Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Химия
  • Урок по химии в 10-м классе по теме "Химические свойства спиртов и их применение"

Урок по химии в 10-м классе по теме "Химические свойства спиртов и их применение"

Урок по химии в 10-м классе по теме "Химические свойства спиртов и их применение"

Цель урока Ознакомить обучающихся с химическими свойствами спиртов и их применением. Развивать логическое мышление в результате сравнения свойств спиртов с их строением. Воспитывать у ребят интерес к знаниям об органических веществах

Задачи урока: Рассмотреть химические свойства спиртов. Охарактеризовать физиологическое действие спиртов на организм человека. Обобщить и систематизировать знания по теме «Спирты».

Развивать мышление обучающихся через активизацию представлений о взаимосвязи строения веществ с их свойствами.

Формирование интереса к знаниям о химических соединениях, участвующих в превращениях в живом организме. Развитие мотивации к познавательной деятельности; согласование педагогического процесса с психологическими и возрастными особенностями учащихся.

Методы и методические приемы – практический (опыты), наглядный, словесный, работа с учебником, видеометод

Тип урока – Комбинированный урок.

Вид урока – урок-лекция с элементами контроля знаний.

Оборудование и реактивы для учителя – глицерин, этанол, гидроксид меди (II), спиртовка, оксид меди (II).

Литература для обучающихся

1. Аликберова Л. Ю. Занимательная химия: Книга для учащихся, Учителей и родителей. – М. : АСТ-ПРЕСС, 2. Артеменко А. И. Удивительный мир органической химии. – М. : Высшая школа, 2004

3. Левицкий М. М. Увлекательная химия. Просто о сложном, забавно о серьезном. – М. : АСТ: Астрель, 2008. – 448 с.

Литература для учителя

1. Артеменко А. И. Органическая химия. – М. : Высшая школа, 1999.

2. Ким К. "Органическая химия". Новосибирск, 2000.

3. Левитина Т. П. Справочник по органической химии: Учебное пособие. – СПб: «Паритет», 2002. – 448с.

4. Габриелян О. С. , Остроумов И. Г. Химия. 10 класс: Настольная книга учителя. – М. : Дрофа, 2004. – 480 с.

1999. – 560 с.

5. Фримантл М. Химия в действии. В 2-х ч. Ч. 2: Пер. с англ. – М. : Мир, 1998. – 620 с.

Ход урока

I. Организационный момент

Объявление цели и плана работы на урок, актуализация изучаемого материала, раздача дежурным учеником материалов, проверка готовности к уроку, отметка отсутствующих.

II. Проверка домашнего задания:

1. Фронтальный опрос – разминка.

– Назвать функциональную группу.

– Общие формулы спиртов.

– Виды изомерии.

– Межклассовые изомеры спиртов.

– Какие атомы связывает водородная связь?

– Каким суффиксом указывают принадлежность к данному классу соединений?

– Назовите класс алкоголятов.

– Перечислите макроэлементы.

– На каком уровне организации начинаются различия между живой и неживой природой?

– Назовите класс вещества, характерных для состава живых организмов.

– Перечислите органические вещества.

– Рациональное название этанола …

– Название пропилового спирта по номенклатуре ИЮПАК …

– Тривиальное название этанола …

– Ядовитый двухатомный спирт.

– Сладкий трехатомный спирт.

2. Демонстрация и озвучивание домашнего творческого мини-проекта: «Изобразить из подручных материалов модели: этана, этена, этина, этанола. Определите цель и задачи по реализации проекта, защитите».

3. Опыт. Даны 3 флакона со следующими веществами: водой, этанолом, глицерином. Определить при помощи органолептической оценки местонахождение каждого вещества, промаркировать пробирки.

4. Творческое задание. «Найти из имеющихся источников и выписать основные химические свойства одноатомных спиртов и продукты реакции».

5. Тестирование: работа № 32. А. Строение, изомерия и номенклатура спиртов (приложение 1). Выполняют все учащиеся.

Физкультминутка.

III. Объяснение новой темы

1. Демонстрация опытов (приложение 2):

а) Качественная реакция на многоатомные спирты с записью уравнений реакции.

б) Горение C2H5OH с акцентированием внимания на свойства «ЛВЖ».

в) Окисление первичных спиртов до карбонильных соединений.

2. Беседа о физиологическом действии спиртов, сущности процесса алкогольного опьянения, алкоголизме, его последствиях и предупреждении (приложение 3).

3. Демонстрация диска «органическая химия» с комментариями (приложение 4).

IV. Закрепление нового материала

1. Выполнение упражнения № 13а по учебнику на странице74. Работа над схемой № 7стр. 186 (приложение5).

2. Решение задачи № 14 стр. 74 (приложение 6).

3. Запись домашнего задания с комментариями по алгоритму решения:

а) обязательного: параграф № 9, упр. № 13б, № 14 (дорешать);

б) творческого: изготовление моделей многоатомных спиртов;

в) исследовательского: мини-проект или презентация на тему «Использование спиртов», «ЗОЖ и алкоголь». V. Рефлексия

Заполнение рефлексивных карточек (приложение 7).

приложение №1

Работа 32. А. Строение, изомерия и номенклатура спиртов.

1. Укажите вещество, выпадающее из общего ряда:

а) CH3−CH2−OH б) CH3−OH

в) HO−CH2−CH2−OH г) CH3−CH2−CH2−ОН

2. Соотнесите:

тип спирта формула

1) одноатомный а) CH3−CH2−CH2−ОН

ОН

2) двухатомный б) CH3−CH2−CH2−CH2−ОН

3) трёхатомный в) CH2−CH−CH2

│ │ │

ОН ОН ОН

3. Соотнесите:

тип спирта формула

1) предельный а) CH≡C−CH2−ОН

2) непредельный б) C6H5−CH2−CH2−OH

3) ароматический в) CH3−ОН

4. Общая формула гомологического ряда предельных одноатомных спиртов:

а) CnH2n – 1OH б) CnH2n + 1OH

в) CnH2n – 3OH г) CnH2nOH

5. Число изомерных спиртов состава С4Н10О (без оптических изомеров) равно:

а) двум б) трём в) четырём г) пяти

Напишите их формулы и назовите вещества.

приложение №2

Демонстрация опытов

а) Качественная реакция на многоатомные спирты

Реактивы: NaOH; CuSO4; глицерин.

Качественной реакцией на многоатомные спирты является их взаимо-

действие со свежеполученным осадком гидроксида меди, который

растворяется с образованием ярко-синего раствора.

2 NaOH + CuSO4 → Na2SO4 + Cu(OH)2

CH2OHCHOHCH2OH + Cu(OH)2 → глицерат меди + 2 H2O

б) Горение C2H5OH с акцентированием внимания на свойства «ЛВЖ».

Реактивы и материалы: Кристаллический KMnO4; конц. H2SO4;

C2H5OH; вата, песок.

Немного кристаллического KMnO4 помещаем в термостойкую

посуду, капаем 2-3 капли конц. H2SO4, затем подносим к окисли–

тельной смеси ватку, смоченную в спирте. Вата вспыхивает.

в) Окисление первичных спиртов до карбонильных соединений.

1. Окисление CuO

Реактивы и материалы: медная проволока, спиртовка, лучина, песок,

спички.

Медную проволоку, свернутую в спираль, прокалить в пламени

спиртовки, остудить, поместить в пробирку с C2H5OH. Черный налет

исчезает и появляется запах уксусного альдегида.

2. Качественная реакция на первичные спирты

Реактивы и материалы: 1 мл. 5% бихромата калия K2Cr2O7;

4 мл. 15% H2SO4; C2H5OH.

Налить в пробирку 1 мл. 5% бихромата калия K2Cr2O7 и

4 мл. 15% H2SO4, добавить 3 капли C2H5OH. Через некоторое время

Цвет из оранжевого превратиться в зеленый.

Приложение №3

Беседа о физиологическом действии спиртов, сущности процесса алкогольного опьянения, алкоголизме, его последствиях и предупреждении.

Этиловый спирт известен человечеству с древности. Приготавливать спирты люди умели ещё за 4 тысячи лет до нашей эры. Их действующее начало – этиловый спирт – получалось брожением сахаристых веществ. В виноградном соке содержится глюкоза, придающая ягодам сладкий вкус.

По действием микроорганизмов происходит процесс, называемый брожением:

C6H12O6 → 2 C2H5OH + 2CO2

Слово алкоголь впервые применил для названия этилового спирта средневековый врач и естествоиспытатель Парацельс. Синтетическим путем этиловый спирт впервые получил в 1828 г. Майкл Фарадей, используя взаимодействие этилена с водой в присутствии серной кислоты.

При горении этилового спирта выделяется большое количество теплоты. Это вещество рассматривается как альтернативное бензину экологически чистое топливо для двигателей внутреннего сгорания.

C2H5OH +3O2 → 2CO2↑ +3H2O

Этиловый спирт – основа ликероводочного производства. Для пищевых целей используется спирт, полученный брожением сахаристых веществ. Мы поднимаем бокалы за здоровье, однако многие потребляют гораздо больше спиртного, чем это допустимо с медицинской точки зрения. Согласно последним данным 40 г. чистого алкоголя – это доза, которую не следует превышать даже взрослому мужчине. Женщинам следует ограничиться 20г.

При злоупотреблении алкоголем более других органов страдает печень, так как именно она отвечает за расщепление этанола. Спиртным вызвано более половины случаев воспаления поджелудочной железы (панкреатит). Спирт раздражает слизистую желудка и способен повредить её. Постоянное употребление алкоголя ведет к нарушениям обмена в организме почти всех витаминов и тем самым к их дефициту и ослаблению иммунитета.

Этиловый спирт является наркотиком. Он дополнительно возбуждает систему мозгового ствола, отвечающего за наше самочувствие и эмоции. Наступает привыкание, и человек всё чаще нуждается в стимуляции этой системы извне, тем самым еще больше повреждая её. Получается замкнутый круг. Полагая, что он контролирует ситуацию, пьющий человек подвергает риску своё здоровье, психику, наследственность и даже социальное положение.

Помимо того, что сам этиловый спирт оказывает вредное действие на внутренние органы, токсичны продукты его химических превращений в организме, в первую очередь – уксусный альдегид.

Этиловый спирт обладает выраженными дезинфицирующими свойствами, поэтому его широко применяют в медицине. Кроме того, для приготовления настоев используется высокая растворяющая способность этанола.

Приложение 4

Демонстрация диска

Диск: образовательная коллекция «Органическая химия»; поставляется в рамках федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды», выбран Министерством образования для поставки в 3 тысячелетие школ России.

Демонстрация раздела «спирты»:

4 №2 Общая характеристика реакционных способностей

№3 Четыре типа реакции

5 №2 Взаимодействие с металлами

№4 Реакции этерификации

№15 Дегидратация: внутримолекулярная и межмолекулярная

№23 Окисление спиртов до кислот и кетонов

7 Ссылка: строение многоатомных спиртов

Опыт: Получение диэтилового эфира из спирта

Приложение 5

Задание на закрепление материала №13 (стр. 74)

Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

А) этилен → этанол → этаналь

Решение:

  1. Так как тема новая , можно пользоваться справочным материалом (текст параграфа, конспект или схема на стр. 186 «Химические свойства предельных одноатомных спиртов»).
  2. Запишем генетическую цепочку в виде химических формул

CH2=CH2 а→ C2H5OH б→ CH3COH

Запишем уравнения реакций.

а) CH2=CH2 + H2O → C2H5OH, катализатором является H3PO4 и проводится при повышенном давлении и температуре. Реакция гидратации.

б) C2H5OH → CH3COH + H2, катализатором этой реакции является медь; реакция проводится при повышенной температуре. Реакция окислительного дегидрирования.

Приложение №6

Алгоритм решения задач на вывод химической формулы органического кислородосодержащего вещества

Задача №14 стр. 74.

При взаимодействии 3 г. предельного одноатомного спирта с необходимым количеством натрия выделилось 0,56 л (н. у. ) водорода. Выведете формулу спирта.

  1. Составим уравнение химической реакции:

3 г. 0,56 л.

2CnH2n+1OH + 2Na → 2CnH2n+1O Na + H2

2×(14n +18) 22,4 л.

× 56 г.

  1. CnH2n+1OH → CnH2n + H2O

(14n +18) n 14 n

22,4 л = 8,96 × 2(14n +18);

×= 0,8(14n +18)

14n× = 56(14n +18); 14n * 0,8(14n +18) = 56* (14n +18)

11,2n = 56; n = 5;

C5H11OH

Изомеры: 2 – метилбутанол – 1;

3 – метилбутанол – 1;

2 – метилбутанол – 2;

Пентанол – 2;

пентанол – 3;

3 – метилбутанол – 1.

Приложение 7

Рефлексивная карточка

(мониторинг урока).

Дата _______Класс ________Урок__________

Постарайтесь вспомнить, что было пройдено на уроке. Ответьте на поставленные вопросы.

Тема урока:____________________________________________________________

Какая цель стояла перед тобой на уроке____________________________________

С какими предметами и темами была связана тема сегодняшнего урока

Что тебе понравилось на уроке? ___________________________________Спасибо за работу!

Е. Е. Остроумова, МОУ СОШ № 33, г. Энгельс, Саратовская область

Метки: Химия