Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

  • Библиотека
  • Химия
  • Методическая разработка урока-конференции "Природные источники углеводородов"

Методическая разработка урока-конференции "Природные источники углеводородов"

Методическая разработка урока-конференции "Природные источники углеводородов"

Предмет (направленность):

химия.

Возраст детей: 9 класс.

Место проведения: класс.

Урок запланирован в рамках технологии формирования общеучебных умений и навыков и решает ряд задач по социализации школьников, так как предполагает формирование системы знаний и умений, развитие общеучебных умений и навыков. На уроке применятся групповая форма работы, учащиеся учатся планировать собственную познавательную деятельность, добывать информацию из различных источников, перерабатывать её, составлять доклад, выступать перед одноклассниками. Эта форма работы способствует развитию коммуникативных качеств личности. Тема урока «Природные источники углеводородов» благоприятна для формирования экономических, экологических представлений, вопросов охраны природы; содержание урока позволяет в полной мере использовать региональный компонент.

Урок призван решать ряд воспитательных задач, что тоже очень важно в развитии социализации личности школьника, ведь это способствует социальной адаптации. Работа по реализации познавательных задач урока способствует развитию умений учащихся сравнивать, выделять главное, делать выводы; оценивать себя, своих одноклассников, т. е. социальной автономизации, (развитию индивидуальных качеств личности).

Форма урока: ролевая игра, урок-конференция.

Этапы урока:

1. Целеполагание. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала.

2. Целеустремление. Урок требует предварительной подготовки. Учащиеся ставят самостоятельно цель познавательной деятельности, выбирают средства и пути для её реализации. Учитель направляет, корректирует их деятельность, помогает выбрать главное, проверяет умение подготовить сообщение, которое должно быть ёмким и кратким.

На уроке учащиеся сами или с помощью учителя определяют задачи урока, исходя из темы урока и логической взаимосвязи понятий: состав → строение→ свойства → применение

3. Целеосуществление. Этап сообщения новых знаний.

Конференция:

а) выступления специалистов;

б) ответы специалистов на вопросы учащихся.

Учащиеся слушают доклады специалистов и составляют конспект, оценивают выступления учащихся.

Этап закрепления новых знаний. Воспроизводящая беседа.

4. Контроль за усвоением новых знаний.

Тест. Самопроверка.

5. Выводы. Подведение итогов урока.

6. Лотерея.

Изучаемые вопросы программы: Природные источники углеводородов. Нефть и её промышленная переработка. Фракционная перегонка нефти, термический и каталитический крекинг. Природный и попутный газы, их состав, практическое использование.

Цели развития познавательной деятельности:

Совершенствование умений:

– планировать свою познавательную деятельность;

– составлять доклад и выступать перед аудиторией;

– слушать, воспринимать устную речь, составлять конспект;

– сравнивать, находить причинно-следственные связи, выделять главное, делать выводы;

– само– и взаимопроверка.

Образовательные задачи и планируемые результаты обучения: изучить состав нефти, природного и попутного газов, сущность и значение их переработки, области применения продуктов и материалов, полученных из нефти и газа.

Воспитательные задачи:

– воспитывать у учащихся чувство гордости за малую Родину – Ямал, озабоченность её трудностями;

– вызвать у учащихся живой отклик на экологические и проблемы охраны природы, вызванные неразумной разработкой месторождений нефти и газа и их переработкой, транспортировкой и использованием;

– формировать чувство ответственности, развивать умения работать в группе, умения быть заинтересованным в успехе одноклассников, что будет способствовать развитию коммуникативных качеств и социализации личности.

Средства обучения, эксперимент.

1. Ознакомление с образцами нефти и продуктами её переработки.

2. Образование нефтяной плёнки на поверхности воды.

Выставка предметов и материалов, сделанных из нефти и попутного нефтяного газа.

Демонстрация опытов.

1. Горение нефти.

2. Удаление нефтяной плёнки с поверхности воды различными адсорбентами.

Домашнее задание: § 23,24. Найти ответ на вопрос: «Какими ещё способами удаляют нефтяную плёнку с поверхности воды?» и написать сочинение на тему: «Путешествие нефтяной капли».

Предварительная подготовка к уроку. Оформление кабинета.

Над доской плакат: «В химии всё возможно». Ш. Вюрц. На доске – название темы и слова: «Без светоча науки и с нефтью будут потемки». Д. И. Менделеев.

2. Выставка. Выставка материалов, изделий, для производства которых использовались углеводороды; т. е. продукция нефтехимии. «Их стоит показать, чтоб вы узнали всё, что надо знать». В. Шекспир.

3. Лотерея. Продукция нефтехимии: канцелярские товары из пластмассы, мыло, стиральный порошок, товары бытовой химии и т. д.

5. Теоретическая часть. Группам учащихся сообщается тема и ставится задача: организовать свою познавательную деятельность, сформулировать цель, изучить данный вопрос, используя различные источники информации, подготовить доклад.

Структура урока

Целеполагание.

I. Вступительное слово учителя: Дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня мы собрались для того, чтобы изучить тему: «Природные источники углеводородов». Что такое углеводороды? В виде каких полезных ископаемых углеводороды встречаются в природе?

Постановка цели урока.

– Почему на протяжении веков люди стараются открыть месторождения нефти и газа, овладеть рынками их сбыта, нередко вступая в конфликты?

– Почему запасы углеводородного сырья определяют экономический потенциал и мощь страны, а по уровню их переработки можно судить об уровне цивилизации общества?

– Почему в нашей обыденной жизни мы тоже зависим от этой невзрачной на вид темной маслянистой жидкости?

– Одним словом, почему природный газ и нефть так важны для человека, и среди полезных ископаемых нефть называют королевой, именуют её «чёрным золотом»?

Задачи урока

Ответить на эти «почему» нам поможет урок, на котором мы будем говорить об углеводородах с химической точки зрения и с позиции логической взаимосвязи: состав → строение →свойства → применение.

Открытие конференции

На прошлом уроке мы закончили изучение темы: «Углеводороды». Какие углеводороды вам известны? Какие их них входят в состав нефти и газа и как человек их использует?

Эта тема вам близка и понятна, ведь мы живём в городе, который родился благодаря месторождениям нефти. Ноябрьск – город нефтяников! И сегодня они пришли на встречу с вами. Я пригласила специалистов по нефти и газу не случайно, надеюсь, что они обстоятельно и более профессионально, чем школьный учитель, расскажут нам о нефти и газе.

Целеустремление.

Задание ученикам: Ребята, кроме поисков ответов на поставленные вопросы, нам нужно показать, что:

– мы умеем слушать,

– выделять главное,

– составлять краткий конспект,

– оценивать свою работу и работу своих одноклассников.

В качестве напутствия: «Бросая в воду камешки, гляди на круги, ими образуемые, чтобы такое бросание не обернулось пустою забавою» (К. Прутков).

Целеосущестление.

II. Выступления специалистов. Слово предоставляется Генеральному директору Объединения «Чёрное золото» … ФИО. Специалисты выступают с докладами, учащиеся составляют конспект и оценивают доклады, заполняют лист учёта.

1. Что такое нефть? Состав и физические свойства нефти.

2. Перегонка нефти.

3. Нефтепродукты.

4. Крекинг.

5. Природный и попутный нефтяные газы.

6. Нефтехимик.

7. Выступление эколога и лаборантов. .

III. Ответы на вопросы участников конференции. Ребята, если у вас возникли вопросы, мы будем рады на них ответить.

– Что такое этилированный бензин?

– В нашем городе есть компрессорная станция КС-1. Поясните, пожалуйста, чем занимаются компрессорные станции?

– Почему во многих учебниках написано, что метан, этан – это газы без запаха; а газ, который применяется в быту, обладает сильным неприятным запахом?

– Что означают марки бензина, например: А-76, АИ-92, АИ-96 и др. ?

– На каком топливе работают самолёты?

– Каковы особенности нефти Ноябрьского региона?

Уважаемые специалисты! Благодарим вас за интересные выступления, и за то что, несмотря на вашу занятость, вы смогли приехать к нам. Большое вам спасибо за ваш труд.

Ребята, вам всё было понятно? Проверьте, пожалуйста, ваш конспект, оцените его, оценку поставьте в тетради. Ученикам раздаётся лист «Примерный конспект урока». Учащиеся сравнивают свой конспект с образцом и выставляют оценку.

IV. Закрепление. Проверим, всё ли мы усвоили?

Воспроизводящая беседа. Отвечаем на вопросы:

– Нефть это вещество, или смесь веществ?

– Какие вещества входят в её состав?

– Чем отличаются по составу попутный и природный нефтяные газы?

– Какой газ природный или попутный имеет больше возможностей для нефтехимии?

– Перегонка это физический или химический процесс? На каком свойстве веществ основана перегонка?

– Крекинг это физический или химический процесс?

– Какой бензин более качественный:

бензин, полученный прямой перегонкой, термическим или каталитическим крекингом?

– Как вы понимаете слова Д. И. Менделеева «Нефть – не топливо, топить можно и ассигнациями»?

– Послушайте сказку и отгадайте загадку.

«Однажды пентан пошёл в сауну попариться. Сауна, конечно, была химическая, поэтому там было довольно жарко, около 100 градусов. В сауне работал банщиком Хлорид Алюминия, который за долгие годы пребывания в жаре так высох, что его прозвали Безводным. Увидел он Пентана и набросился на него. И стал его крутить – ломать, приговаривая: «Какой скелет у тебя весь скрюченный. Ничего, сейчас выпрямим!» И так он старался скелет пентановый выпрямить, что от усердия оторвал метильную группу и атом водорода, стал он на место прилаживать, да всё перепутал: вместо метильной группы водород прилепил, а метильную группу на место водорода пристроил. Глянул на себя пентан и заплакал горючими слезами: «Был пентан, а стал …». В этой сказке 10 строк. Попробуйте сократить её до одной строки. К какому типу относятся такие реакции? И, наконец, главный вопрос: «Почему нефть считают черным золотом?»

V. Проверка усвоения нового материала. Тест,самопроверка.

VI. Подведение итогов урока. Объявление оценок.

На нашей конференции присутствовали корреспонденты газеты «Кругозор», которые хотели бы взять у вас интервью, предоставим им несколько минут.

1. Хотелось бы узнать ваше мнение о конференции.

2. Как вы думаете, конференция достигла поставленных целей?

3. Что нового вы узнали о нефти и газе?

4. Ребята, есть ли среди вас дети нефтяников?

5. Кто из вас собирается стать нефтяником?

6. Ребята, а вы знаете, какое месторождение было первым в Ноябрьском регионе?

Заключительное слово учителя. Благодарю всех участников конференции за плодотворную работу и желаю дальнейших успехов в изучении органической химии, надеюсь, что после этого урока вы будете с большим уважением относиться к нефтяникам, химии и к химикам; которые смогли создать так много полезных и нужных для нашей жизни веществ, материалов, продуктов, сегодня без многих из них нам трудно обойтись, мы настолько к ним привыкли, кажется, они были всегда, но ведь это создали химики! (Некоторые из них представлены на выставке).

VII. Лотерея. А сейчас небольшой сюрприз – лотерея. Призы для лотереи нам любезно предоставили наши спонсоры объединения «Чёрное золото». Получите призы!

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1. Бердоносов С. С. , Менделеева Е. А. Особенности содержания и методики преподавания некоторых избранных тем курса химии 8-9 классов. Лекция № 8. М. :Педагогический университет «Первое сентября», 2006.

2. Гаврилов В. П. Чёрное золото планеты. М. : Недра, 1990.

3. Алексеев Б. В. Химия нефти. М. : Недра, 2002.

4. Блохина О. Г. Я иду на урок химии: Книга для учителя. –М. : Издательство «Олимп»; Издательство «Первое сентября», 1997.

5. Кузьменок Н. М. и др. Экология на уроках химии. – Мн. : Изд. ООО «Красикопринт», 1996.

Метки: Химия