Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

  • Библиотека
  • Химия
  • Диагностика уровня развития основных мыслительных операций школьников на уроках химии

Диагностика уровня развития основных мыслительных операций школьников на уроках химии

Диагностика уровня развития основных мыслительных операций школьников на уроках химии

Динамическое развитие научно-технического потенциала общества, нарастание объема информации в системе предметного знания сопряжены с быстрым обесцениванием многих представлений и практических умений, приобретенных в процессе обучения. В этих условиях начинает обнаруживаться недостаточная эффективность традиционной модели информационного обучения, где критерии усвоения учебного материала – способность воспроизвести его в той или иной форме, в которой он предъявлялся учителем ( заучивание наизусть понятий, правил, законов, примеров их практическ4ого использования и способов решения типовых задач). Жесткий автоматизм приобретаемых навыков стал обнаруживать себя как «барьер прошлого опыта», «неспособность к переносу», «ригидность мышления» и т. д. возникла необходимость переориентации учебного процесса на методы, стимулирующие самостоятельность и не шаблонность мышления обучающихся.

Среди различн6ых форм активизации учебного процесса центральное место принадлежит проблемному обучению, цель которого «научить мыслить ученика». Усвоение научной информации в рамках такого вида обучения хотя и обеспечивает ее большую подвижность, но не всегда гарантирует необходимую гибкость складывающихся у ученика предметных представлений, готовность распознать нестандартную ситуацию. Дело в том, что «проблемность в обучении представлена в большей степени на начальных этапах усвоения нового материала и в меньшей – на этапе практического применения полученных знаний.

В этой связи значительные перспективы открывает широкое использование в практике обучения методов развития мышления. Названные методы возникли и сформировались как диагностические процедуры для оценки уровня сформированности основных мыслительных операций, таких как сравнение, обобщение, выделение существенных признаков, аналогия, классификация, абстрагирование, конкретизация. Наиболее часто используются следующие типы заданий:

1. Классификация. В заданиях данного типа требуется распределить данный набор объектов (слов, символов, формул и т. д. ) на группы, классы. Особое внимание уделяется умению выбирать обоснование для классификации и построить иерархическую систему.

Примеры заданий на классификацию и близкие им по психологическому содержанию задачи.

1. Даны: Ca(OH)2, NaOH, HClO, Mg(OH)2. Ba(OH)2,H2SO4, H2CO3, KOH, H2SO3, K2O, CaO, HClO2, Ag2O, CO2, HNO3, P2O5, CO.

Разделить указанные вещества на группы: а) на две группы, б) на три группы, в) на четыре группы.

2. Какую очередность определений вы предложите для описания ZnO?

Оксид, солеобразующий оксид, сложное вещество, вещество, амфотерный оксид.

2. Исключение лишнего. Из предложенного набора объектов требуется исключить «лишний», т. е. не образующий с остальными однородную группу.

Пример: В предложенных рядах исключите «лишнее» вещество, т. е. такое, которое не образует с остальными однородную группу.

a) H2SO4, H2CO3, HCl, H2SO, HClO

б) KOH, NaOH, Mg(OH)2, Zn(OH)2, Ba(OH)2

в) KOH, NaOH, Ca(OH)2, Mg(OH)2, Ba(OH)2

г) K2O, CaO, Ag2O, CO2, MgO

д) CsOH, KOH, HClO, Mg(OH)2, NaOH

е) MnO, CrO3, TiO2, CO2, Mn2O7

3. Установление сходства. Нужно сделать обобщающее определение предъявленного набора объектов.

4. Конкретизация понятия. Из предъявленного набора объектов требуется выбрать те, которые включают необходимые и существенные признаки данного понятия.

Пример задания на установление сходства, аналогии, конкретизации понятия.

1). Вставьте пропущенное слово:

К2О (оксид) СО2

Са(ОН)2 … Н3РО4

2). Вставьте пропущенную формулу:

a) Са – СаО – Са(ОН)2

S – SO2 – ?

б) K2O – CaO – MgO

CaO – ? – N2O3

в) MgO – Al2O3 – CO2

MnO – Mn2O7 – CrO – ?

г) CaO – N2O5 – SO3

Ca(OH)2 -? – H2SO4

3). Какие свойства обязательно присущи кислоте: сложное вещество, кислый вкус, жидкость, цветное вещество, центральный элемент – неметалл, взаимодействует с металлами, взаимодействует с основаниями.

5. Поиск закономерности. Испытуемый должен выявить принцип, который позволил бы систематизировать набор объектов. Обычно вопросы, обращенные к испытуемому, формулируются так: продолжите ряд, расположите объекты в правильной последовательности.

6. Установление аналогии. Необходимо установить сходство, подобие в отношениях между разными объектами.

7. Логические умозаключения. Требуется определить истинность или ложность суждения, полученного на основе двух или нескольких правильных посылок.

Примеры заданий на логические умозаключения:

1). Все соли – твердые вещества. хлорид натрия – соль. Следовательно, хлорид натрия – твердое вещество.

2). Все соли – твердые вещества. вещество Х – твердое. Следовательно, вещество Х – соль.

3). Все оксиды – сложные вещества. вещество Х – сложное. Следовательно, вещество Х – оксид.

4). Кислотные оксиды обычно оксиды неметаллов. Следовательно, оксид неметалла – всегда кислотный оксид.

5). Основные оксиды обычно оксиды металлов. Следовательно, оксид металла всегда будет основным.

6). Кислоты реагируют с металлом. Вещество Х – кислота. Следовательно, вещество Х реагирует с металлом.

Примеры заданий на преодоление ригидности мышления.

За одну минуту подберите вещества, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

а) CuCl2 + … = AgCl + …

б) K2CO3 + … = CaCO3 + …

в) CuCl2 + … = MgCl2 + …

Перечисленные способы развития мышления могут быть применены в конкретных предметных областях (физика, биология, география) для создания практически неограниченного числа заданий, с помощью которых можно контролировать глубину усвоения учебного материал, целенаправленно формировать и тренировать логическое мышление учащихся.

Нестандартность тестирующих форм создает благоприятный эмоциональный фон на уроке, поддерживает установку на активное добывание знаний.

Приведенные примеры демонстрируют возможности активизации учебного процесса с помощью заданий тестового типа. Эти задания следует рассматривать не как противостоящие традиционным методам контроля знаний, а как дополнение к ним, вносящие элемент проблемности, эвристичности в процесс обучения. Приобретаемые при этом навыки логического мышления составляют необходимый фундамент зрелости мышления.

Пользуясь описанными приемами, можно самостоятельно составлять наборы заданий на любые темы. При этом важно избегать узконаправленности и перегруженности заданий случайным материалом, для чего рекомендуется предварительно сформулировать учебные цели и соотнести их с основными разделами изучаемой темы.

Для реализации самых общих учебных целей рекомендую: а) знание терминологии, б) знание принципов и законов, в) применение законов на практике, г) ориентировка в нестандартных ситуациях.

При создании наборов заданий по теме желательно стремиться охватить по возможности все ее разделы с учетом основных учебных целей. Очень полезно привлекать к этой работе обучающихся.

Л. К. Исаева, ФГБОУ кадетская школа "Вторая Донская Императора Николая II кадетская школа", г. Ростов-на-Дону

Метки: Химия