Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Элективный курс "Химический анализ. Теория и практика"

Элективный курс "Химический анализ. Теория и практика"

Пояснительная записка.

Программа курса «Химический анализ. Теория и практика» направлена на удовлетворение познавательных интересов и применения практических знаний по химии учащихся основной общеобразовательной школы.

Химический анализ буквально пронизывает жизнь современного человека и общества. Области практического использования его методов необычайно широки: фармацевтическая промышленность (контроль лекарственных препаратов); пищевая промышленность (определение содержания питательных веществ и качества пищевой продукции); нефтегазовая промышленность (определение качества и состава газа, различных видов топлив), медицина (измерение содержание сахара и холестерина в крови, генетические исследования), природоохранная деятельность (контроль качества питьевой воды) и т. д. Это увлекательная сфера научного поиска, благодатный полигон для творческих исканий. Поэтому актуальность данной программы вызвана значимостью рассматриваемых представлений и проблем, которые ставит перед нами сама жизнь.

Программа курса «Химический анализ. Теория и практика» определенно повысит интерес к этой удивительной науке химии, расширит кругозор учащихся. Содержание учебного материала программы обладает новизной для учащихся. Привлечение дополнительной научной информации межпредметного характера о значении химического анализа в различных областях, в быту, а также в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья позволит заинтересовать школьников практической химией, развивать аналитические способности.

Программа курса предназначена для предпрофильной подготовки и профессионального самоопределения учащихся с ориентацией на химико-биологический профиль.

Цель программы: сформировать естественнонаучные умения и навыки, расширяя интересы учащихся к химии (для последующего выбора профиля обучения).

Задачи программы:

– формирование познавательного интереса и мотивации изучения химии;

– изучение методов химического анализа и их использование в практической деятельности;

– формирование у учащихся навыков работы с химическими реактивами и химическим оборудованием;

– знакомство учащихся с содержанием работы ученого аналитика, лаборанта химической лаборатории;

– развитие интереса к профессиям, связанным с химическими процессами.

Общая характеристика учебного процесса:

Формы и методы организации учебных занятий:

I. Теоретический блок

– лекция с элементами беседы;

– семинар с элементами дискуссии;

– анкетирование;

– презентация работы;

II. Практический блок

– экскурсии;

– практические работы;

– самостоятельные работы;

– проекты.

Формы деятельности учащихся:

– индивидуальные (выступления, выполнение творческих работ);

– групповые (выполнение практических и экспериментальных работ).

Средства обучения:

– наглядные;

– технические;

– информационные.

Программа рассчитана на 16 часов (2 часа в неделю). Продолжительность курса одна четверть. Учебный материал разделен на 2 блока:

– теоретический блок (4 часов)

– практический блок (12 часов)

Оборудование:

– химические реактивы;

– оборудование химического кабинета.

Программа выстроена в логике химического практикума, согласуемого с содержанием программы раздела неорганическая химия (9 класс) и содержит практические работы, не обозначенные в школьной программе, но соответствующие уровню учебного материала по химии за 9 класс. Школьные опыты и наблюдения играют важную роль. Они позволяют лучше раскрыть методы научного исследования, показать, как может ставиться и решаться научная проблема.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

В процессе обучения учащиеся должны знать первоначальные сведения о химических лабораториях, правила техники безопасности при работе в химической лаборатории, методах химического анализа, основные химические понятия, а так же должны уметь самостоятельно выполнять исследования по определению качественного и количественного состава воды, продуктов питания и напитков, средств личной гигиены и бытовой химии, соблюдая технику безопасности. Приобретаемые учащимися знания, умения и навыки имеют большое практическое значение, способствуют развитию экологического и здоровьесберегающего мировоззрения.

Используемые технологии:

– исследовательская технология развивающего обучения;

– информационно-коммуникативная технология.

При реализации исследовательской технологии развивающего обучения в данной программе у детей формируются:

– способность ставить задачу и находить способы ее решения;

– способность к рефлексии собственных действий;

– умение работать с химическим оборудованием и реактивами;

– самостоятельность суждений;

– умение работать в группе.

Учащиеся на практических занятиях выступают в роли эксперта-аналитика. Они наблюдают, анализируют, проектируют, делают выводы и заключения, которые используются для решения ряда практических задач. При этом отработка полученных знаний осуществляется одновременно с приобретением навыков ориентации в изученных закономерностях, умений их использования.

Критерии эффективности реализации программы:

– развитие познавательного интереса учащихся;

– повышение качества знания на уроках химии в старших классах;

– применение полученных знаний и умений при изучении других предметов;

– овладение поисковыми, проблемными, исследовательскими типами деятельности.

Формы контроля:

– собеседование;

– выступление на семинаре;

– выполнение практической работы;

– защита презентации.

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Учебно-тематический план

п/п

Содержание

Количество часов

в том числе

теоретический блок

практический блок

1.

Введение. Общие правила работы в химической лаборатории.

2

1

1

2.

Основы химического анализа.

2

1

1

3.

Анализ качества питьевой воды

2

2

4.

Анализ продуктов питания

2

2

5.

Анализ сокосодержащих, газированных и алкогольных напитков

4

4

6.

Анализ средств личной гигиены, бытовой химии, косметики

2

2

7.

Заключительное занятие.

2

2

ИТОГО

16

4

12

Содержание курса

(2 часа в неделю, всего 16 часов)

Введение. Общие правила работы в химической лаборатории. Техника безопасности (2 часа)

Теоретический блок. Роль химического анализа в современной промышленности и других сферах жизни человека. Современные химические лаборатории. Общие правила работы в химической лаборатории. Техника безопасности. Оказание первой помощи.

Практический блок. Экскурсии в химические лаборатории села Хворостянка (лаборатория анализа центральной больницы, бактериологическая лаборатория анализа СЭС, семенная лаборатория). Правила работы в химической лаборатории. Техника безопасности. Оборудование.

Основы химического анализа (2 часа)

Теоретический блок. Химический анализ. Научная основа химического анализа. Виды, методы и средства. Количественный и качественный анализ. Практическое значение и применение химического анализа.

Практический блок. Качественный анализ. Обнаружение катионов кислотно-щелочным методом. Обнаружение анионов.

Внутрипредметная связь: аналитическая химия

Анализ качества питьевой воды (2 часа)

Практический блок. Исследование органолептических показателей воды. Водородный показатель. Определение нитрат, хлорид-ионов в воде. Жесткость воды.

Межпредметная связь: экология

Анализ продуктов питания (2 часа)

Практический блок. Пищевые добавки. Классификация добавок. Исследование продуктов питания на наличие в них опасных пищевых добавок и воздействие их на организм человека.

Межпредметная связь: Биология, экология

Анализ сокосодержащих, газированных и алкогольных напитков (4 часа)

Практический блок. Наличие аскорбиновой кислоты в сокосодержащих напитках. Химический анализ безалкогольных газированных напитков. Анализ спиртных напитков на содержание токсических веществ (определение на наличие карбонильных и непредельных соединений, метанола).

Внутрипредметная связь: органическая химия.

Межпредметная связь: Биология, экология.

Анализ средств личной гигиены, бытовой химии, косметики (2 часа)

Практический блок. Исследование косметики, средств личной гигиены и бытовой химии на наличие рН среды и воздействие ее на организм человека.

Межпредметная связь: экология

Заключительное занятие (2 часа)

Теоретический блок. Подведение итогов курса. Анкетирование. Выступление учащихся с защитой своих творческих работ. Презентация проектов в программе PowerPoint.

Межпредметная связь: информатика

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

час

Изучаемые вопросы. Основные понятия.

Умения и знания

Форма деятельности

Введение. Общие правила работы в химической лаборатории. Техника безопасности

2

Роль химического анализа в современной промышленности и других сферах жизни человека. Современные химические лаборатории. Общие правила работы в химической лаборатории. Техника безопасности. Оказание первой помощи.

Экскурсии в химические лаборатории села Хворостянка

Должны знать технику безопасности при работах в химической лаборатории;

уметь ее применять в работе.

Лекция с элементами беседы.

Просмотр видеоматериала экскурсий.

Посещение лаборатории центральной больницы, СЭС и семенной станции.

Основы химического анализа

2

Химический анализ. Научная основа химического анализа. Виды, методы и средства. Количественный и качественный анализ. Практическое значение и применение химического анализа.

Практическая работа №1 «Качественный анализ. Обнаружение катионов кислотно-щелочным методом. Обнаружение анионов. »

Должны знать понятие химический анализ, виды, методы и средства химического анализа;

уметь применять количественный и качественный анализ на практике.

Семинар с элементами дискуссии о различных достижениях методов химического анализа.

Практическая работа по изучению методов анализа.

Анализ качества питьевой воды

2

Практическая работа №2 «Исследование органолептических показателей воды. Водородный показатель. Определение нитрат, хлорид-ионов в воде. Жесткость воды»

Должны знать правила обращения с химическими реактивами;

химическую посуду и правила обращения с ней; свойства применяемых реактивов и предъявляемые к ним требования;

уметь определять рН среды, жесткость воды и нахождение ионов.

Исследовательская работа по изучению образцов питьевой воды из разных источников.

Анализ продуктов питания

2

Практическая работа №3 «Пищевые добавки. Классификация добавок. Исследование продуктов питания на наличие в них опасных пищевых добавок и воздействие их на организм человека»

Должны знать пищевые добавки, их классификацию, методы определения их в продуктах питания;

уметь выявлять опасные и вредные пищевые добавки и их побочные эффекты на организм человека.

Исследовательская работа по выявлению в продуктах питания на этикетках наличие вредных пищевых добавок.

Анализ сокосодержащих, газированных и алкогольных напитков

4

Практическая работа №4 «Наличие аскорбиновой кислоты в сокосодержащих напитках»

Практическая работа №5 «Химический анализ безалкогольных газированных напитков»

Практическая работа №6 «Анализ спиртных напитков на содержание токсических веществ»

Должны знать значение аскорбиновой кислоты в жизни человека, свойства адсорбции, токсические вещества в спиртных напитках и их влияние на организм;

уметь определять наличие полезных и вредных веществ в напитках; применять технику безопасности с кислотами и нагревательными приборами.

Исследовательская работа по выявлению в напитках наличие полезных и вредных пищевых добавок.

Анализ средств личной гигиены, бытовой химии, косметики

2

Практическая работа №7 «Исследование косметики, средств личной гигиены и бытовой химии на наличие рН среды и воздействие ее на организм человека»

Должны знать значение рН среды и влияние ее на организм человека;

уметь определять рН среды.

Исследовательская работа по выявлению рН среды косметики, средств личной гигиены и бытовой химии.

Заключительное занятие

2

Подведение итогов курса. Анкетирование. Выступление учащихся с защитой своих творческих работ. Презентация проектов в программе PowerPoint.

Должны уметь систематизировать свои знания;

выполнить презентацию.

Защита творческих работ.

Анкетирование

Литература для педагога:

1. Симонова Т. И. , Нелюбина Е. Г. , Панфилова Л. В. , Костылева И. Б. Эколого-химические проблемы окружающей среды: Учебно-методическое пособие для студентов Поволжской социально-гуманитарной академии. Самара. 2002.

2. Габриелян О. С. Химия. 10 класс. – М. : Дрофа, 2006.

3. Астафуров В. И. Основы химического анализа. – М. : Просвещение, 1982.

4. Татарченко И. И. Химия субтропических и пищевкусовых продуктов – М. : Издательский центр «Академия», 2003. – 256с.

5. Коренман Я. И. Практикум по аналитической химии. Анализ пищевых продуктов – Воронежская государственная технологическая академия. Воронеж, 2002. – 408с.

6. Северюхина Т. В. Исследование пищевых продуктов. //Химия в школе. -5,2000.

Литература для учащихся:

1. Пасечник В. В. Школьный практикум. Экология. 9 класс. – М. : Дрофа, 2004.

2. Энциклопедический словарь юного химика. Под. ред. Д. Н. Трифонова. М. : Педагогика-Пресс, 1999.

Метки: Химия