. Капитаны вытягивают задания.

Из списка веществ выбрать отдельно:

1-я команда: кислотные оксиды, средние соли.

2-я команда: основные оксиды, кислоты.

Li2O, Al(OH)3, H3PO4, O3, BaO, Ba(NO3)2, H2SO3 , Al2(SO4)3, N2O, KHS, Zn(OH)2, Fe2O3, Fe(OH)3, HNO2, ClO3, Cu, Na3PO4, MnO, Ca(NO2)2, H2SiO3, Cr(OH)3, Br2O, Ba(OH)2.

«Тёмная лошадка».

«Тёмная лошадка» – зашифрованный химический элемент. Командам задаются вопросы об этом элементе, на основе которых они должны его отгадать. Ответ после первой подсказки: 5 баллов; после второй– «4» и т. д. За неправильный ответ (-1балл).

1. В организме человека его содержится 3 г, из них примерно 2 г в крови.

2. По распространённости в земной коре он уступает лишь кислороду, кремнию и алюминию.

3. Первоначально единственным его источником были упавшие на землю метеориты, содержащие его в чистом виде.

4. Первобытный человек стал использовать орудия труда из него за несколько тысячелетий до н. э.

5. В честь него назван век.

( Железо).

1. Этот металл известен человеку с глубокой древности.

2. Его содержание в водах Мирового океана составляет примерно 8 млрд тонн.

3. Самый большой самородок этого металла весил 112 кг.

4. Из этого металла делают украшения, монеты.

5. Этот металл – символ Солнца.

( Золото).

1. За 350 лет до н. э. Аристотель в своих трудах упоминает об этом элементе.

2. Алхимики часто называли этот элемент Меркурием.

3. Этот металл хорошо растворяет другие металлы, образуя амальгамы.

4. Пары металла ядовиты.

5. Находится внутри градусника.

( Ртуть).

1. Его называют безжизненным газом.

2. Это довольно инертный газ.

3. Он легче воздуха.

4. Он входит в состав воздуха.

5. Его химическая формула – N2.

(Азот).

Экспериментальная заморочка.

Каждой команде конверт с заданием, который вытягивают капитаны.

– Получите кислород, соберите его в пробирку и докажите наличие этого газа.

– Получите углекислый газ, соберите его в пробирку и докажите наличие этого газа.

Учитываются правила ТБ, грамотность проведения и содержание сопроводительного рассказа.

Во время выполнения заданий ведущие работают с болельщиками, предлагая ответить им на вопросы химической викторины, отгадать ребусы, загадки.

Подведение итогов и награждение.

1-й ученик.

Итак, ребята, вы прошли посвящение. Но вы еще должны дать клятву перед, встав на одно колено:

Я, юный химик, торжественно клянусь:

Любить уроки химии и всегда их посещать.

Знать все 110 элементов Периодической системы наизусть.

Соблюдать правила ТБ.

Помнить химические свойства любого вещества на Земле.

Не тратить зря химические реактивы.

Клянусь!

Салют в честь химиков.

Опыт «Звёздный дождь».

(Высыпают на лист чистой бумаги, тщательно перемешивая, по три ложечки перманганата калия, угольного порошка и порошка восстановленного железа. Полученную смесь высыпают в железный тигель, который укрепляют в кольце штатива и нагревают пламенем спиртовки. Начинается реакция, и смесь выбрасывается в виде множества искр, производящих впечатление «огненного дождя».

2-й ученик.

Мы поздравляем вас с тем, что с сегодняшнего дня вы можете считать себя настоящими химиками. А закончить мероприятие мы хотим гимном химиков:

«Нам суждено пролить все то, что льется,

Просыпать то, чего нельзя пролить!

Наш кабинет химическим зовется!

Мы рождены, чтоб химию любить!

Все выше, и выше, и выше

Летит рыжий бром к небесам.

И кто этим бромом подышит,

Тот рыжим становится сам!»

Метки: Химия