Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Здоровьесберегающие технологии на уроках химии

Здоровьесберегающие технологии на уроках химии Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что учитель должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто педагог должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба их здоровью, не снижало уровня мотивации обучения, и прежде всего учебно-познавательных мотивов ученика.

Химия – один из самых трудных предметов в средней школе. Как правило, уровень знаний учащихся по этой дисциплине невысок. Большинство выпускников непрофильных классов и школ химию не выбирают в качестве основы будущей профессии. Однако если в сентябре спросить восьмиклассников, хотят ли они изучать химию, то ответ будет однозначным: «Да, конечно!». И в начале учебного года дети идут на уроки с большим желанием, дружно учат названия и символы элементов, редко ошибаются, вычисляя относительные молекулярные массы и состав изотопов. При изучении видов химической связи и кристаллических решеток энтузиазм заметно уменьшается, понятие степени окисления и количество вещества многие не усваивают вовсе, а решение задач почти всем кажется непреодолимой преградой. Примерно с начала второго полугодия резко падает успеваемость, учащиеся теряют интерес к предмету.

Темпы развития способностей у каждого человека индивидуальны. Известно, что готовность к абстрактным мыслительным операциям в значительной степени определяется зрелостью процессов, происходящих в левом полушарии мозга. Трудности, возникающие при изучении такого логически организованного предмета, как химия, могут быть связаны и с медленными темпами развития логических процедур. В этих случаях основные определения, положения и принципы химии как науки абстрактной воспринимаются учащимися с большим и нервным напряжением.

Значительный эффект в решении этих проблем может быть достигнут благодаря использованию здоровьесберегающих технологий, которые относятся к качественной характеристике любой образовательной технологии и показывают насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.

В своем докладе я хотела бы познакомить вас с теми здоровьесберегающими технологиями, которые используются мной при проведении уроков химии.

При анализе урока с точки зрения сохранения здоровья школьников, целесообразно обратить внимание на следующие аспекты урока:

– Гигиенические условия в классе (кабинете);

– Число видов учебной деятельности, используемых учителем;

– Число использованных учителем видов преподавания;

– Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов;

– Физкультминутки и физкультпаузы;

– Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;

– Благоприятный психологический климат на уроке;

– Психологическое воздействие учителя на учащихся;

– Темп и особенности окончания урока.

Рассмотрим каждый из вышеперечисленных аспектов в отдельности.

Слайд 2. Следует отметить, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.

Следующий аспект:Слайд 3

Следующий аспект:Слайд 4

Рассмотрим следующий аспект:Слайд 5

Следующий аспект:Слайд 6

Предлагаю вашему вниманию минутки для профилактики нарушения зрения. Они так же благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Слайд 7

Более тысячи биологически активных точек в настоящее время известно на ухе, поэтому, массируя их, можно опосредовательно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши " горели". Слайд 8

При изучении основ органической химии можно использовать обучающую зарядку для пальчиков Слайд 9. Каждому пальчику присваивается приставка, соответствующая количеству атомов углерода органического вещества

Во-первых, при массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, чтобы предотвратить застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом.

Во-вторых, в дальнейшем при заучивании наизусть названий по “пальцам” возникает невольная ассоциация, позволяющая эффективно воспроизводить необходимые приставки и общие формулы.

В противовес активных оздоровительных минуток можно использовать "минутки покоя". Закрыли все на секунду глаза. Расслабьтесь. Представьте себя там, где вы бы хотели оказаться в данную минуту. Получите от этого удовольствие. А теперь потихоньку возвращаемся на урок, открываем глаза, продолжаем заниматься.

Рассмотрим следующий аспект здоровьесберегающей технологии : Слайд 10. Например, при изучении органики мной неоднократно обращается внимание на губительное воздействие спирта на организм человека; или вредоносного воздействия на здоровье веществ, входящих в состав жевательной резинки. Для наглядности приводятся уроки-презентации.

Следующий аспект: Слайд 11

Немаловажным является психологическое воздействие учителя на учащихся: Слайд 12

Следующий аспект – это темп и особенности окончания урока: Слайд 13

Соблюдение вышеперечисленных аспектов здоровьесберегающей технологии в совокупности несомненно приведет к нормализации, грамотности применения новейших методов и форм работы в образовании детей. Применение на уроках физминут, обязательная реализация на каждом уроке, во внеурочной деятельности здоровьесберегающего аспекта, забота о здоровье всех участников образовательного процесса, в том числе и учителя, учёт индивидуальных личных качеств каждого школьника – вот слагаемые воспитания всесторонне развитого, здорового школьника.

Также внедрение здоровьесберегающих технологий в обучение способствует более глубокому и осознанному пониманию школьниками предметного содержания, усвоению большого количества идей и способов решения проблем, в том числе – оригинальных и нестандартных, развитию у детей способностей к переносу знаний в новые условия, что создаёт благоприятный фон для повышения уровня мотивации обучения.

Метки: Химия