Тема урока: Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. 9 класс
Тема урока: Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. 9 класс
Тип урока – Урок ознакомления с новым материалом
Вид урока – урок – практическая работа
Цель урока: создать условия для изучения нового материала по теме «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств», продолжить развитие и отработку навыков практического применения умений работать с реактивами и лабораторным оборудованием, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.
Задачи урока:
1. Обеспечить усвоение учащимися на уровне восприятия, осмысления и первичного запоминания состава, строения, свойств, применения углерода и его соединений;.
2. Формировать навыки экспериментальной и самостоятельной работы с учебником и раздаточным материалом, развивать умения наблюдать, делать выводы, формулировать высказывания.
3. Воспитывать бережное отношении е к своему здоровью, окружающей природе, учить понимать прекрасное, ценить произведения искусства.
Технологии обучения – технология развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии, ИК-технологии, технология развития критического мышления.
Методы и приемы обучения: метод самостоятельной работы и работы под руководством учителя, частично-поисковый, прием «Инсерт».
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: бригадно-лабораторное за¬нятие. Его использование неразрывно связано с идеями самосто¬ятельной работы учащихся и их взаимообучения. Класс разделя¬ется на несколько (четыре) групп, которые получают задание для самостоятельного выполнения. Бригадно-лабораторное занятие способствует интенсивному усвоению детьми умений и навыков самостоятельного учебного труда, способствует развитию их творчества и инициативы в по¬исках информации.
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, учебник химии (9 класс, И. И. Новошинский), штатив с пробирками, прибор для получения газов, мел, известковая вода (р-р гидроксида кальция), раствор соляной кислоты, индикатор, лучина. Инструкция ТБ.
Содержание урока:
1. Организационный момент (приветствие учителя).
2. Этап актуализации опорных знаний:
– Дать характеристику углероду на основании его положения в периодической таблице.
– Какие степени окисления проявляет углерод?
– Какие соединения с кислородом он образует?
3. Изучение нового материала
– Рассмотрим строение молекулы углекислого газа.
Прием «Инсерт»: Во время чтения текста параграфа необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу.
Учащиеся, пользуясь текстом учебника, заполняют 1 строку в таблице по углекислому газу:
Признаки сравнения СО2– углекислый газ
1. Строение молекулы, вид связи. О=С=О ковалентная полярная
2. Получение
3. Физические свойства.
4. Применение
Какие колонки таблицы остались незаполненными?
Постановка цели урока совместно с учащимися: на основании результатов выполнения практической части урока заполнить оставшиеся колонки таблицы.
Учащиеся получают инструкционную карту с планом и описанием практической работы по теме урока. Совместно с учителем обсуждают план выполнения работы, проверяют наличие на столах необходимого оборудования и реактивов.
Отработка ТБ.
4. Этап выполнения практической работы
№ и цель опыта Ход опыта Наблюдения.
Уравнения реакций. Выводы.
1. Получить оксид углерода (IV) и изучить его физических свойств.
Наблюдения :
Написать уравнение реакции:
CaСO3 + HCl = . . . + СO2↑ + . . .
Физические свойства углекислого газа:
Оксид углерода (IV) . . . воздуха, поэтому собираем методом вытеснения. . . . ; приемник находится дном. . . .
Горящая лучина в атмосфере углекислого газа . . . , следовательно, оксид углерода (IV) – газ, который не поддерживает . . .
2. Исследование химических свойств оксид углерода (IV). 2. 1. Изучение кислотно-основных свойств водного раствора оксида углерода (IV).
2. 2. Взаимодействие известковой водой В стакан с водным раствором СО2 добавляем лакмус
Конец газоотводной трубки помещаем в пробирку с известковой водой и пропускаем через нее углекислый газ
Продолжаам пропускать углекислый газ через мутную смесь до полного осветления раствора. Лакмус окрасился в . . . цвет.
СО2 + H2O ⇄
Наблюдения:
Ca(OH)2 + CO2(недост. ) = . . . ↓ + . . . .
CaCO3 + CO2 + H2O ↔ Ca(HCO3)2
Нерастворимый карбонат __. превращается в растворимый гидрокарбонат . . при пропускании через раствор избытка углекислого газа.
Вывод: оксида углерода (IV) – . . . оксид, при взаимодействии с водой образует . . . кислоту.
Вывод: качественной реакцией на углекислый газ является его взаимодействие с . . . . . . .
4. Окислительно-восстановительные свойства . В стакан с углекислым газом вносим горящий магний Наблюдения:
CO2 + Mg =
Вывод: при взаимодействии с активными металлами оксид углерода (IV) является . . .
Физминутка. Гимнастика для глаз.
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 3-4 раза.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 3-4 раза.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
4. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
5. Закрепление, осмысление знаний.
1. Какая реакция лежит в основе получения оксид углерода (IV)?
2. Перечислите физические свойства углекислого газа, которые наблюдались во время его получения.
3. Поясните, какое свойство углекислого газа лежит в основе его определения с помощью зажженной лучины.
4. Объясните, в чем заключается качественная реакция на углекислый газ?
5. Самостоятельно заполнить оставшиеся колонки таблицы:
Характеристики СО2– углекислый газ
1. Строение молекулы, вид связи. О=С=О ковалентная полярная
5. Получение СаСО3+2НСl = СаСl2 +Н2О+СО2
2. Физические свойства Газ, б/цвета, б/вкуса и запаха, растворим в воде под давлением, Dвозд. = 44/29=1,5. Легко сжижается и затвердевает – «сухой лед»
6. Применение 1. газированная вода
2. огнетушители
3. «сухой» лед
6. Рефлексия. Все ли поставленные цели достигнуты. Что получилось? Были трудности?
Д. З – оформление отчета работы.
Т. А. Сидорова, МБОУ "Благодарновская СОШ", Тюльганский район, Оренбургская область
Метки: Химия