Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Урок – игра по теме: «Первоначальные химические понятия»

Урок – игра по теме: «Первоначальные химические понятия»

Цель:

Образовательные:

 Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме: «Первоначальные химические понятия»

Развивающая:

 Развитие познавательных способностей, внимания, умения использовать изученный материал;

 Развитие коммуникативных умений;

 Формирование работать в группе.

Воспитательная:

 Воспитание культуры общения учащихся, внимания, инициативы

Методы и методические приемы: частично – поисковый, наглядный

Оборудование:

 Таблица «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева»;

 Мультимедийная презентация.

Форма проведения: игра с элементами телепередачи «Своя игра»

Ход урока

1. Вступительное слово.

Сегодняшний урок мне хотелось бы начать со стихов, они принадлежат замечательному русскому ученому М. В. Ломоносову, человеку поистине энциклопедических знаний. Он сделал немало открытий не только в химии, физике, но и в астрономии, литературе, риторике.

В земное недро ты, Химия,

Проникни взора остротой,

И что содержит в нём Россия,

Драги сокровища открой.

Поистине сокровищами являются те знания, которые получает (накапливает) каждый человек в своей жизни. Вот сегодня нам предстоит с вами проверить те знания, которые вы получили при изучении темы «Первоначальные химические понятия».

2. Правила игры

В игре принимают участие 3 команды. Игра проводится в два раунда. Команды по очереди выбирают тему и вопрос, стоимость каждого приведена в таблицах. Вопрос зачитывает учитель. На обдумывание – 5 – 10 с. При правильном ответе команда получает баллы в соответствии со стоимостью вопроса. Если команда, выбравшая вопрос, не ответила, то отвечает та команда, в которой первыми подняли руку. Учитывают все баллы, заработанные командами. Если ни одна из команд не ответила на вопрос, то ответ зачитывают. Каждый раунд заканчивается после ответа на все вопросы.

Первой начинает игру та, команда, которая правильно вычислит значение относительных молекулярных масс следующих веществ: H2SO4, HCl, NaOH

I раунд

химические понятия

10

20

30

40

50

знакомые незнакомцы

10

20

30

40

50

явления в химии

10

20

30

40

50

Номинация «Химические понятия»

10 Наука о веществах (химия)

20 Из чего состоят тела (из веществ)

30 Признаки, по которым вещества отличаются друг от друга (свойства)

40 Состоят из атомов разного вида (сложные вещества)

50 Определенный вид атомов (химический элемент)

Номинация «Знакомые незнакомцы»

10 Какой элемент является лесом (бор)

20 Элемент, вызывающий лихорадку (золото)

30 Из какого элемента был сделан стойкий солдатик из сказки Г. Х. Андерсена (олово)

40 Дезинфектор ран (йод)

50 Необходим в составе костей скелета (кальций)

Номинация «Явления в химии»

10 Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом. (физическое явление)

20 Мой костер в тумане светит:

Искры гаснут на ветру……. . (химическое явление)

30 Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят……(физическое явление)

40 Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет. (физическое явление)

50 Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой. (физическое явление)

3. Подведение итогов I раунда.

II раунд

химические величины

10

20

30

40

50

самые, самые

10

20

30

40

50

обо всем понемногу

10

20

30

40

50

Номинация «Химические величины»

10 Масса молекулы (молекулярная масса)

20 Количества вещества (моль)

30 Масса 1 моля (молярная масса)

40 Число Авогадро (6,02 1023)

50 Отношение массы элемента к молекулярной массе вещества (массовая доля)

Номинация «Самые, самые»

10 Самое распространенное вещество на Земле (вода)

20 Самый легкий элемент (водород)

30 Самый распространённый элемент на Земле (кислород)

40 Самый тугоплавкий металл (вольфрам)

50 Самый смертельный газ, встречаемый в обиходе (угарный газ)

Номинация «Обо всем понемногу»

10 Число, которое пишется перед формулой (коэффициент)

20 Как по другому называется химический знак (химический символ)

30 Условная запись вещества (химическая формула)

40 Известный русский химик, создавший закон сохранения массы веществ (М. В. Ломоносов)

50 Какой газ в переводе с латинского языка означает «безжизненный» (азот)

4. Подведение итогов

5. Заключительное слово

Вот и подошла к концу наша игра. И как в любой игре есть победители и побежденные. И не важно, что кому – то сегодня больше повезло. Главное, что во время игры царила атмосфера доброты и взаимоподдержки, где вы смогли проявить свои знания и получили хорошие результаты. Спасибо всем!

М. В. Вабищевич, МБОУ СОШ № 4, г. Шахт

Метки: Химия