Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

  • Библиотека
  • Химия
  • Создание системы интегрированных уроков химии и физики как средства формирования устойчивого познавательного интереса у школьников

Создание системы интегрированных уроков химии и физики как средства формирования устойчивого познавательного интереса у школьников

Создание системы интегрированных уроков химии и физики как средства формирования устойчивого познавательного интереса у школьников Объект исследования: развитие познавательного интереса школьников.

Предмет исследования – процесс становления и развития познавательно

го интереса учащихся на интегрированных уроках химии и физики.

Цель данной работы: выявить возможности интегрированных уроков химии и физики в формировании устойчивого познавательного интереса школьников.

Гипотеза: систематическое и целенаправленное проведение интегрированных уроков химии и физики приведет к формированию устойчивого познавательного интереса учащихся к предмету.

Цель работы и ее гипотеза определили следующие задачи:

1. Провести анализ педагогической и методической литературы по данной проблеме.

2. Определить возможности использования интегрированных уроков химии и физики в образовательном процессе.

3. Разработать серию интегрированных уроков химии и физики для 8-11 классов.

4. Проверить результативность работы по использованию интегрированных уроков химии и физики в обучении, как средства формирования устойчивого познавательного интереса к предмету.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы

1. Анализ литературы по проблеме познавательных интересов и методики обучения химии на основе межпредметной интеграции.

2. Анализ программ по химии и физике, учебников, учебных пособий с целью выявления возможностей использования в учебном процессе интегрированных уроков;

3. Педагогическое наблюдение;

4. Педагогический эксперимент;

5. Анкетирование, тестирование;

6. Качественный и количественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы.

Психолого-педагогические основы формирования интереса.

Среди многих проблем, направленных на совершенствование процесса обучения, проблема формирования познавательных интересов является довольно значимой. Интерес приводит в активное состояние как внешние, так и внутренние компоненты учебного процесса.

Интерес – это сложное психическое образование, представляющее собой единство объективных (содержание деятельности) и субъективных (избирательность деятельности) начал. Интерес – это единство познавательных, эмоциональных и волевых сфер психики человека.

Сила познавательного интереса состоит в том, что, являясь глубоко личностным образованием, он «обнажает объективные ценности обучения, сообщает учению силу, легкость, интенсивность и быстроту; придает познавательной деятельности личностный смысл; содействует ее продуктивности, снимает негативное состояние участников деятельности (утомление, инертность, равнодушие); придает всей учебной деятельности благоприятный эмоциональный тонус …» Благодаря познавательному интересу деятельность ученика становится плодотворной. Интерес к деятельности побуждает человека к дальнейшей деятельности, содействует ее длительности и продуктивности.

Познавательный интерес оказывает существенное влияние на все психические процессы: мышление, память, внимание, воображение.

Проблеме формирования интереса уделяли внимание великие педагоги, так, Я. А. Коменский в «Великой дидактике» советует «всеми возможными способами воспламенять в детях горячее стремление к знанию».

Значительное место проблема интереса заняла в педагогической системе И. Гербарта. Если до Гербарта интерес рассматривался как условие для овладения знанием, то Гербарт возвел интерес в качестве педагогической цели. Учить надо так, чтобы полученное знание возбуждало интерес к дальнейшему обучению. Исследуя проблему интереса, Гербарт сделал попытку выяснить, что такое интерес, его виды (посредственный и непосредственный), связать интерес со стремлением к действию (интерес имеет деятельное начало) и с самим действием.

По его мнению, развитие многостороннего интереса должно быть важнейшей задачей обучения. Гербарт останавливается и на условиях возбуждения интереса, то есть общепедагогических проблемах интереса. Он разрабатывает основы методики его формирования и развития.

В России в поисках иных путей усвоения знаний к решению проблемы интереса подошли Н. Ф. Бунаков, Н. И. Новиков, Н. И. Пирогов. Но наиболее обстоятельно в контексте своей педагогической теории рассматривал проблему интереса К. Д. Ушинский. Интерес, по его мнению, связан с потребностью личности и является ее качественной характеристикой. Для развития интереса важно использовать природное любопытство ребенка, которое должно перерастать в любознательность. Он увидел и психологические основы интереса, связав его с вниманием. При этом, отдавая должное развитию произвольного внимания, указывая, что нельзя отбрасывать и непроизвольное внимание, в развитии интереса в ребенке он видит путь к развитию в нем стремления к самообразованию.

Своеобразный подход к решению проблемы интереса мы находим у группы методистов-естественников, возглавляемой с Б. Е. Райковым. Уже в начале 20 века они показали, что весь процесс обучения должен быть в максимально возможной степени исследовательским, тогда ребенок в этом процессе будет поставлен в ситуацию субъекта деятельности. Так был разработан исследовательский метод, который активно влиял на развитие интересов к учению.

В послереволюционный период проблему формирования интереса к учению исследовали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, М. И. Махмутов, В. А. Крутецкий, Д. Б. Эльконин, Г. И. Щукина, Ю. К. Бабанский, и др. Из общей проблемы интереса был выделен «познавательный интерес» (Г. И. Щукина). Исследовались разные стороны и подходы к решению проблемы познавательных интересов. Л. С. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев познавательный интерес связывают с удовлетворением потребности в знаниях. По их мнению, интерес возникает на основе потребностей, но не сводится к ним. Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов доказали, что познавательные интересы не могут возникнуть иначе, как только в деятельности. В свою очередь познавательный интерес является стимулом умственной деятельности.

Г. И. Щукина, Л. И. Божович, Н. Г. Морозова считают, что познавательный интерес имеет «поисковый характер». Инициатива поиска и самостоятельность в добывании знаний, выдвижение и постановка познавательных задач являются самыми характерными проявлениями познавательного интереса.

По мнению Г. И. Щукиной, познавательный интерес – это «… избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и к самому процессу овладения знаниями». Познавательный интерес направляет личность на активный самостоятельный поиск знаний и способ получения этих знаний. Он может достигнуть такого развития, когда не довольствуется прямым расширением знаний об интересующем предмете, а вызывает стремление переработки этих знаний, поиска существенных связей и отношений внутри этих знаний.

В психологии принято различать эпизодические и постоянные интересы. Первые возникают ситуативно в процессе деятельности и угасают с ее окончанием. Такой интерес ограничен отдельными вспышками как ответ на какую-нибудь особо эмоциональную ситуацию обучения (фильм, опыт). Этот интерес требует постоянного подкрепления извне.

Постоянные интересы не зависят от конкретной ситуации и побуждают человека к деятельности в интересующей области. Этот интерес не настолько силен, чтобы не нуждаться во внешней стимуляции.

Устойчивым становится интерес, когда сильна внутренняя мотивация. Этот уровень устойчивости – неразделимое целое с потребностью в познании, когда человек не может не познать. Но он может быть не у каждого ученика.

Глубокий и устойчивый интерес, как указывают психологи , проявляется в одном из трех направлений:

– в длительной направленности личности на изучение определенного предмета и потребности в расширении и углублении знаний по этому предмету; в наличии все более значительных успехов;

– в самостоятельном и творческом подходе к изученным вопросам, в дополнительном более глубоком изучении ряда разделов предмета;

– в добровольном выборе заданий повышенной трудности и их успешном выполнении.

Возникновение интереса могут вызвать различные мотивы:

– положительное эмоциональное отношение к объекту своей деятельности;

– личный пример учителя, его высокая научно-теоретическая и психолого-педагогическая подготовка;

– осознание личной значимости приобретенных знаний;

– стремление познать всевозможные связи и отношения реального мира.

Познавательный интерес в своем развитии, как указывают Щукина Г. И. и Гилев Д. К. , проходит ряд стадий: от простого любопытства к любознательности, к познавательному и научно-теоретическому интересу. Под любопытством принято понимать самую элементарную стадию ориентировки, связанную с новизной предмета, который может и не иметь значения для человека. На стадии любопытства ученик может довольствоваться только занимательностью того или иного предмета. На этой стадии развития интереса у учащихся еще не замечается стремление к познанию сущности. Любопытство связано больше с эмоциональной реакцией на новизну.

Любознательность – это стадия характеризуется стремлением проникнуть за пределы видимого. На этой ступени развития познавательного интереса детям свойственны эмоции удивления, радости познания. Для любознательности характерно познание более глубоких связей и отношений, существующих в мире. Она проявляется в форме общего интереса по всему, с чем приходится сталкиваться ребенку.

В дальнейшем на этой основе складываются дифференцированные познавательные и научно-теоретические интересы, характеризующиеся стремлением разрешить проблемные вопросы в теории или на практике.

Познавательные и научно-теоретические интересы являются завершающей стадией развития конкретного интереса школьника. На этой стадии наиболее полно проявляется свойство интереса – быть побудительной силой деятельности.

Развитие познавательных интересов во многом зависит от мастерства учителя, от его методической подготовленности. Познавательный интерес у учеников не возникает при шаблонном изложении материала. Щукина Г. И. отмечала, что в деятельности учителей есть общие черты, способствующие развитию интереса учащихся:

– целенаправленность в воспитании познавательных интересов;

– понимание, что забота о многогранных интересах, об отношении ребенка к своему делу – важнейшая составная часть работы учителя;

– использование богатств системы знаний, их полноты, глубины;

– понимание, что у каждого ребенка можно развить интерес к тем или иным знаниям;

– внимание к успехам каждого ученика, что поддерживает в ученике веру в свои силы.

Радость от успеха, связанная с преодолением трудностей, является важным стимулом поддержания и укрепления познавательного интереса.

И, наконец, необходимо рассмотреть вопрос о возможности контроля, изучения наличия у детей познавательного интереса. Поставленным вопросам уделяется внимание в исследованиях Д. К. Гилева, Н. Г. Морозовой, Г. И. Щукиной и др. Анализ работ названных исследователей позволил выделить следующие критерии оценки познавательного интереса:

– Вопросы учащихся к взрослым, требующие удовлетворения потребности в расширении информации, выяснение причинно – следственных связей, раскрытия закономерностей;

– поисковая активность учащихся, проявляющаяся в их инициативности и самостоятельности;

– умение решать самостоятельно познавательные задания, находить выход из проблемных ситуаций;

– повышенный интерес к теоретическим знаниям; стремление к овладению этими знаниями; учащиеся не довольствуются услышанным на уроке, а самостоятельно пополняют свои знания из дополнительных источников.

Познавательный интерес является образованием формирующимся и развивающимся. При специально создаваемых определенных педагогических условиях познавательный интерес можно формировать, при этом он может стать устойчивым и действенным.

Интеграция предметов как одно из средств активизации познавательного интереса школьников.

Многочисленные исследования показали, что несогласованность программ физики и химии; отсутствие единства интерпретаций понятий законов, теорий общих для цикла естественных дисциплин, а также преемственности в их формировании; слабое отражение в них взаимосвязи между явлениями природы приводит к тому, что знания учащихся по предметам естественно-научного цикла оказываются разрозненными.

У них отсутствует научное понимание закономерностей развития окружающего мира, умение комплексно применять знания, полученные ими при изучении основ естественных наук в школе. В преодолении этих недостатков в условиях традиционно сложившейся системы изучения основ естественных наук в школе большая роль отводится межпредметным связям. Межпредметные связи в процессе обучения выступают в качестве существенного автора активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. Исследования психологов показывают, что межпредметные связи на первоначальных этапах их включения в познавательную деятельность ученика играют роль ситуационного или пускового, побуждающего стимуле. Решая межпредметные познавательные задачи, ученик направляет свою активность либо на поиск неизвестных отношений, в которых находятся известные предметные знания, либо на формирование новых понятий на основе установленных конкретных межпредметных связей. Знания, полученные в результате предшествующего опыта усвоения межпредметных связей, становятся регуляторами познавательной активности побуждающего стимула. На основе межпредметных связей строятся интегрированные уроки, которые в свою очередь и активизируют познавательную деятельность. Межпредметные связи приводят в действие все стимулы познавательного интереса, связанные с учебной деятельностью: вносят проблемность, элементы исследования и творчества, разнообразят формы самостоятельной работы, побуждают к овладению новыми умениями. Преобразуя методы обучения, межпредметные связи оказывают влияние на изменение и его организационных форм. Возникает потребность в коллективных формах организации учебной работы, которые наилучшим образом обеспечивают решение межпредметных проблем, создавая условия для проявления знаний и интересов учащихся по другим предметам. При этом возможен успех для каждого. Успешность деятельности, как известно, важнейший побудитель активности и интереса к ней. В коллективных формах учебной работы активно действуют стимулы познавательного интереса, связанные с отношениями между участниками учебного процесса: эмоциональный тонус, доверие к познавательным возможностям учащихся, взаимная поддержка в деятельности, элементы соревнования, поощрение и другие (Г. И. Щукина).

За последние 15 лет для вовлечения учащихся в активную деятельность на уроке мы с учителем физики разработали систему интегрированных уроков, которые способствовали повышении познавательного интереса учащихся. Начиная с 8 класса, мы корректировали программу для введения таких уроков. Эти уроки проводятся по возможности совместно двумя учителями. Сам факт присутствия за демонстрационным столом двух преподавателей вызывает у детей интерес, удивление и поочерёдное выступление каждого из них не остаётся без ученического внимания. Мы стараемся увлечь ребят своим рассказом. Отношения, складывающиеся на уроке, создают благоприятный микроклимат урока, они воздействуют на протекание учебнойдеятельности школьника, влияют на настроение ученика, заставляют его переживать радоваться, огорчаться. Вопросы, задания обязательно имеются различного уровня сложности, чтобы каждый был вовлечён в работу и чувствовал себя успешным. Если расписание не позволяет двум учителям присутствовать одновременно на уроке, значит заранее даются вопросы на повторение всему классу или готовятся консультанты.

Критерии результативности

• Учебные достижения на интегрированных уроках;

• Сформированность учебно – познавательного интереса;

• Отношение к интегрированным урокам.

15 лет, работая по введению интегрированных уроков в образовательный процесс, мы с учителем физики ежегодно пополняем свою методическую копилку интегрированных уроков.

Система интегрированных уроков:

8 класс

1. Периодическая система химических элементов

2. Строение атома.

3. Химическая связь

4. Атомы и молекулы

5. Кристаллические решётки

6. Обобщение темы «Строение вещества. Химическая связь»

7. Межпредметный зачёт «Строение вещества. Химическая связь»

8. Физические и химические явления.

9. Экологические проблемы в использовании тепловых двигателей.

10. Основные положения Теории электролитической диссоциации.

9 класс

1. Физические свойства металлов.

2. Характеристика уха. Звук.

3. Закон радиоактивного распада.

10 клаcc

1. Молярная масса. Молярный объём

2. Обобщение МКТ идеального газа

3. Свойства и строение кристаллов и аморфных тел

4. Электрический ток в жидкостях

5. Тепловые двигатели и проблемы их использования

6. Деформации в живой природе и в технике

7. Электрическое поле и защита от него. 11 класс

1. Рентгеновы лучи, их использование в медицине

2. Химическое действие света

3. Закон радиоактивного распада

4. Ионизирующие излучения, их биологическое действие

5. Опыт Резерфорда. Строение атома

6. «Суд над Ядерной энергией»

7. Уравнение, описывающее процессы в колебательном контуре

Почему идут химические реакции

Метки: Химия