Элективный курс "Химический анализ. Теория и практика"
Элективный курс "Химический анализ. Теория и практика"
Пояснительная записка.
Программа курса «Химический анализ. Теория и практика» направлена на удовлетворение познавательных интересов и применения практических знаний по химии учащихся основной общеобразовательной школы.
Химический анализ буквально пронизывает жизнь современного человека и общества. Области практического использования его методов необычайно широки: фармацевтическая промышленность (контроль лекарственных препаратов); пищевая промышленность (определение содержания питательных веществ и качества пищевой продукции); нефтегазовая промышленность (определение качества и состава газа, различных видов топлив), медицина (измерение содержание сахара и холестерина в крови, генетические исследования), природоохранная деятельность (контроль качества питьевой воды) и т. д. Это увлекательная сфера научного поиска, благодатный полигон для творческих исканий. Поэтому актуальность данной программы вызвана значимостью рассматриваемых представлений и проблем, которые ставит перед нами сама жизнь.
Программа курса «Химический анализ. Теория и практика» определенно повысит интерес к этой удивительной науке химии, расширит кругозор учащихся. Содержание учебного материала программы обладает новизной для учащихся. Привлечение дополнительной научной информации межпредметного характера о значении химического анализа в различных областях, в быту, а также в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья позволит заинтересовать школьников практической химией, развивать аналитические способности.
Программа курса предназначена для предпрофильной подготовки и профессионального самоопределения учащихся с ориентацией на химико-биологический профиль.
Цель программы: сформировать естественнонаучные умения и навыки, расширяя интересы учащихся к химии (для последующего выбора профиля обучения).
Задачи программы:
– формирование познавательного интереса и мотивации изучения химии;
– изучение методов химического анализа и их использование в практической деятельности;
– формирование у учащихся навыков работы с химическими реактивами и химическим оборудованием;
– знакомство учащихся с содержанием работы ученого аналитика, лаборанта химической лаборатории;
– развитие интереса к профессиям, связанным с химическими процессами.
Общая характеристика учебного процесса:
Формы и методы организации учебных занятий:
I. Теоретический блок
– лекция с элементами беседы;
– семинар с элементами дискуссии;
– анкетирование;
– презентация работы;
II. Практический блок
– экскурсии;
– практические работы;
– самостоятельные работы;
– проекты.
Формы деятельности учащихся:
– индивидуальные (выступления, выполнение творческих работ);
– групповые (выполнение практических и экспериментальных работ).
Средства обучения:
– наглядные;
– технические;
– информационные.
Программа рассчитана на 16 часов (2 часа в неделю). Продолжительность курса одна четверть. Учебный материал разделен на 2 блока:
– теоретический блок (4 часов)
– практический блок (12 часов)
Оборудование:
– химические реактивы;
– оборудование химического кабинета.
Программа выстроена в логике химического практикума, согласуемого с содержанием программы раздела неорганическая химия (9 класс) и содержит практические работы, не обозначенные в школьной программе, но соответствующие уровню учебного материала по химии за 9 класс. Школьные опыты и наблюдения играют важную роль. Они позволяют лучше раскрыть методы научного исследования, показать, как может ставиться и решаться научная проблема.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
В процессе обучения учащиеся должны знать первоначальные сведения о химических лабораториях, правила техники безопасности при работе в химической лаборатории, методах химического анализа, основные химические понятия, а так же должны уметь самостоятельно выполнять исследования по определению качественного и количественного состава воды, продуктов питания и напитков, средств личной гигиены и бытовой химии, соблюдая технику безопасности. Приобретаемые учащимися знания, умения и навыки имеют большое практическое значение, способствуют развитию экологического и здоровьесберегающего мировоззрения.
Используемые технологии:
– исследовательская технология развивающего обучения;
– информационно-коммуникативная технология.
При реализации исследовательской технологии развивающего обучения в данной программе у детей формируются:
– способность ставить задачу и находить способы ее решения;
– способность к рефлексии собственных действий;
– умение работать с химическим оборудованием и реактивами;
– самостоятельность суждений;
– умение работать в группе.
Учащиеся на практических занятиях выступают в роли эксперта-аналитика. Они наблюдают, анализируют, проектируют, делают выводы и заключения, которые используются для решения ряда практических задач. При этом отработка полученных знаний осуществляется одновременно с приобретением навыков ориентации в изученных закономерностях, умений их использования.
Критерии эффективности реализации программы:
– развитие познавательного интереса учащихся;
– повышение качества знания на уроках химии в старших классах;
– применение полученных знаний и умений при изучении других предметов;
– овладение поисковыми, проблемными, исследовательскими типами деятельности.
Формы контроля:
– собеседование;
– выступление на семинаре;
– выполнение практической работы;
– защита презентации.
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Учебно-тематический план
п/п | Содержание | Количество часов | в том числе | |
теоретический блок | практический блок | |||
1. | Введение. Общие правила работы в химической лаборатории. | 2 | 1 | 1 |
2. | Основы химического анализа. | 2 | 1 | 1 |
3. | Анализ качества питьевой воды | 2 | 2 | |
4. | Анализ продуктов питания | 2 | 2 | |
5. | Анализ сокосодержащих, газированных и алкогольных напитков | 4 | 4 | |
6. | Анализ средств личной гигиены, бытовой химии, косметики | 2 | 2 | |
7. | Заключительное занятие. | 2 | 2 | |
ИТОГО | 16 | 4 | 12 |
Содержание курса
(2 часа в неделю, всего 16 часов)
Введение. Общие правила работы в химической лаборатории. Техника безопасности (2 часа)
Теоретический блок. Роль химического анализа в современной промышленности и других сферах жизни человека. Современные химические лаборатории. Общие правила работы в химической лаборатории. Техника безопасности. Оказание первой помощи.
Практический блок. Экскурсии в химические лаборатории села Хворостянка (лаборатория анализа центральной больницы, бактериологическая лаборатория анализа СЭС, семенная лаборатория). Правила работы в химической лаборатории. Техника безопасности. Оборудование.
Основы химического анализа (2 часа)
Теоретический блок. Химический анализ. Научная основа химического анализа. Виды, методы и средства. Количественный и качественный анализ. Практическое значение и применение химического анализа.
Практический блок. Качественный анализ. Обнаружение катионов кислотно-щелочным методом. Обнаружение анионов.
Внутрипредметная связь: аналитическая химия
Анализ качества питьевой воды (2 часа)
Практический блок. Исследование органолептических показателей воды. Водородный показатель. Определение нитрат, хлорид-ионов в воде. Жесткость воды.
Межпредметная связь: экология
Анализ продуктов питания (2 часа)
Практический блок. Пищевые добавки. Классификация добавок. Исследование продуктов питания на наличие в них опасных пищевых добавок и воздействие их на организм человека.
Межпредметная связь: Биология, экология
Анализ сокосодержащих, газированных и алкогольных напитков (4 часа)
Практический блок. Наличие аскорбиновой кислоты в сокосодержащих напитках. Химический анализ безалкогольных газированных напитков. Анализ спиртных напитков на содержание токсических веществ (определение на наличие карбонильных и непредельных соединений, метанола).
Внутрипредметная связь: органическая химия.
Межпредметная связь: Биология, экология.
Анализ средств личной гигиены, бытовой химии, косметики (2 часа)
Практический блок. Исследование косметики, средств личной гигиены и бытовой химии на наличие рН среды и воздействие ее на организм человека.
Межпредметная связь: экология
Заключительное занятие (2 часа)
Теоретический блок. Подведение итогов курса. Анкетирование. Выступление учащихся с защитой своих творческих работ. Презентация проектов в программе PowerPoint.
Межпредметная связь: информатика
Календарно-тематическое планирование
Тема урока | час | Изучаемые вопросы. Основные понятия. | Умения и знания | Форма деятельности |
Введение. Общие правила работы в химической лаборатории. Техника безопасности | 2 | Роль химического анализа в современной промышленности и других сферах жизни человека. Современные химические лаборатории. Общие правила работы в химической лаборатории. Техника безопасности. Оказание первой помощи. Экскурсии в химические лаборатории села Хворостянка
|
Должны знать технику безопасности при работах в химической лаборатории; уметь ее применять в работе. |
Лекция с элементами беседы. Просмотр видеоматериала экскурсий. Посещение лаборатории центральной больницы, СЭС и семенной станции. |
Основы химического анализа | 2 | Химический анализ. Научная основа химического анализа. Виды, методы и средства. Количественный и качественный анализ. Практическое значение и применение химического анализа. Практическая работа №1 «Качественный анализ. Обнаружение катионов кислотно-щелочным методом. Обнаружение анионов. »
|
Должны знать понятие химический анализ, виды, методы и средства химического анализа; уметь применять количественный и качественный анализ на практике. |
Семинар с элементами дискуссии о различных достижениях методов химического анализа. Практическая работа по изучению методов анализа. |
Анализ качества питьевой воды | 2 | Практическая работа №2 «Исследование органолептических показателей воды. Водородный показатель. Определение нитрат, хлорид-ионов в воде. Жесткость воды» | Должны знать правила обращения с химическими реактивами; химическую посуду и правила обращения с ней; свойства применяемых реактивов и предъявляемые к ним требования; уметь определять рН среды, жесткость воды и нахождение ионов. |
Исследовательская работа по изучению образцов питьевой воды из разных источников. |
Анализ продуктов питания | 2 | Практическая работа №3 «Пищевые добавки. Классификация добавок. Исследование продуктов питания на наличие в них опасных пищевых добавок и воздействие их на организм человека» | Должны знать пищевые добавки, их классификацию, методы определения их в продуктах питания; уметь выявлять опасные и вредные пищевые добавки и их побочные эффекты на организм человека. |
Исследовательская работа по выявлению в продуктах питания на этикетках наличие вредных пищевых добавок. |
Анализ сокосодержащих, газированных и алкогольных напитков | 4 | Практическая работа №4 «Наличие аскорбиновой кислоты в сокосодержащих напитках» Практическая работа №5 «Химический анализ безалкогольных газированных напитков» Практическая работа №6 «Анализ спиртных напитков на содержание токсических веществ» |
Должны знать значение аскорбиновой кислоты в жизни человека, свойства адсорбции, токсические вещества в спиртных напитках и их влияние на организм; уметь определять наличие полезных и вредных веществ в напитках; применять технику безопасности с кислотами и нагревательными приборами. |
Исследовательская работа по выявлению в напитках наличие полезных и вредных пищевых добавок. |
Анализ средств личной гигиены, бытовой химии, косметики | 2 | Практическая работа №7 «Исследование косметики, средств личной гигиены и бытовой химии на наличие рН среды и воздействие ее на организм человека» | Должны знать значение рН среды и влияние ее на организм человека; уметь определять рН среды. |
Исследовательская работа по выявлению рН среды косметики, средств личной гигиены и бытовой химии. |
Заключительное занятие | 2 | Подведение итогов курса. Анкетирование. Выступление учащихся с защитой своих творческих работ. Презентация проектов в программе PowerPoint. | Должны уметь систематизировать свои знания; выполнить презентацию. |
Защита творческих работ. Анкетирование |
Литература для педагога:
1. Симонова Т. И. , Нелюбина Е. Г. , Панфилова Л. В. , Костылева И. Б. Эколого-химические проблемы окружающей среды: Учебно-методическое пособие для студентов Поволжской социально-гуманитарной академии. Самара. 2002.
2. Габриелян О. С. Химия. 10 класс. – М. : Дрофа, 2006.
3. Астафуров В. И. Основы химического анализа. – М. : Просвещение, 1982.
4. Татарченко И. И. Химия субтропических и пищевкусовых продуктов – М. : Издательский центр «Академия», 2003. – 256с.
5. Коренман Я. И. Практикум по аналитической химии. Анализ пищевых продуктов – Воронежская государственная технологическая академия. Воронеж, 2002. – 408с.
6. Северюхина Т. В. Исследование пищевых продуктов. //Химия в школе. -5,2000.
Литература для учащихся:
1. Пасечник В. В. Школьный практикум. Экология. 9 класс. – М. : Дрофа, 2004.
2. Энциклопедический словарь юного химика. Под. ред. Д. Н. Трифонова. М. : Педагогика-Пресс, 1999.
Метки: Химия