Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Применение технологий критического мышления на уроках химии

Применение технологий критического мышления на уроках химии

Предмет (направленность):

химия и биология.

Возраст детей: 7-11 классы.

Место проведения: класс.

Тема урока: «Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева»

Цель урока: Ученик научится раскрывать смысл периодического закона, характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в периодической системе и особенностей строения их атомов и получит возможность научиться применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ.

Задачи урока: обобщить, объяснить и находить причинно-следственные связи.

Ход урока:

Актуализация знаний

Верны ли следующие утверждения:

1. Период – это горизонтальный ряд элементов, начинающийся щелочным металлом и заканчивающийся инертным газом.

2. Формально периодический закон звучит так: свойства простых тел, а также формы и свойства соединений элементов, а потому и свойства образуемых ими простых и сложных тел, стоят в периодической зависимости от их атомного веса.

3. В периодической системе больше металлов, чем неметаллов.

4. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева состоит из 10 групп.

5. По периодической системе химических элементов можно определить атомную массу химического элемента.

1 стадия вызов.

В годы второй мировой войны таблетки гидрида лития служили американским летчикам портативными источниками водорода, которыми они пользовались при авариях над морем: под действием воды таблетки моментально разлагались, наполняя водородом спасательные средства – надувные лодки, жилеты, сигнальные шары-антенны.

2 стадия осмысление.

Учитель:

Задание. Предложите характеристику атомов химических элементов и образованных им веществ, выберите 5 оснований.

1. Положение элемента в периодической системе;

2. Строение атома, валентность;

3. Основность;

4. Летучесть;

5. Простое вещество: формула, физические свойства;

6. Кислотность;

7. Высший оксид и гидроксид;

8. Уравнения реакций, подтверждающие свойства.

Ученики выполняют в тетрадях по приему двухчастный дневник, совместно с приемом инструкция. Предварительно класс поделен на группы.

Учитель: Ребята, сегодня мы в гостях у местных жителей, их очень много, а некоторые из них быстрые и активные. Есть, конечно, и медленные…И это неразбериха в четкой и размеренной жизни страны. Давайте им поможем: объясним их свойства и возможности.

1. Дать характеристику элемента с порядковым номером.

А). Элемент с порядковым номером 12.

Б). Элемент с порядковым номером 16.

В). Элемент с порядковым номером 11.

Г). Элемент с порядковым номером 17.

Ребята выполняют задание.

Учитель: Сказка о химическом элементе: «Даже при комнатной температуре литий энергично реагирует с азотом и кислородом воздуха. Попробуйте оставить кусочек лития в стеклянном сосуде с притертой пробкой. Металл поглотит весь имеющийся там воздух, в сосуде возникнет вакуум, и атмосферное давление так крепко "припечатает" пробку, что вам вряд ли удастся ее вытащить. Поэтому хранить литий очень непросто. Если натрий, например, можно легко упрятать в керосин или бензин, то для лития такой способ неприемлем – он тут же всплывает и загорается. Чтобы сохранить литиевые прутки, их обычно вдавливают в ванну с вазелином или парафином, которые обволакивают металл и не позволяют ему проявлять свои реакционные наклонности».

Почему он способен обладать такими свойствами.

Ученики составляют лист решения проблемы.

Учитель: Указать как изменяются металлические свойства в периоде; группе; как изменяются неметаллические свойства в группе; периоде.

Выполняют задание.

3 стадия рефлексия.

Эссе на тему: «Путешествие элемента».

Ученики пишут не более 10 предложений в виде сказки, передавая химический смысл выбранного элемента.

Домашнее задание. Почему водород в периодической системе расположен в I и VII группах? Ответ написать в виде стихотворения или рекламного ролика.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1. Габриелян О. С. Химия 9 класс, Дрофа 2006. – 214 с.

2. Загашев И. О. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма, Спб 2006. – 158 с.

3. Муштавинская И. В. «Учим детей мыслить критически», СПб, 2006. , 156 с.

4. Д. Клустер Статья «Что такое критическое мышление?», газета «Русский язык» №29, 2002 г.

5. Основы критического мышления: междисциплинарная программа/ сост. Дж. Л. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер, пособие 1. – М. Изд-во ИОО, 2007.

6. Популяризация критического мышления/ сост. Дж. Л. Стил, К, Мередит Ч. Темил. С– Уолтер. Пособие 2. – М. Изд-во ИОО, 2007.

7. Фонтанова А. «Черепаха как модель. Методика работы с научно-познавательным текстом. // БШ № 7 2008 С. 9-10.

8. Халперн Д. Психология критического мышления. – СПб. Изд-во «Питер», 2000.

Метки: Химия