Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Программа экологического кружка

Программа экологического кружка

Информационно – методическое обеспечение

Авторы

Названия

Год

изда

ния

Изда-

тельст-

во

1

О. С. Габриелян

Программа по химии 9 класс

2002

Дрофа

2

И. М. Швец

Программа курса «Биосфера и человечество»

2004

Вентана –

Граф

3

О. С. Аранская

И. В. Буровая

Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии 8-11 классы

2005

Вентана – Граф

Дополнительная литература

Авторы

Названия

Год

изда-

ния

Изда-

тельст-

во

1

А. А. Сударкина

И. И. Евсеева

А. Н. Орлова

Химия в сельском хозяйстве

1981

Москва

«Просвещение»

2

Ю. В. Железнякова

В. М. Назаренко

Учебно – исследовательские экологические проекты. Химия в школе

Химия в школе

№3 2000

«Школа – Пресс»

3

Н. Л. Харьковская

З. Г. Асеева

Анализ воды из природных источников

Химия в школе

№3 1997

«Школа – Пресс»

4

Т. К. Шнякина

В. К. Половняк

Об организации научно – исследовательской работы

Химия в школе

№7 2002

«Школа – Пресс»

5

Л. А. Коробейникова

Методика изучения состава окружающего воздуха

Химия в школе

№7 2004

«Школа – Пресс»

6

Е. В. Ефимова

Л. В. Чупанова

Об экологической составляющей химического образования

Химия в школе

№9 2003

«Школа – Пресс»

Пояснительная записка

Предлагаемая программа экологического кружка рассчитана на возрастную категорию учащихся 14-17 лет. Она направлена на развитие экологического образования школьников в процессе обучения в школе.

Большая роль в экологическом образовании отводится оценки влияния человека на конкретные экосистемы и биосферу в целом. На занятиях кружка целесообразно изучать вопросы, связанные с химическим загрязнением окружающей среды, знакомиться с методами мониторинга загрязнения и способами его пагубного влияния на живые организмы, включая человека.

Цель: «Формирование у учащихся научной картины мира, их интеллектуального развития, воспитание нравственности, гуманного отношения к окружающей среде».

Задачи:

– исследование уровня загрязненности своей местности;

– выделение случайных и закономерных характеристик во взаимоотношениях человека с окружающим миром;

– изучение причин возникновения экологических кризисов и способов их предотвращения;

– привлечение учащихся к пропаганде гуманного отношения к окружающей среде.

Работа кружка построена на применении проектно-исследовательского метода в рамках практика – ориентированного обучения. Учащиеся не только проводят химические исследования состояния окружающей среды, но и обрабатывают полученные результаты, готовят презентации по заинтересовавших их темам.

Для дополнительной информатизации занятий и поиска новых средств развития творческих способностей учащихся используются компьютерные технологии: создание презентаций в программе MicrosoftPowerPoint, газеты в программе Publisher.

Форма проведения занятий: экскурсии, практические работы, работа за компьютером.

В целом курс имеет практическую направленность. В основном практические работы из – за большого объема рассчитаны на два занятия.

В результате проведения курса кружка учащиеся должны овладеть навыками химического анализа, умением собирать и обрабатывать данные, создавать презентации.

Формой подведения итогов работы экологического кружка является проведение экологической конференции на школьном уровне, где учащиеся представят проекты и их защиту.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

Нормативные документы

1

Закон Российской Федерации «Об образовании»

2

Областной закон «Об образовании в Ростовской области»

3

Государственный образовательный стандарт. Федеральный компонент. Региональный компонент.

4

Программа для общеобразовательных учреждений. Химия. Автор О. С. Габриелян. «Дрофа». Москва 2010год

5

Сборник программ «Экологическая составляющая курса биологии в основной школе». «Вентана – Граф». 2008 год

Данная программа рассчитана на три года обучения.

Количество занятий в неделю – 1 .

Продолжительность занятий – 45 минут.

Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.

Основные функции программы:

1. Развивающая.

2. Просветительская (информационная).

3. Профилактическая (предупреждение возможных трудностей в учебе, общении).

4. Коррекционная (помощь в преодолении трудностей).

Основные принципы программы:

1. Принцип деятельности.

2. Принцип активности.

3. Принцип соответствия возрастной категории.

Прогнозируемые результаты:

– качественное повышение уровня знаний,

– активизация познавательной, поисково-исследовательской деятельности,

– привлечение учащихся к самостоятельному овладению научными знаниями, развитие логического, творческого мышления, знакомство с новейшими достижениями в области естественных наук.

– увеличение количества работ проектной и исследовательской направленности, участие в научных конференциях.

Формы подведения итогов реализации программы:

– участие членов кружка в олимпиадах по химии, экологии;

– участие членов кружка в областных конкурсах по экологии.

– участие в недели химии, биологии, экологии.

Учебно – тематический план занятий на первый год обучения

п/п

Наименование разделов, тем

Всего

часов

Теория

Прак-

тика

Введение

4

4

-

1

Организационное занятие. Проведение инструктажа по т/б.

1

2

Природные и антропогенные источники веществ – загрязнителей окружающей среды.

1

3

Характер воздействия вредных веществ на человека: общетоксическое, раздражающее, аллергическое, с отдаленными последствиями (канцерогенное, мутагенное).

1

4

Нормирование загрязнений окружающей среды, понятии и критерии нормирования: ЛД, ЛК, ПДВ,ВДК.

1

Изучение экологического состояния атмосферы села

10

1

9

5

Основные источники загрязнения атмосферы и современные способы очистки выбросов (абсорбция, адсорбция, конденсация, катализ).

1

6

Экскурсия «Подсчёт транспортных средств на улицах села»

1

7

Пр. р. «Химическое загрязнение атмосферы. Количественный рассчет транспортных загрязнителей воздуха»

1

8

Экскурсия «Определение запыленности воздуха по листве произрастающих рядом с дорогой деревьев, кустарников»

1

9

Пр. р. «Физическое загрязнение атмосферы. Запыленность воздуха»

1

10

Экскурсия «Исследование шумового фона села»

1

11

Пр. р. « Определение уровня шума и звукоизолирующих свойств зеленных насаждений»

1

12

Пр. р. «Анализ состава атмосферных осадков на кислотность»

1

13-14

Работа над проектами

2

Изучение экологического состояния природных источников

8

1

7

15

Источники загрязнения гидросферы и современные способы очистки сточных вод (физические, химические, биологические).

1

16

Экскурсия «Отбор проб речной воды и визуальный осмотр береговой зоны»

1

17

Пр. р. «Определение органолептических свойств воды»

1

18

Пр. р. «Анализ воды из природных источников»

1

19

Пр. р. «Анализ водопроводной воды»

1

20

Пр. р. «Определение органолептических свойств водопроводной воды»

1

21-22

Работа над проектами

2

Изучение экологического состояния почв села

12

1

11

23

Источники загрязнения литосферы, проблема городских и промышленных свалок и пути ее решения.

1

24

Экскурсия «Визуальное изучение состояния почвы села. Взятие проб»

1

25

Экскурсия «Визуальное изучение состояние растительности и почвы в районе свалок. Взятие проб почвы»

1

26

Пр. р. «Предварительное знакомство с основными морфологическими и физическими свойствами почв»

1

27

Пр. р. «Качественное определение химических элементов в почве»

1

28

Пр. р. «Определение рН почв с помощью индикаторной бумаги»

1

29

Пр. р. «Определение содержания ионов свинца в почве»

1

31-32

Работа над проектами

2

33-35

Представление презентаций, защита проектов

3

Учебно – тематический план занятий на второй год обучения

п/п

Тема

Общее количество часов

В том числе

Теоретические (ч)

Практические (ч)

1.

Введение. Инструктаж по технике безопасности

1

1

3

Выбор темы исследовательской работы.

1

1

Требования к оформлению проектных и научно – исследовательских работ.

1

1

5.

Сбор и анализ информации.

4

4

6.

Составление плана работы над проектом.

2

2

7.

Выполнение практических работ – сбор материала, его исследование.

18

18

8.

Оформление исследовательских работ.

3

1

2

9.

Создание мультимедийных презентаций.

5

1

4

10.

Выступление с выполненными работами перед кружковцами, другими кружками, олимпиаде по экологии, на конкурсах и научных конференциях.

2

2

Учебно – тематический план занятий на третий год обучения

п/п

Тема

Общее количество часов

В том числе

Теоретические (ч)

Практические (ч)

1.

Введение. Инструктаж по технике безопасности

1

1

3

Выбор темы исследовательской работы.

1

1

Требования к оформлению проектных и научно – исследовательских работ.

1

1

5.

Сбор и анализ информации.

4

4

6.

Составление плана работы над проектом.

2

2

7.

Выполнение практических работ – сбор материала, его исследование.

18

18

8.

Оформление исследовательских работ.

3

1

2

9.

Создание мультимедийных презентаций.

5

1

4

10.

Выступление с выполненными работами перед кружковцами, другими кружками, олимпиаде по экологии, на конкурсах и научных конференциях.

2

2

Содержание изучаемого курса

Первый год обучения

Введение – 4 часа.

Организационное занятие. Изучение актуальности проблемы исследования экологического состояния атмосферы, гидросферы, литосферы села.

Изучение экологического состояния атмосферы села – 10 часов.

Экскурсия. Количественный рассчет автомобильного транспорта проезжающего по улицам села.

Экскурсия. Определение объектов для исследования – деревья, кустарники, произрастающие около дороги. Проведение опыта, для исследования запыленности воздуха.

Экскурсия. Определение и подсчет шумовых загрязнителей с помощью слухового анализатора.

Практическая работа. Количественный рассчет транспортных загрязнителей воздуха – оксидов углерода и азота, а также углеводородов. Проводится подсчет количества проезжающего по дорогам села транспорта. Полученные результаты сопоставляются с статистическими данными.

Практическая работа. Определение запыленности воздуха по листве произрастающих рядом с дорогой деревьев, кустарников.

Практическая работа. Определение уровня шума с помощью шкалы интенсивности шума.

Практическая работа. Анализ состава атмосферных осадков на кислотность. Определение с помощью индикаторной бумаги рН дождевой воды.

Работа над проектами. Обработка результатов работы с помощью компьютера, подготовка презентации.

Изучение экологического состояния природных водоемов – 8 часов.

Экскурсия. Визуальное исследование состояния водоема. Взятие проб воды.

Практическая работа. Определение органолептических свойств речной воды.

Изучение физических свойств воды: цвета, запаха, сухого остатка.

Практическая работа. Анализ воды из природных источников. Исследование воды на содержание загрязняющих компонентов: нитрат-ионов, ионов железа, сульфат ионов, хлорид ионов, ионов свинца.

Практическая работа. Анализ водопроводной воды. Исследование воды на содержание загрязняющих компонентов: нитрат-ионов, ионов железа, сульфат ионов, хлорид ионов, ионов свинца.

Практическая работа. Определение органолептических свойств водопроводной воды.

Изучение физических свойств воды: цвета, запаха, сухого остатка.

Практическая работа. Изучение физического загрязнения. Определение запыленности воздуха по снегу.

Работа над проектами. Обработка результатов работы с помощью компьютера, подготовка презентации.

Изучение экологического состояния почв села – 12 часов.

Экскурсия. Визуальное изучение состояния почвы села. Взятие проб.

Экскурсия. Визуальное изучение состояние растительности и почвы в районе свалок. Взятие проб почвы.

Практическая работа. Предварительное знакомство с основными морфологическими признаками и физическими свойствами почв. Определение структуры почвы, водопрочности структурных агрегатов, окраски (цвета) почвы, плотности почвы.

Практическая работа. Качественное определение химических элементов почвы: карбонат – ионов, хлорид-ионов, сульфат-ионов, нитрат-ионов, кальций ионов, оксидов железа. Качественное определение водной вытяжки почвы.

Практическая работа. Определение рН почв с помощью индикаторной бумаги. Определение актуальной кислотности почвы.

Практическая работа. Определение содержания ионов свинца в пробах почвы, взятых из разных пунктов села.

Практическая работа. Изучение физического загрязнения атмосферы. Определение запыленности воздуха по жидким осадкам.

Работа над проектами. Обработка результатов работы с помощью компьютера, подготовка презентации.

Защита проектов. Проведение конференции.

Второй год обучения

Мониторинг состояния окружающей среды на территории села. Выполнение практических работ – сбор материала, его исследование. Научно – исследовательская и проектная деятельность. Работа над проектами по оформлению результатов исследования (в сравнении с результатами первого года обучения).

Третий год обучения

Практическая работа по наблюдению за изменениями окружающей среды на территории села и исследование проб на содержание загрязнителей.

Исследовательская работа учащихся (требования к оформлению, сбору информации и защите работы. Оформление и защита проектов).

Методическое обеспечение

Форма организации деятельности учащихся основывается на применении проектного обучения (проектно – исследовательского метода в рамках практика ориентированного обучения). Занятия на кружке проводятся по следующим направлениям.

Организа-ционное занятие

Экскурсии

Практи-ческие работы

Работа над проектами

Защита проектов

Учащимся предлагается выбрать тему проектной работы, сформулировав её в разрезе программы кружка.

Учащиеся объединяются в группы для работы над заинтересо-вавшей темой. Организуется работа внутри групп, определяется роль участников: сбор информации, анализ результатов практических работ, создание портфолио, подготовка защиты проектов. Определяются цели, над которыми предстоит работать группам.

Во время экскурсий учащиеся берут образцы почв, водопроводной воды, речной воды; изучают визуально состояние растительности около дороги, состояние реки; изучают шумовое загрязнение.

Оборудование: дневник наблюдения, лабораторная посуда, часы, ручка.

Во время практи-ческих работ проводится химичес-кий анализ атмосфер– ных осадков, проб воды речной и водопро-водной, проб почв.

Учащиеся обрабаты– вают полученные результаты, обмени-ваются ими между группами, ведется работа над подготовкой презентации ( в программе MicrosoftPowerPoint)для защиты проектов. Собирается информация и готовится выпуск газеты «Юный химик» ( в программе Publisher).

Оборудо-вание: компьютер

Занятия проходят в виде конферен-ции, на которой каждая группа представляет и защищает свой проект. А также учащиеся оценивают работу каждой группы. Представ-ляется и обсуждается номер газеты «Юный химик».

Оборудова-ние: компьютер, экран, проектор.

Список используемой литературы

Информационно – методическое обеспечение

Авторы

Названия

Год

изда

ния

Изда-

тельст-

во

1

О. С. Габриелян

Программа по химии 9 класс

2002

Дрофа

2

И. М. Швец

Программа курса «Биосфера и человечество»

2004

Вентана –

Граф

3

О. С. Аранская

И. В. Буровая

Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии 8-11 классы

2005

Вентана – Граф

Дополнительная литература

Авторы

Названия

Год

изда-

ния

Изда-

тельст-

во

1

А. А. Сударкина

И. И. Евсеева

А. Н. Орлова

Химия в сельском хозяйстве

1981

Москва

«Просвещение»

2

Ю. В. Железнякова

В. М. Назаренко

Учебно – исследовательские экологические проекты. Химия в школе

Химия в школе

№3 2000

«Школа – Пресс»

3

Н. Л. Харьковская

З. Г. Асеева

Анализ воды из природных источников

Химия в школе

№3 1997

«Школа – Пресс»

4

Т. К. Шнякина

В. К. Половняк

Об организации научно – исследовательской работы

Химия в школе

№7 2002

«Школа – Пресс»

5

Л. А. Коробейникова

Методика изучения состава окружающего воздуха

Химия в школе

№7 2004

«Школа – Пресс»

6

Е. В. Ефимова

Л. В. Чупанова

Об экологической составляющей химического образования

Химия в школе

№9 2003

«Школа – Пресс»

Приложение

Практическая работа

Тема: « Количественный рассчет транспортных загрязнителей воздуха – оксидов углерода и азота, а также углеводородов»

Автомобильный транспорт в процессе функционирования оказывает неблагоприят­ное воздействие на окружающую воздушную среду: он выделяет с отработанными газами токсичные вещества, способствующие заболе­ваемости людей.

Работа транспорта и заводов приводит к формированию над городами

дымо-пылевого купола, что влияет на изменение количества солнечной радиации, поступающей к поверх­ности Земли. Загрязненный воздух действует на здания, сооружения, вызывая эрозию и хи­мическую коррозию арматуры, чугунных и бронзовых памятников, разрушение старин­ных фресок на культовых зданиях.

Количественный рассчет транспортных за­грязнителей воздуха носит относительный ха­рактер. В первую очередь, ведется учет интен­сивности транспортных потоков. Для этого на­до выбрать участок улицы с наиболее интен­сивным транспортным потоком, помня при этом, чтобы он был безопасным и удобным для наблюдателя-счетчика.

Наиболее информативны для этих целей по срокам – июль и февраль. В эти месяцы подсчет транспорта ведется по определенным временным промежуткам: с 7 до 10 ч, с 10до13 ч; с 13 до16ч; с 16 до 19ч; с 19 до 21 ч. Отсчет машин ведется в течение 20 мин каждого часа наблюдений, затем это число умножается на3 (интенсивность движения транспорта). Возможен другой вариант расчета, при кото­ром машины учитываются в двух временных интервалах – с 9 до 10 ч и с 16 до 17 ч. В этом случае отсчет машин в выбранной точке ведет­ся с интервалами: 10 мин – отсчет, 10 мин – отдых и т. д. в течение 1 ч, а результат расчета умножается на 2. Так можно выявить "самый загазованный день недели", "самый загазован­ный месяц', "самый загазованный сезон", "са­мый загазованный год".

Перед выходом на уличный пост следует ознакомиться с марками автомобильного транспорта. Для этого можно принять следую­щее их условное разделение на 7 групп:

1. Грузовые автомобили с бензиновыми двигателями (ГАЗ, ЗИЛ) – группа Г1.

2. Грузовые автомобили с дизельными дви­гателями (МАЗ, КаМАЗ), большегрузные фурго­ны и трайлеры) – группа Г2.

3. Грузовые автомобили с газовыми двига­телями (у них между кузовом и

кабиной расположены баллоны голубого цвета с сжиженным газом) – группа ГЗ.

4. Автобусы с бензиновыми двигателями (КаВЗ, ПАЗ, ЛАЗ) – группа А1.

5. Автобусы с дизельными двигателями (рейсовые и экскурсионные "Икарусы") – группа А2.

6. Легковые служебные машины( служба безопасности, техническая служба, "Скорая по­мощь", различные "Рафики") – группа Л1.

7. Все остальные легковые машины отече­ственных и зарубежных марок – группа Л2.

Для точного определения химического со­става загрязняющих воздух транспортных вы­хлопов нужна специальная аппаратура для от­бора, анализа проб и набор реактивов. Но можно сделать это проще, получив данные, ко­торые затем использовать для целей сравни­тельного статистического анализа.

Удельный выброс вредных веществ (m) с автомобильными выхлопами (г/км)

Тип машины

Удельный выброс

CO

CH

NO

Г1

55,5

12,0

6,8

Г2

15. 0

6,4

8,5

Г3

25,0

7,5

7,5

А1

51,5

9,6

6,4

А2

15,0

6,4

8,5

Л1

16,1

1,6

2,2

Л2

16,1

1,6

2,2

Практическая работа

Тема: «Определение запыленности воздуха»

Оборудование: липкая лента, аптечные весы

По направлениям розы ветров выбирают на разном расстоянии от источника пылевого за­грязнения деревья и кустарники с широкими ли­стьями (вяз, липа, сирень и др. ), отмечают цвет­ными нитками ветки, листья на которых были предварительно обтерты от пыли. Через неделю сухой погоды на них будут наклеены одинако­вые (4х4 см) квадраты липкой ленты (предва­рительно взвешенные), с помощью которых снимается пыль с 16 см2 зеленого листа. На каж­дом расстоянии от источника пыли должно быть взято не менее трех проб на липкой ленте. Разница в массе после взвешивания на аптеч­ных весах покажет среднее значение запылен­ности для данного расстояния и азимута.

Практическая работа

Тема: «Определение уровня шума»

Оборудование: сравнительная шкала

Шкала оценки интенсивности шума (в децибелах – дБ) и эффекты от продолжи­тельного воздействия шума (указаны в скоб­ках):

дыхание – 10 дБ;

разговор шепотом – 10-20 дБ;

шелест листьев (слабое успокаивающее воздействие) – 20 дБ;

спокойная сельская местность в ночное время – 30 дБ;

библиотечный зал, тихий музыкальный фон – 40 дБ;

нормальная речь, тихий пригород в днев­ное время, разговор в помещении (слабое воз­действие на слух) – 50 дБ;

разговор за столом, музыкальный фон, громкое чириканье птиц (утомляющее воздей­ствие на слух) – 60 дБ;

скоростная автомагистраль на расстоянии 15 м, пылесос, шумный офис, вечеринка, теле­визор или динамик (раздражающее воздейст­вие) – 70 дБ;

товарный поезд на расстоянии 15м, мусо­роуборочная машина, стиральная машина, по­судомоечная машина, миксер (угроза потери слуха) – 80 дБ;

оживленная городская улица, дизельный грузовик (ухудшение слуха при 8 ч воздейст­вия)-90 дБ;

четырехмоторный поршневой самолет гражданской авиации на высоте 100 м – 90-100дБ;

реактивный самолет на взлете на расстоя­нии 305 м, метро, подвесной мотор, косилка для газонов, мотоцикл на расстоянии 8 м, трак­тор, полиграфическое предприятие, отбойный молоток (серьезная угроза для слуха при воз­действии в течение 8 ч) – 100 дБ;

работающий мотоцикл – 65-105 дБ;

едущий по широкой улице грузовик на рас­стоянии 7м— 85-105 дБ;

прокатный стан, шумный цех металлообра­батывающего предприятия, дрель, перфора­тор, автомобильный гудок на расстоянии 1 м, стереорепродуктор возле уха – 110 дБ;

сильные удары грома, ткацкий станок, рок-музыка, цепная электрическая пила (болевой порог человека) – 120дБ;

бронированный транспортный самолет на взлете на расстоянии 100м, наушники на максимальной громкости – 130 дБ;

палуба авианосца – 140 дБ;

Ход работы

Показатели шума собираются во время экскурсии, в течение 10 минут записываются все услышанные звуки. Сравниваются со сравнительной шкалой, проводят вычисление среднего показателя и делаются выводы.

Практическая работа

Тема: «Анализ состава атмосферных осадков на кислотность»

Состояние подстилающей поверхности часто зависит от состава осадков, особенно их кислотности. Кислотность измеряется во всех видах атмосферных осадков в жидком виде с помощью универсальной индикатор­ной бумаги по значению водородного показа­теля рН. Значения рН для чистых атмосфер­ных осадков и чистой воды должны быть рав­ны 7. Дождевая вода в чистом воздухе имеет рН 5-6 за счет растворения углекислого газа. Грозовые дожди имеют повышенную кислот­ность до рН 5.

Насыщение атмосферной влаги заводски­ми и транспортными выбросами сернистого газа, углекислого газа также увеличивают их кислотность (уменьшают рН). Атмосферные осадки с рН

Практическая работа Тема: «Определение органолептических свойств речной воды»

Тема: «Определение органолептических свойств водопроводной воды»

Цель работы: изучить физические свойства воды

Оборудование: термометр, пробирка, фарфоровая чашка, фильтр, спиртовка, держатель

Ход работы

1. Температура воды измерялась при помощи стандартного тер­мометра погружением его в воду реки в месте отбора пробы. Органолептические характеристики воды определялись с по­мощью органов зрения (мутность, цветность) и обоняния (за­пах). Мутность и цветность определялись в пробирке при доста­точном боковом освещении. Интенсивность запаха оценивается по пятибалльной шкале.

2. Сухим остатком называется высушенный при 105°С остаток, получающийся при выпаривании досуха профильтрованной ис­следуемой воды. Сухой остаток характеризует содержание минеральных и частично органических примесей, а именно тех, температура кипения которых заметно превышает 105 °С и не разлагающихся при указанной температуре.

Практическая работа

Тема: «Анализ воды из природных источников»

Тема: «Анализ водопроводной воды»

Цель работы: исследование воды на содержание загрязняющих компонентов

Оборудование: набор пробирок

Ход работы

1. Обнаружение нитрат-ионов.

Реагенты: дифениламин (1 г (C6H5)2NH) растворить в 100 мл H2SO4

= 1,84).

Условия проведения реакции:

1. рН 2. Температура комнатная.

Выполнение анализа

К 1 мл пробы воды по каплям добавляют реагент. Бледно– голубое окрашивание наблюдается при концентрации нитрат-ионов более 0,001 мг/л, голубое – более 1 мг/л, синее – более 100 мг/л.

2. Обнаружение катионов железа (III).

Реагенты: тиоцианат аммония (20г NH4CNS) растворить в 1

дистиллированной воде и довести до 100 мл; азотная кислота (конц. ); перекись водорода (w(%) =5%)).

Условия проведения реакции:

1. рН 2. Температура комнатная.

Действием пероксида водорода ионы Fе (П) окисляют до Fе (ПI).

Выполнение анализа

К 10 мл пробы воды прибавляют 1 каплю азотной кислоты, затем 2-3 капли пероксида водорода и вводят 0,5 мл тиоцианата аммония. При концентрации ионов железа более 2,0 мг/л появляется розовое окрашивание, при концентрации более 10 мг/л окрашива­ние становится красным:

Fe3+ + 3CNS- = Fe(CNS)3 красный

3. Обнаружение сульфат-ионов.

Реагенты: хлорид бария (10 г ВаCl2 • 2Н2О растворить в 90 г H2О): соляную кислоту (16 мл НС1 (р =1,19) растворить в воде и довести объём до 100 мл).

Условия проведения реакции:

1. рН 2. Температура комнатная.

Осадок нерастворим в азотной и соляной кислотах.

Выполнение анализа

К 10 мл пробы воды прибавляют 2-3 капли соляной кислоты, приливают 0,5 мл раствора хлорида бария. При концентрации сульфат-ионов более 10 мг/л выпадает осадок:

SO42- + Ba2+ = BaSO4

белый

Если наблюдается опалесценция, то концентрация сульфат-ионов более 1 мг/л.

4. Обнаружение хлорид-ионов.

Реагенты: нитрат серебра (5 г AgNO3 растворить в 95 мл во­ды); азотная кислота (1:4).

Условия проведения реакции:

1. рН 2. Температура комнатная.

Выполнение анализа

К 10 мл пробы воды прибавляют 3-4 капли азотной кислоты и приливают 0,5 мл раствора нитрата серебра.

Белый осадок выпадает при концентрации хлорид-ионов более 100мг/л.

Cl+ Ag+ = AgCl

белый

Помутнение раствора наблюдается, если концентрация хлорид-ионов более 10 мг/л, опалесценция – более 1 мг/л.

5. Обнаружение катионов свинца.

Реагент: хромат калия (10 г K2CrO4 растворить в 90 мл Н2О).

Условия проведения реакции:

1. рН = 7,0 (нейтральная среда).

2. Температура комнатная.

Выполнение анализа

В пробирку помещают 10 мл пробы воды, прибавляют 1 мл раствора реагента. Если выпадает желтый осадок, то содержание катионов свинца более 100 мг/л:

Pb2+ + CrO42- = PbCrO4

жёлтый

Если наблюдают помутнение раствора, то концентрация катио­нов свинца более 20 мг/л, а при опалесценции – 0,1 мг/л.

Практическая работа

Тема: «Предварительное знакомство с основными морфологическими признаками и физическими свойствами почв»

Цель работы: – определение структуры почвы;

– определение водопрочности структурных агрегатов;

– определение окраски (цвета) почвы;

– определение плотности почвы.

Оборудование: нож, лопатка, линейка, стакан.

Реактивы: вода.

Ход работы

Опыт №1 Определение структуры почвы

Ножом или маленькой лопаткой вырежьте образец почвы и подбросьте его на лопате один-два раза, в результате чего образец распадается на структурные отдельности. Рассмотрите их, определите степень однородности, форму, размер, результа­ты наблюдений запишите в дневник. Для определения размеров можете пользоваться миллиметровой бумагой или линейкой.

Опыт №2 Определение водопрочности структурных агрегатов

Поместите несколько струк­турных отдельностей в стакан с водой. Если при легком взбал­тывании они быстро разрушаются, то это свидетельствует об их непрочности, а если сохраняют свою форму, значит, почва обла­дает водопрочной структурой.

Опыт №3 Определение окраски (цвета) почвы

Окраску почв определять при высоком стоянии солнца. Правильность полевых определений цвета проверяют па образцах, доведенных до воздушно-сухого состояния.

Опыт №4 Определение плотности почвы

Различают четыре степени плотности почвы в сухом состоянии: очень плотная – лопата пли нож при сильном ударе входит в почву на глубину не бо­лее 1 см; плотная—лопата или нож при большом усилии вхо­дит на глубину 2—3 см, и почва с трудом разламывается рука­ми; рыхлая – лопата или нож входит на глубину 3—5 см, и почва легко разламывается руками; рассыпчатая—лопата или нож легко погружается в почву, она без усилия рассыпается.

Практическая работа

Тема: «Качественное определение химических элементов почвы»

Цель работы: – качественное определение содержания карбонат – ионов;

– качественное определение состава водной вытяжки почвы;

– качественное определение хлорид – ионов;

– качественное определение сульфат – ионов;

– качественное определение нитрат – ионов;

– качественное определение кальций ионов;

– качественное определение оксидов железа.

Оборудование:

Реактивы: 10-процентный раствор азотной кислоты; 0,1 н. раствор нитрата серебра; 10-процентный раствор соляной кислоты; 20-процентный раствор хлорида бария; раствор дифениламина в серной кислоте (0,2 г ди­фениламина растворяют в 20 мл серной кислоты, плотность 1,84 г/см3);

4-процентный раствор оксалата аммония; красная кровяная соль (кристал­лическая); 10%-процентный раствор роданида калия.

Ход работы

Опыт №1 Качественное определение содержания карбонат-иона

Небольшое количество почвы поместите в фарфоровую чаш­ку, и прилейте пипеткой несколько капель 10-процентной соля­ной кислоты. Образующийся при реакции оксид углерода (IV) выделяется в виде пузырьков (почва «шипит»). По интенсив­ности выделения их судят о более или менее значительном со­держании карбонатов.

Почву, вскипающую от 10-процентной соляной кислоты, от­носят к группе карбонатных почв.

Опыт №2 Качественное определение хлорид-иона

Отлейте в пробирку 5 мл фильтрата, добавьте в него несколько капель 10-процент­ной азотной кислоты и по каплям прибавьте 0,1 н. раствор ни­трата серебра. При наличии хлоридов нитрат серебра вступает в реакцию

Хлорид серебра выпадает в виде белого хлопьевидного осад­ка, это указывает на присутствие хлоридов в количестве деся­тых долей процента и более. При содержании сотых и тысячных

долей процента хлоридов осадка не выпадает, но раствор мут­неет.

Опыт №3 Качественное определение сульфат-иона

В пробирку налей­те 5 мл фильтрата, добавьте несколько капель концентрирован­ной соляной кислоты и 2—3 мл 20-процентного хлорида бария. При наличии сульфатов происходит реакция, и сульфат бария выпадает в виде белого мелкокристаллического осадка.

Это свидетельствует о присутствии сульфатов в количестве не­скольких десятых процента и более. Помутнение раствора так­же указывает на содержание сульфатов (сотые доли процен­та). Слабое помутнение, заметное лишь на черном фоне, быва­ет при незначительном содержании сульфатов (тысячные доли процента).

Опыт №4 Качественное определение нитрат-ион.

В пробирку налейте 5 мл фильтрата водной вытяжки почвы по каплям прибавьте раствор дифениламина в серной кислоте. При наличии нитра­тов раствор окрашивается в синий цвет.

Опыт №5 Качественное определение кальций-иона

К 10 мл фильтрата водной вытяжки почвы добавьте несколько капель 10-процент­ной соляной кислоты и прилейте 5 мл 4-процентного раствора оксалата аммония:

Белый осадок оксалата кальция свидетельствует о наличии нескольких процентов кальция. При меньшем содержании каль­ция (сотые и тысячные доли процента) наблюдается не осадок, а легкое помутнение раствора.

Опыт №6 Качественное определение натрий-иона

Каплю водной вы­тяжки на стеклянной палочке введите в пламя газовой горелки. Ярко-желтое окрашивание пламени говорит о присутствии натрия.

Опыт №7 Качественное определение оксидов железа II и III

В две пробирки внесите по 3 мл отфильтрованной вытяжки. В первую

пробирку прилейте красной кровяной соли. Появляющееся сине­ватое окрашивание указывает на присутствие оксида железа (II). Во вторую пробирку добавь­те несколько капель 10-процентного раствора роданида калия. При наличии оксида железа (III) раствор приобретает крас­ный цвет. По интенсивности окрашивания можно судить о коли­честве этого оксида.

Практическая работа Тема: «Определение рН почв с помощью индикаторной бумаги»

Цель работы: определить актуальную кислотность почвы с помощью индикаторной бумаги.

Оборудование: лабораторные стаканы, образцы почвы, стеклянные палочки, вода, универсальный индикатор, хлорид калия.

Пояснительная записка

Различают два вида кислотности почвы – актуальную и потенциальную. Актуальная кислотность обусловлена концентрацией ионов водорода, находящихся в почвенном растворе. Она непосредственно влияет на рост растений: чем больше ее величина, тем сильнее отрицательное влияние. Определение кислотности почвы имеет практическое значение при расчете доз известкования кислых почв.

Зависимость кислотности почв от величины рН

Значение рН

Степень кислотности почв

Ниже 4,5

сильнокислые

4,5 – 5

среднекислые

5,1 – 5,5

слабокислые

5,5 – 6

Близкие к нейтральным

Более 6 – 7

нейтральные

7 – 8

щелочные

Ход работы

1. Приготовьте вытяжку из почвы. Для это­го в фарфоровую чашку (или другую посуду) возьмите пробу почвы 2—3 см3 и к ней прилейте 5—8 мл 1 н. раствора хлорида калия.

2. Затем содержимое чашки тщательно перемешайте стек­лянной палочкой и оставьте на 1—2 мин.

3. После этого из короб­ки выньте одну индикаторную бумажку, возьмите ее руками за концы и быстро опустите в содержимое чашки. Через 1—2 с бу­мажку выньте и посмотрите, какую окраску приобретет на бу­мажке средняя, меняющая цвет полоска и с какой из (выше или ниже ее лежащих) полосок она совпадает по цвету.

Практическая работа Тема: «Определение содержания ионов свинца в почве»

Цель работы: определить содержание свинца в почве

Оборудование и реактивы: колбы конические (250 мл. , 3 шт. ), стаканы химические (100 мл. 3шт. ), пробирки (3-6 шт. ), пипетки мерные (3 шт. ), мерный цилиндр (50 мл. ),источник нагревания, штатив для пробирок, палочки стеклянные (3шт. ), весы учебные, фильтры бумажные (6 шт. ), штатив, водяная баня, образцы почвы, раствор хлорида натрия (5%), раствор иодида калия (5%), раствор хромата калия, вода дистиллированная, уксусная кислота (1:3), азотная кислота (1:3).

Ход работы.

  1. Отберите образцы почв (1-2 ст. л. ) в трех пунктах на различном расстоянии от автомагистрали:

– вблизи от автомагистрали;

– на пришкольном участке;

– в промежутке между этими двумя пунктами.

2. Взвести на фильтре по 2 гр. каждого образца почвы.

3. Перенесите навески в пронумерованные конические колбы. Прилейте в каждую колбу по 3 мл. азотной кислоты (1:3) и хорошо взболтайте содержимое каждой колбы в течение 2-3 минут. Полученные вытяжки поочередно отфильтруйте в пронумерованном стакане.

4. Для анализа из каждого стакана возьмите фильтрат и поместите в три пронумерованные пробирки.

5. Проведите осаждение ионов свинца в пробирках.

Pb + 2NaCl = PbCl2 (белый осадок)

Реакцию проводить на холоде, опустив пробирки в стакан с холодной водой.

Pb + 2KI = PbI2(золотистые кристаллы)

Реакцию проводить в присутствие уксусной кислоты (10 капель), нагреть на водяной бане, а затем охладить.

Pb +K2CrO4 = PbCrO4 (желтый осадок)

6. Поставьте пробирки в штатив, дайте осадкам отстояться. Сравните высоту осадков, получаемых одним методом.

Оформить наблюдения в таблице.

Реактивы

Проба почвы (наблюдения)

Вывод

Вблизи автомагистрали

Пришкольный участок

В промежутке между пунктами

7. Сделайте вывод о содержании ионов свинца в почве на различном расстоянии от магистрали.

Оценивание результатов

Результатами работы учащихся на кружке служит:

– портфолио (сообщения по темам, результаты по практическим работам, создание газет, электронно – иллюстративные приложения);

– защита проектной работы на итоговом занятии (оценка выполнения и защиты проектов проводится по следующей таблице, оценивает учитель и сами учащиеся)

Критерии выполнения и защиты проекта

Оценка

проектанта

учителя

учащихся

рейтинговая

Выполнение проекта

1. Актуальность темы и предлагаемых решений, реальность, практическая направленность и значимость работы

2. Объем и полнота разработок, самостоятель­ность, законченность

3. Уровень творчества, оригинальность темы, подходов, предлагаемых решений

4. Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов, полнота библиографии, цитируемость

5. Качество записи: оформление, соответствие стандартным требованиям, рубрицирование текста, качество эскизов, схем, рисунков

Защита проекта 6. Качество доклада: композиция, полнота пред­ставления работы, аргументированность, убедительность, убежденность

7. Объем и глубина знаний по теме (или предмету), эрудиция, межпредметные связи

8. Педагогическая ориентация: культура речи, манера изложения, использование наглядных средств, чувство времени, импровизация, удержание внимания аудитории

9. Ответы на вопросы: полнота, аргументирован­ность, убедительность и убежденность, дружелю­бие, стремление использовать ответы для успеш­ного раскрытия темы и сильных сторон работы

10. Деловые и волевые качества докладчика: ответ­ственное отношение, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, способность работать с перегрузкой, добро­желательность, контактность

Метки: Химия