Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Химия
  • "Его величество Железо". Интегрированный урок-семинар по биологии и химии в 9 классе

"Его величество Железо". Интегрированный урок-семинар по биологии и химии в 9 классе

"Его величество Железо". Интегрированный урок-семинар по биологии и химии в 9 классе

«Железо – не только основа всего мира, самый главный металл окружающей нас природы, оно – основа культуры и промышленности, оно – орудие войны и мирного труда. И во всей таблице Д. И. Менделеева не найти другой элемент, который был бы так связан с прошлым настоящим и будущими судьбами человечества» А. Е. Ферсман

Цели урока

1. Актуализация знаний учащихся о железе как о химическом элементе и о его роли в жизнедеятельности живых организмов.

2. Развитие межпредметных связей.

3. Формирование метапредметной компетенции.

4. Расширение кругозора учащихся.

5. Экологическое воспитание учащихся.

6. Формирование целостного научного мировоззрения учащихся.

Формируемые компетентности

1) В сфере самостоятельной деятельности.

2) Основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации.

3) Коммуникативная компетентность.

4) В бытовой сфере.

Методические задачи урока

1) Применять знания, полученные в разных образовательных областях.

2) Формирование навыков продуктивного общения.

3) Социализировать обучающихся.

4) Работать с различными источниками информации: анализировать, систематизировать, сравнивать, делать выводы.

Проблемные вопросы учебной темы, поставленные перед учащимися

Почему железо важно для жизни человека?

Эксперимент

Качественные реакции на ионы Fe+2 и Fe+3

Предварительна подготовка учащихся:

Деление на группы: "Химики", "Биохимика", "Физиологи", "Диетологи".

Распределение заданий для изучения и обсуждения внутри группы

Задания для группы Диетологов ТЕМА: «Источники железа для организма человека»

1. Продукты питания, богатые железом (Fe) – _____________________________

2. «Враги» железа /Продукты (вещества), препятствующие усвоению железа в организме человека/ – ___________________________________________________________

3. Железо и здоровый образ жизни – _____________________________________

4. Кроссворд – ________________________________________________________

Задания для группы Физиологов ТЕМА: «Роль железа в организме человека»

1) Функции железа в организме человека (кроме дыхательной) – _____________

2) Дыхательная функция железа – _______________________________________

3) Суточная потребность организма человека в железе; избыток и недостаток железа – ____________________________________________________________________

4. Кроссворд – _______________________________________________________

Задания для группы Биохимиков ТЕМА: «Железо в организме человека»

1) Содержание /Сколько и где содержится железо

в организме человека?/ – _______________________________________________

2) Эритроциты. Гемоглобин – ___________________________________________

3) Анализ крови на гемоглобин /Для чего делают анализ крови на содержание в ней гемоглобина?/ – _______________________________________________________

4. Кроссворд – ________________________________________________________

Задания для группы Химиков ТЕМА: «Железо глазами химика»

1) Характеристика железа по положению в периодической таблице Д. И. Менделеева – _________________________________________________________

2) Природные соединения железа (руды)– ________________________________

3) «Железный век» в истории развития человечества – ______________________

4) Качественные реакции на ионы железа Fe2+ и Fe3+ – ______________________

Этапы контроля:

А) Сбор информации по изучаемой теме Б) Редактирование добытой информации

В) Подготовка выступления Г) Письменный отчет о проделанной работе

Д) Представление изученной темы

Сценарий урока-семинара

Ученик: Обойдите всю планету – без железа жизни нет!

Есть в крови у нас железо – потому и красный цвет.

Окисляется железо, забирает кислород.

И затем, с потоком крови к каждой клеточке несет.

Кислород отдав, железо углекислый газ берет

И, в движении по кругу, снова в легкие идет.

Учитель

биологии И действительно, ребята, по словам ученого А. Е. Ферсмана, железо – не только основа всего мира, самый главный металл окружающей нас природы, оно – основа культуры и промышленности, оно – орудие войны и мирного труда. И во всей таблице Д. И. Менделеева не найти другой элемент, который был бы так связан с прошлым настоящим и будущими судьбами человечества. Но не только железо_____

Мини-беседа об элементарном составе живых организмов.

Актуализация темы занятия

Цели урока

Учитель химии План урока (работы): напомню, что подготовка к семинару была организована следующим образом: весь класс был поделен на группы, каждая группа работала по своей теме и изучала определенный набор вопросов.

Сегодня мы подводим итог нашей работы над проектом.

Каждая группа будет выступать с сообщением о проделанной работе.

Мы внимательно слушаем, задаем вопросы, т. к. после ряда выступлений вам будут предложены_____

План урока есть у вас на столах.

План урока – отчета

1) Группа Химиков

2) Характеристика железа по положению в периодической таблице Д. И. Менделеева

3) Природные соединения железа

4) «Железный век» в истории развития человечества

ТЕСТ 1

5) Группа Биохимиков

6) Где и сколько содержится железа в организме человека

7) Эритроциты. Гемоглобин.

8) Качественные реакции на ионы железа Fe2+ и Fe3+.

9) Анализ крови на гемоглобин.

ТЕСТ 2

10) Группа Физиологов

11) Функции железа в организме человека.

12) Суточная потребность организма человека в железе; избыток и недостаток железа.

ТЕСТ «Порядок ли у вас с железом?»

Отвечайте на вопросы «да» или «нет»:

1. Часто ли вы чувствуете усталость и подавленность?

2. Произошли ли у вас в последнее время изменения кожи, волос или ногтей?

3. Теряли ли вы в последнее время много крови?

4. Занимаетесь ли вы спортом?

5. Вы редко или совсем не едите мясо?

6. Выпиваете ли вы более трех чашек крепкого чая или кофе в день?

7. Вы едите мало овощей?

Если на большинство вопросов вы ответили «нет», то ваш организм достаточно обеспечен железом.

– -------------------------------------------------------------------

13) Группа Диетологов

14) Продукты питания, богатые железом.

15) «Враги» железа: продукты /вещества/, препятствующие усвоению железа в организме человека

16) Железо и здоровый образ жизни.

Кинофрагмент "Жить здорово 2011-04-28"

КРОССВОРД

Итоги урока

ТЕСТ 1

Группа _______________________________________ Проверь себя _______________

1. Элемент железо находится в:

а) главной подгруппе VIII группы

б) побочной подгруппе VIII группы

3. Типичные степени окисления для Fe (нужное обвести):

– 3, -2, 0, +2, +3, +4, +6

5. Возможные степени окисления для Fe:

– 3, -2, 0, +2, +3, +4, +6

7. По содержанию в земной коре среди элементов-металлов железо занимает 1-е / 2-е / 3-е / 4-е место.

(нужное обвести) 2. Число электронов у атома железа на внешнем слое (нужное обвести):

1 2 3 4

4. Число неспаренных электронов в атоме железа в основном состоянии:

1 2 3 4

6. Характер соединений железа +2:

а) основной

б) кислотный

в) амфотерный

8) В природе железо в основном встречается в виде руд:

а) сульфидных; б) сульфатных;

в) карбонатных; г) оксидных.

ТЕСТ 2

Группа _______________________________________ Проверь себя _______________

1. Назовите красные клетки крови:

а) тромбоциты

б) лейкоциты

в) эритроциты

г) фагоциты

3. Гемоглобин – это _______________

а) красный железосодержащий углевод

б) белок, переносящий кислород

в) клетка крови

г) вещество, входящее в состав плазмы крови

5. Причиной малокровия в организме может быть недостаток в крови:

а) антител

б) эритроцитов и гемоглобина

в) белков плазмы

г) фагоцитов

7. Цвет осадка гидроксида железа (II):

а) белый

б) грязно-серый

в) красный

г) грязно-зеленый 2. Какие функции выполняют эритроциты?

а) уничтожают бактерии

б) участвуют в свертывании крови

в) вырабатывают антитела

г) транспортируют кислород

4. В состав молекулы гемоглобина входит:

а) железо

б) магний

в) цинк

г) медь

6. Какой продукт содержит наибольшее количество железа?

а) мясо

б) яблоко

в) печень

г) рыба

8) Цвет радонида железа (III):

а) белый

б) грязно-серый

в) красный

г) грязно-зеленый

КРОССВОРД

По горизонтали:

1. Белок, придающий крови красный цвет

2. Продукт – чемпион по содержанию железа

3. Заболевание, возникающее при недостатке железа в организме

4. Форма эритроцита

8. Один из основных сплавов железа

По вертикали:

3. Природное соединение железа

5. Металл, ионы которого входят в состав гемоглобина

6. Красные клетки крови

7. Простое вещество – неметалл, переносимый гемоглобином

Л. Е. Иванова, МБОУ СОШ № 32 им. С. А. Лавочкина, г. Смоленск

Метки: Химия