Рабочая программа факультативного курса «Решение задач по органической химии»; 10 класс
Рабочая программа факультативного курса «Решение задач по органической химии»; 10 класс
Пояснительная записка.
Решение расчётных задач и выполнение различных упражнений является важным элементом изучения курса химии, поскольку позволяет лучше усвоить и систематизировать теоретический материал, учит мыслить логически. Умение решать задачи по химии является основным критерием творческого усвоения предмета , способствует политехнической подготовке учащихся и знакомству с проблемами охраны окружающей среды, расширяет кругозор учащихся, позволяет установить связь химии с другими науками, особенно с физикой и математикой, воспитывает самостоятельность. Поэтому на выпускных экзаменах и на экзаменах при поступлении в ВУЗы в экзаменационные билеты всегда включаются задачи, прежде всего расчётные. Это удобный способ проверки знаний.
Однако при изучении органической химии в школьном курсе на решение типичных задач отводится ограниченное количество времени, которого не всегда хватает для отработки данных заданий. Разбор и отработка упражнений повышенной сложности требуют дополнительных знаний, умений и дополнительной затраты времени.
Данный факультативный курс предназначен для учащихся, обучающихся в классах гуманитарного профиля. Особенность этих классов– меньшее, по сравнению с типовой программой, количество часов, отводимое на изучение органической химии (34 ч. в год), Эти факультативные занятия позволяют помочь учащимся более глубоко изучить и систематизировать школьный курс химии, подготовиться к выпускным экзаменам в школе ,а также к участию в химических олимпиадах, развивают интерес к изучению предмета. Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). Основной подход– разбор с помощью учителя задач и упражнений, предусмотренных программой, опирающийся на имеющуюся теоретическую базу, с последующим самостоятельным решением подобных и несколько усложнённых заданий, а затем – проверкой и обсуждением результатов. Курс основан на параллельном изучении теоретических основ органической химии в урочное время.
Поурочное планирование.
№п/п | Тема занятия. |
1. |
Повторение основ неорганической химии |
2. | Основные стехиометрические законы. |
3. | Решение задач на нахождение массы продукта реакции по массе исходного вещества. |
4. | Решение задач с использованием закона Авогадро. |
5. | Составление формул алканов. Номенклатура. |
6. | Решение задач на вывод формулы вещества по массовым долям химических элементов. |
7. | Решение задач на избыток одного из реагирующих веществ по химическим свойствам предельных углеводородов. |
8. | Изомерия циклоалканов. Номенклатура. |
9. | Изомерия непредельных углеводородов. Составление формул. Номенклатура. |
10. | Особенности строения алкадиенов. |
11. | Составление уравнений химических реакций, отражающих химические свойства непредельных углеводородов. |
12. | Реакции полимеризации: механизмы, уравнения, формулы полимеров. |
13. | Решение задач на выход продукта реакции. |
14. | Изомерия аренов. Составление формул. Номенклатура. |
15. | Решение цепочек превращений. |
16. | Изомерия галогенпроизводных углеводородов. Составление формул. Номенклатура. |
17. | Классификация, изомерия, номенклатура спиртов. |
18-19. | Решение задач на нахождение формул по продуктам сгорания веществ. |
20. | Составление уравнений химических реакций, отражающих химические свойства альдегидов. |
21. | Решение задач на нахождение массы продукта реакции, если одно из реагирующих веществ содержит примеси. |
22. | Изомерия карбоновых кислот. Номенклатура. |
23. | Ионный механизм химических реакций, характерных для карбоновых кислот. |
24. | Решение цепочек превращений, отражающих взаимосвязи изученных классов органических веществ. |
25. | Решение задач с использованием понятия «концентрация раствора». |
26. | Обратимость химических реакций в органической химии. Условия смещения химического равновесия при протекании реакций этерификации. |
27. | Составление формул углеводов. |
28. | Составление уравнений реакций, отражающих альдегидный и спиртовой характер глюкозы, фруктозы. |
29-30. | Решение комбинированных задач. |
31 | Изомерия азотсодержащих соединений. Составление формул. Номенклатура. |
32. | Взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ. |
33-34. | Решение цепочек превращений, отражающих генетические взаимосвязи органических веществ. |
Рекомендуемая литература:
1. Хомченко Г. П. , Хомченко И. Г. , «Задачи по химии для поступающих в ВУЗы» -М. , Высшая школа
2. Дайнеко В. И. , «Как научить школьников решать задачи по органической химии»-М. , Просвещение.
3. Магдесиева Н. Н. , Кузьмегко Н. Е. «Учись решать задачи по химии»-М. , Просвещение.
4. Берман Н. И. , СШ «Решение задач по химии»-М. ,Слово.
5. Пак М. , «Алгоритмы в обучении химии».
6. Лабий Ю. М. «Решение задач по химии с помощью уравнений и неравенств»-М. , Просвещение.
7. Гаврусейко Н. П. «Проверочные работы по органической химии»-М. , просвещение.
Литература для учителя:
1. Вайзман Ф. Л. «Основы органической химии»-С-Пб, Химия.
2. Чертков И. Н. «Методика формирования у учащихся основных понятий органической химии»-М. , Просвещение
3. Гузик Н. П. «Обучение органической химии»-М. , Просвещение.
Метки: Химия