"Его величество Железо". Интегрированный урок-семинар по биологии и химии в 9 классе
"Его величество Железо". Интегрированный урок-семинар по биологии и химии в 9 классе
«Железо – не только основа всего мира, самый главный металл окружающей нас природы, оно – основа культуры и промышленности, оно – орудие войны и мирного труда. И во всей таблице Д. И. Менделеева не найти другой элемент, который был бы так связан с прошлым настоящим и будущими судьбами человечества» А. Е. Ферсман
Цели урока
1. Актуализация знаний учащихся о железе как о химическом элементе и о его роли в жизнедеятельности живых организмов.
2. Развитие межпредметных связей.
3. Формирование метапредметной компетенции.
4. Расширение кругозора учащихся.
5. Экологическое воспитание учащихся.
6. Формирование целостного научного мировоззрения учащихся.
Формируемые компетентности
1) В сфере самостоятельной деятельности.
2) Основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации.
3) Коммуникативная компетентность.
4) В бытовой сфере.
Методические задачи урока
1) Применять знания, полученные в разных образовательных областях.
2) Формирование навыков продуктивного общения.
3) Социализировать обучающихся.
4) Работать с различными источниками информации: анализировать, систематизировать, сравнивать, делать выводы.
Проблемные вопросы учебной темы, поставленные перед учащимися
Почему железо важно для жизни человека?
Эксперимент
Качественные реакции на ионы Fe+2 и Fe+3
Предварительна подготовка учащихся:
Деление на группы: "Химики", "Биохимика", "Физиологи", "Диетологи".
Распределение заданий для изучения и обсуждения внутри группы
Задания для группы Диетологов ТЕМА: «Источники железа для организма человека»
1. Продукты питания, богатые железом (Fe) – _____________________________
2. «Враги» железа /Продукты (вещества), препятствующие усвоению железа в организме человека/ – ___________________________________________________________
3. Железо и здоровый образ жизни – _____________________________________
4. Кроссворд – ________________________________________________________
Задания для группы Физиологов ТЕМА: «Роль железа в организме человека»
1) Функции железа в организме человека (кроме дыхательной) – _____________
2) Дыхательная функция железа – _______________________________________
3) Суточная потребность организма человека в железе; избыток и недостаток железа – ____________________________________________________________________
4. Кроссворд – _______________________________________________________
Задания для группы Биохимиков ТЕМА: «Железо в организме человека»
1) Содержание /Сколько и где содержится железо
в организме человека?/ – _______________________________________________
2) Эритроциты. Гемоглобин – ___________________________________________
3) Анализ крови на гемоглобин /Для чего делают анализ крови на содержание в ней гемоглобина?/ – _______________________________________________________
4. Кроссворд – ________________________________________________________
Задания для группы Химиков ТЕМА: «Железо глазами химика»
1) Характеристика железа по положению в периодической таблице Д. И. Менделеева – _________________________________________________________
2) Природные соединения железа (руды)– ________________________________
3) «Железный век» в истории развития человечества – ______________________
4) Качественные реакции на ионы железа Fe2+ и Fe3+ – ______________________
Этапы контроля:
А) Сбор информации по изучаемой теме Б) Редактирование добытой информации
В) Подготовка выступления Г) Письменный отчет о проделанной работе
Д) Представление изученной темы
Сценарий урока-семинара
Ученик: Обойдите всю планету – без железа жизни нет!
Есть в крови у нас железо – потому и красный цвет.
Окисляется железо, забирает кислород.
И затем, с потоком крови к каждой клеточке несет.
Кислород отдав, железо углекислый газ берет
И, в движении по кругу, снова в легкие идет.
Учитель
биологии И действительно, ребята, по словам ученого А. Е. Ферсмана, железо – не только основа всего мира, самый главный металл окружающей нас природы, оно – основа культуры и промышленности, оно – орудие войны и мирного труда. И во всей таблице Д. И. Менделеева не найти другой элемент, который был бы так связан с прошлым настоящим и будущими судьбами человечества. Но не только железо_____
Мини-беседа об элементарном составе живых организмов.
Актуализация темы занятия
Цели урока
Учитель химии План урока (работы): напомню, что подготовка к семинару была организована следующим образом: весь класс был поделен на группы, каждая группа работала по своей теме и изучала определенный набор вопросов.
Сегодня мы подводим итог нашей работы над проектом.
Каждая группа будет выступать с сообщением о проделанной работе.
Мы внимательно слушаем, задаем вопросы, т. к. после ряда выступлений вам будут предложены_____
План урока есть у вас на столах.
План урока – отчета
1) Группа Химиков
2) Характеристика железа по положению в периодической таблице Д. И. Менделеева
3) Природные соединения железа
4) «Железный век» в истории развития человечества
ТЕСТ 1
5) Группа Биохимиков
6) Где и сколько содержится железа в организме человека
7) Эритроциты. Гемоглобин.
8) Качественные реакции на ионы железа Fe2+ и Fe3+.
9) Анализ крови на гемоглобин.
ТЕСТ 2
10) Группа Физиологов
11) Функции железа в организме человека.
12) Суточная потребность организма человека в железе; избыток и недостаток железа.
ТЕСТ «Порядок ли у вас с железом?»
Отвечайте на вопросы «да» или «нет»:
1. Часто ли вы чувствуете усталость и подавленность?
2. Произошли ли у вас в последнее время изменения кожи, волос или ногтей?
3. Теряли ли вы в последнее время много крови?
4. Занимаетесь ли вы спортом?
5. Вы редко или совсем не едите мясо?
6. Выпиваете ли вы более трех чашек крепкого чая или кофе в день?
7. Вы едите мало овощей?
Если на большинство вопросов вы ответили «нет», то ваш организм достаточно обеспечен железом.
– -------------------------------------------------------------------
13) Группа Диетологов
14) Продукты питания, богатые железом.
15) «Враги» железа: продукты /вещества/, препятствующие усвоению железа в организме человека
16) Железо и здоровый образ жизни.
Кинофрагмент "Жить здорово 2011-04-28"
КРОССВОРД
Итоги урока
ТЕСТ 1
Группа _______________________________________ Проверь себя _______________
1. Элемент железо находится в:
а) главной подгруппе VIII группы
б) побочной подгруппе VIII группы
3. Типичные степени окисления для Fe (нужное обвести):
– 3, -2, 0, +2, +3, +4, +6
5. Возможные степени окисления для Fe:
– 3, -2, 0, +2, +3, +4, +6
7. По содержанию в земной коре среди элементов-металлов железо занимает 1-е / 2-е / 3-е / 4-е место.
(нужное обвести) 2. Число электронов у атома железа на внешнем слое (нужное обвести):
1 2 3 4
4. Число неспаренных электронов в атоме железа в основном состоянии:
1 2 3 4
6. Характер соединений железа +2:
а) основной
б) кислотный
в) амфотерный
8) В природе железо в основном встречается в виде руд:
а) сульфидных; б) сульфатных;
в) карбонатных; г) оксидных.
ТЕСТ 2
Группа _______________________________________ Проверь себя _______________
1. Назовите красные клетки крови:
а) тромбоциты
б) лейкоциты
в) эритроциты
г) фагоциты
3. Гемоглобин – это _______________
а) красный железосодержащий углевод
б) белок, переносящий кислород
в) клетка крови
г) вещество, входящее в состав плазмы крови
5. Причиной малокровия в организме может быть недостаток в крови:
а) антител
б) эритроцитов и гемоглобина
в) белков плазмы
г) фагоцитов
7. Цвет осадка гидроксида железа (II):
а) белый
б) грязно-серый
в) красный
г) грязно-зеленый 2. Какие функции выполняют эритроциты?
а) уничтожают бактерии
б) участвуют в свертывании крови
в) вырабатывают антитела
г) транспортируют кислород
4. В состав молекулы гемоглобина входит:
а) железо
б) магний
в) цинк
г) медь
6. Какой продукт содержит наибольшее количество железа?
а) мясо
б) яблоко
в) печень
г) рыба
8) Цвет радонида железа (III):
а) белый
б) грязно-серый
в) красный
г) грязно-зеленый
КРОССВОРД
По горизонтали:
1. Белок, придающий крови красный цвет
2. Продукт – чемпион по содержанию железа
3. Заболевание, возникающее при недостатке железа в организме
4. Форма эритроцита
8. Один из основных сплавов железа
По вертикали:
3. Природное соединение железа
5. Металл, ионы которого входят в состав гемоглобина
6. Красные клетки крови
7. Простое вещество – неметалл, переносимый гемоглобином
Л. Е. Иванова, МБОУ СОШ № 32 им. С. А. Лавочкина, г. Смоленск
Метки: Химия