Урок на тему "простые вещества – металлы"
Урок на тему "простые вещества – металлы" Предмет (направленность): химия.
Возраст детей:8 класс.
Цели урока: Дать характеристику положения элементов-металлов в периодической системе. Строение атомов металлов.
Металлическая связь (повторение); физические свойства металлов – простых веществ. Аллотропия на примере олова.
Оборудование и реактивы. Д. Коллекция металлов: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Редкие металлы.
Ход урока:
В начале урока акцентирую внимание учащихся на значимости новой темы, определяемой той ролью, которую металлы играют в природе и во всех сферах деятельности человека. Затем подчеркиваю, что исключительное значение металлов для развития общества обусловлено, конечно, их уникальными свойствами, и прошу учащихся назвать эти свойства.
Учащиеся называют такие свойства металлов, как электро– и теплопроводность, характерный металлический блеск, пластичность, твердость (кроме ртути) и др.
Задаю учащимся ключевой вопрос: а чем же обусловлены эти свойства?
Далее лекция-беседа строится по плану:
I. Химические элементы-металлы
1. Особенности электронного строения атомов металлов.
2. Положение металлов в ПСХЭ в связи со строением атомов.
3. Закономерности в изменении свойств элементов-металлов.
II. Простые вещества – металлы
1. Металлическая связь и металлическая кристаллическая решетка
2. Физические свойства металлов.
3. Химические свойства металлов.
Металлы – это химические элементы, атомы которых отдают электроны внешнего (а иногда и предвнешнего) электронного слоя, превращаясь в положительные ионы. Металлы – восстановители. Это обусловлено небольшим, как правило, числом электронов на внешнем слое, большими по сравнению с неметаллами радиусами атомов, вследствие чего эти электроны (внешнего, а иногда и предвнешнего слоя), валентные электроны, слабо удерживаются ядром.
Положение металлов в ПСХЭ в связи со строением атомов
Предлагает учащимся охарактеризовать положение элементов с рассмотренным строением атомов в ПСХЭ.
Учащиеся отмечают, что это будут элементы, размещенные в левом нижнем углу ПСХЭ.
Подчеркиваю, что в длиннопериодном варианте ПСХЭ это будут все элементы, расположенные ниже диагонали В – At, даже те, у которых на внешнем слое 4ē (Ge, Sn, Pb), 5 ē (Sb, Bi), 6ē (Ро), так как они отличаются большими радиусами атомов.
Обращаю внимание на то, что в короткопериодном варианте ПСХЭ, кроме элементов слева от условной диагонали В – At, металлы находятся и справа от нее в побочных подгруппах.
Легко увидеть, что подавляющее большинство элементов ПСХЭ – металлы.
II. Металлы – простые вещества.
Металлическая связь и металлическая кристаллическая решетка.
Предлагаю перейти к рассмотрению простых веществ – металлов, а следовательно, сначала обобщить сведения учащихся о типе химической связи, образуемой атомами металлов, и строении кристаллической решетки.
В ходе обсуждения строения простых веществ – металлов демонстрирую модели кристаллических решеток металлов и акцентирую внимание на особенностях металлической связи:
• сравнительно небольшое количество электронов (это валентные s-электроны) одновременно связывает множество атомных ядер, связь делокализована;
• валентные электроны свободно перемещаются по всему куску металла (или металлическому изделию), который в целом электронейтрален, поэтому эти электроны часто называют свободными;
• металлическая связь не обладает направленностью и насыщаемостью.
Учащиеся делают вывод, что в соответствии именно с таким строением металлы и характеризуются общими, ранее упомянутыми физическими свойствами.
Физические свойства металлов
Демонстрирую образцы металлов, обращая внимание учащихся и на общие, и на отличительные их физические свойства, а также указываю возможные их классификации; учащиеся знакомятся с ними, используя выданную учителем таблицу.
Классификация металлов по физическим свойствам
Свойство, положенное в основу классификации | Классификационные группы |
Примеры |
Электропроводность | С высокой электропроводностью | Ав |
С низкой электропроводностью |
Мп | |
Температура плавления | Легкоплавкие | Hg, Ga, Cs, In, Bi tпл(Hg) = -38,9°C |
Тугоплавкие |
W, Mo, V, Cr tпл(W)= 34200C |
|
Плотность | Легкие | Li, K, Na, Mg p(Li) = 530 кг/м3 |
Тяжелые |
Os, Ir, Pb p(O9) = 22 610 кг/м3 |
|
Твердость | Мягкие | In, Na, K, Rb (режутся ножом) |
Твердые |
Mo, Cr (царапают стекло) |
Закрепление материала. Оценки за урок.
Д/З п. 13 вопрос 1
Метки: Химия