Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи - ПОДПИСАТЬСЯ

урок – игра "Состав и классификация кислот"

урок – игра "Состав и классификация кислот"

Предмет (направленность):

химия

Возраст детей: 8 класс.

Место проведения: кабинет химии.

Цели урока:

1) Образовательные:

• сформировать представление о кислотах;

• формировать умение определять кислоты, их состав, названия некоторых неорганических кислот;

• классифицировать кислоты по наличию кислорода и по числу атомов водорода в кислоте;

• отличать кислоты от оксидов и оснований по формуле;

• практически определять кислоты с помощью индикатора.

2) Коррекционно – развивающие:

• развивать связанную речь в процессе деятельности;

• развивать зрительную память;

• развивать внимание и восприятие;

• развивать мышление (обобщать, анализировать, классифицировать);

• развивать умение работать в парах;

• развивать самоконтроль.

3) Воспитательные: воспитывать толерантность (формирование уважительного, терпимого отношения друг к другу, выслушивать ответы товарищей, умение бесконфликтно работать в парах).

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала.

Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, словесный, репродуктивный, частично – поисковый.

Оборудование: доска, учебник, раздаточный материал, презентация, мультимедийный проектор, компьютер, штатив для пробирок, пробирки (3 шт. ), растворы серной кислоты H2SO4, гидроксид натрия NaOH, вода Н2О, универсальный индикатор.

Формы организации учебной деятельности:

– фронтальная;

– индивидуальная;

– работа в парах

– работа с учебником.

План урока:

1. Организационный этап.

2. Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний.

3. Изучение нового материала.

4. Первичное закрепление знаний.

5. Подведение итогов урока.

6. Информация о домашнем задании.

Ход урока:

1. Организационный этап(1 минута)

Здравствуйте! Я очень рада вас всех видеть, надеюсь, что вы настроены на работу. Ну что ж, улыбнитесь друг другу. Сейчас я попрошу вас взять маленькие листочки, написать на них свое имя и нарисовать свое настроение (J K L)

2. Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний (3 минуты)

Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. Дело в том, что я получила по почте письмо из прошлого от средневекового алхимика, которое и хочу вам зачитать: (содержание письма)

«Дорогой друг! Ты хочешь найти клад? (-очень интересно! Ребята, а мы хотим?) Что для этого нужно? Твоя сообразительность и моя поддержка. Если ты это имеешь, то в путь! Посылаю тебе карту и инструкции по ее применению. Желаю удачи!»

А вот и карта путешествия, которую нам предлагает алхимик (высвечивается карта на экране). Какая-то она странная и называется «Кислоты». Ребята! А вы что-нибудь слышали о кислотах? (отвечают) А как вы думаете, что мы должны сделать для того, чтобы обнаружить клад? (учащиеся предполагают, что необходимо узнать, что такое кислоты). А для этого нам необходимо выполнить задания, которые прилагаются к карте. Ну что, попробуем найти клад? Тогда в путь!

3. Изучение нового материала

Задание 1. 1. (1 минута) Алхимик хочет убедиться, насколько вы готовы к путешествию. Он посылает вам некоторые химические символы. Я буду их показывать, а вы будете сначала произносить химический символ, а затем – называть элемент, которому соответствует этот символ

Разминка – химические символы N, H, P, S, C, Cl , О

Задание 1. 2. Ребята, а кто может припомнить все химические элементы, которые были показаны? (один учащийся может попытаться назвать их всех, а если он все элементы не называет, то другие могут дополнить его ответ).

Задание 2. 1. (15 минут) И мы сразу приступаем к следующему заданию (на доску вывешиваю две таблички со словами «ОКСИДЫ» и «ОСНОВАНИЯ»). У вас на столах лежат карточки с формулами различных веществ. Подумайте, к какой группе может относиться ваша формула. Как только вы для себя определите, то выходите к доске и при помощи магнитов прикрепите вашу формулу к группе, которую выбрали и садитесь на свое место. Если вы считаете что ваша формула не подходит ни к какой группе, то при помощи магнитов прикрепите вашу формулу отдельно от всех.

MgO Са(OH)2 HCl

CaO NaOH H2SO4

K2O KOH H2CO3

Na2O LiOH H3PO4

HNO3

H2S

Давайте посмотрим, как вы распределили свои формулы. Объясните, почему вы повесили свои формулы в ту или иную группу.

Начнем с 1 группы :

Ø Обратите внимание, какой элемент присутствует во всех трех формулах? (учащиеся отвечают – кислород)

Ø Сколько элементов присутствует в каждой формуле? (учащиеся отвечают – два)

Ø Как называются сложные вещества, которые состоят из двух элементов, один из которых кислород? (учащиеся отвечают – оксиды)

Обратите внимание на 2 группу:

Ø Посмотрите, в каждой формуле имеется гидроксогруппа. А как называются сложные вещества, которые состоят из атомов металлов и гидроксогруппы? (учащиеся отвечают – основания)

Ой, а это что у нас за 3 группа образовалась?

Ø Скажите, это вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород? (учащиеся отвечают – нет). Тогда это не оксиды (убираю с доски название и карточки из группы №1).

Ø Ребята, а есть ли в формулах гидроксогруппа? (учащиеся отвечают – нет) Тогда это не основания (убираю с доски название и карточки из группы № 2).

Ø Скажите ребята, а какой элемент присутствует во всех формулах? (учащиеся говорят, что везде есть водород).

Ø Как вы думаете, что это может быть? (учащиеся предполагают, что, наверное, это кислоты)

Задание 2. 2. Да, наверное, Алхимик хотел, чтобы мы увидели формулы кислот (вывешиваю табличку с названием «КИСЛОТА» и выстраиваю их в столбик). Да, это тема нашего урока. Давайте откроем тетради, поставим число и запишем тему нашего урока: СОСТАВ И КЛАССИФИКАЦИЯ КИСЛОТ.

Вы вычислили, что везде есть водород, а я скажу вам по-секрету, что все, что стоит после водорода – называется кислотным остатком.

КИСЛОТА = Н + КИСЛОТНЫЙ ОСТАТОК

(схему зарисовываем в тетрадь)

А теперь попробуйте сформулировать определение, что же такое кислота (учащиеся выдвигают свои версии) Хорошо. У вас есть замечательная волшебная книга, открыв которую на с. 103 вы можете проверить – так ли это (читают определение и записывают его в тетрадь).

Задание 2. 3. Теперь разберемся, как же можно называть кислоты? Для выполнения следующего задания вам необходим дар угадывания или, на крайний случай просто сообразительность. Сейчас каждый из вас получит карточку, в которой с одной стороны записаны формулы, а с другой – названия некоторых кислот. Ваша задача, внимательно прочитав формулы, установить соответствие названия каждой формуле и карандашом их соединить. По-секрету скажу, что подсказка скрывается в кислотном остатке. Если у кого-то из вас возникнут вопросы, вы можете посоветоваться со своей группой. На выполнение этого задания вам дается 4 минуты.

Формула кислоты

Название кислоты

H2SO4

Угольная кислота

HCl

Фосфорная кислота

H2CO3

Сероводородная кислота

H2S

Серная кислота

H3PO4

Азотная кислота

HNO3

Хлороводородная или соляная кислота

(формулы и названия записываем в тетрадь)

Итак, что мы узнали, выполняя это задание?

Задание 3. 1. (10 минут) Следующее задание сложное. Я думаю, что вы должны справиться, но даже вам надо быть предельно внимательными.

И как всегда Алхимик прислал нам подсказку. Ребята, кислоты можно разделить и по числу атомов водорода (одноосновные, двухосновные, трехосновные).

Классификация кислот

Кислоты

(по числу атомов водорода)


одноосновные двухосновные трехосновные(HCl, HNO3) (H2S, H2SO4, H2CO3) (H3PO4)

Задание 3. 2. Теперь попробуйте вы разделить кислоты, только на две группы. Работать будете в парах. На каждой парте лежат карточки с формулами кислот (они выдаются на каждый стол). При разделении обратите внимание на наличие кислорода в формулах кислот. На выполнение этой работы вам дается 2 минуты. Давайте посмотрим как вы разделили кислоты.

Классификация кислот

Кислоты

(по наличию кислорода)


бескислородные кислородсодержащие

(HCl, H2S) (HNO3 ,H2SO4, H2CO3, H3PO4)

В связи с тем, что мы с вами выполняем очень ответственное задание, мы не будем записывать эти схемы. Каждый из вас получит листочки с этими схемами, которые вы дома вклеите в тетрадь (раздаются конверты со схемами).

Итак, что мы узнали, выполняя это задание?

Задание 4. (5 минут) И мы приступаем к самому ответственному заданию: как опытным путем отличить кислоту от оснований и воды. У меня на столе 3 пробирки с прозрачной жидкостью, в одной из них вода, в другой – кислота, а в третей пробирке – основание. Как узнать, в какой из них кислота? Вы помните правила техники безопасности и знаете, что в кабинете химии надо быть очень осторожными. Давайте вспомним, как мы на прошлом уроке опытным путем определяли основания? (учащиеся объясняют, что основание определяли при помощи универсального индикатора и цвет был синий).

Ну что, приступим к работе и определим № пробирки с кислотой (в каждую пробирку я опускаю полоски универсального индикатора, и мы вместе с ребятами наблюдаем за изменение окраски индикатора, определяем в какой пробирке кислота).

Что мы узнали нового?

Задание 5. (5 минут) 4. Первичное закрепление материала. Нам с вами осталось пройти последние испытание. Для этого нам понадобится ваша внимательность. Алхимик просит вас сыграть в игру «Склеенное слово» и объяснить, почему вы решили, что он лишний.

Игра «Склеенное слово»:

Задание. Перед вами «текст», в котором «спрятаны» формулы кислот. Постарайтесь как можно быстрее просмотреть этот текст, найти, подчеркнуть и назвать их.

H2OSO3H3PO4Na2CO3MgAlPO4H2ОSP2O5CHNO3O2HClBaOSH2CO3Na2OH2SO4NH3Mg(OH)2Ba(OH)2OSNH2K3NH2SNaClN2O5BaH2Ca(OH)2Al2O3

5. Подведение итогов

Итак, мы успешно справились со всеми заданиями, значит, вы нашли клад, который находится в очередном послании Алхимика

Дорогой друг!

А теперь я открою тебе секрет: самый настоящий клад – это знания, которые ты добыл сам!

Нарисуйте на листочках с вашем настроением в начале урока свое настроение в конце урока.

6. Домашнее задание и инструкция по его выполнению.

Выучить названия кислот, записанные в тетради. Алхимик подготовил для вас дополнительное домашнее задание, которое надо выполнить быстро и четко. Сейчас вы получите карточки с заданием, на которых записаны подробные инструкции.

Домашнее задание

Перепишите в тетрадь все формулы

Инструкция:

В приведенном списке: HCl, CaCO3, CuO, H2SO4, FeCl3, NaOH, Ca(OH)2, H3PO4, Na2O, H2S, Al(OH)3, CuSO4, Al2O3, H2CO3, CO2, KOH, Mg(NO3)2, HNO3

1. Обведите кружком формулы оксидов.

2. Подчеркните формулы оснований.

3. Вычеркните формулы кислот.

4. Оставшиеся формулы выпишите отдельно.

На доске § 20, с. 71, выучить названия кислот.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1. О. С. Габриелян «Химия» 8 класс Учебник для общеобразовательных учреждений. М. : Дрофа, 2008.

2. О. С. Габриелян, Н. П. Воскобойникова, А. В. Яшукова «Настольная книга учителя. Химия» 8 класс М. : Дрофа, 2003 г.

Метки: Химия