Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Урок по теме: «Химические реакции»

Урок по теме: «Химические реакции»

Цель:

Образовательные:

Ø Обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся о химических реакциях и их классификациях;

Ø Продолжить формирования умений записывать уравнения реакций и расставлять коэффициенты, указывать их типы, делать выводы и обобщения

Развивающая:

Ø Развивать речевые навыки, способности к анализу, мышления, внимания;

Ø Развивать умения использовать изученный материал для познания нового;

Ø Формирование работать в группе.

Воспитательная:

ØВоспитание самостоятельности, сотрудничества

Методы и методические приемы: словесный, наглядный, практический

Оборудование:

ØСпиртовка, цинк, соляная кислота, перманганат калия, оксид натрия, вода, штатив, лучина, вата, хлорид бария, сульфат натрия, пробирки, фенолфталеин.

ØРабочий лист учащегося

ØМультимедийная презентация.

Форма работы: групповая, фронтальная

Тип урока: изучения нового материала

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

Сегодняшний урок мне хотелось бы начать со стихотворения

Без химии ты глух и нем,

И шагу не шагнешь порою,

Не вырастишь хороший хлеб

Дом хороший не построишь.

Химию любить и не лениться –

Значит, понятно будет все:

Почему коптит порою примус,

И на морозе сушится белье

Жизнь вокруг себя узнаешь.

Разрешишь любой серьёзный спор.

Без огня в дороге яйца сваришь

И без спичек разведешь костер

Действительно химия – наука сложная и трудная, но не для нас с вами. Нам уже многое известно и понятно. И прежде чем приступить к изучению темы нашего сегодняшнего урока, я попрошу вас ответить на следующие вопросы: (Учащимся задаются вопросы, на которые ни отвечают)

1) Как называются изменения, происходящие в природе?

2) Какие бывают явления?

3) Как, по – другому, называются химические явления?

4) Какие признаки химических реакций вам известны?

5) Каковы условия возникновения и протекания реакций вы знаете?

Учитель благодарит учащихся за ответы

3. Изучение нового материала

Учитель: Действительно, ребята, наша жизнь невозможна без химических реакций. В окружающем мире протекает огромное число реакций.

А как вы думаете, что такое реакция?

Учащиеся высказывают свои мнения

Учитель: В переводе с латинского языка реакция означает «противодействие», «отпор», «ответное действие».

И чтобы нам ориентироваться, в огромном царстве химических реакций необходимо знать типы реакций. В этом нам сможет помочь один прием, который применяется в любой науке и позволяет разделить множество объектов, сходных по общим признакам, на группы. Этот прием классификации.

Следовательно, темой нашего урока будет «Классификация химических реакций»

Сегодня каждый из вас узнает, какие типы реакций существуют и по каким признакам их классифицируют, а также научимся определять эти типы

Мы с вами определили, что реакция в переводе с латинского языка означает «ответное действие». А что же, по вашему мнению, означает словосочетание «химическая реакция», то есть если говорить другими словами, то дайте определение: Что такое химическая реакция?

Учащиеся дают определения химической реакции

Учитель: Молодцы.

Действительно, химическая реакция – это изменение веществ, при котором разрываются старые и образуются новые химические связи между частицами, из которых состоят вещества.

Запишите это определения в рабочие листы

Учащиеся записывают определение

Учитель: А теперь, ребята, назовите типы реакций, которые вам известны?

Учащиеся называют типы реакций (соединения, разложения, обмена, замения)

Учитель: Молодцы, все реакции, что вы назвали, относятся к типу по числу и составу исходных и образовавшихся веществ

Отметьте этот тип у себя в рабочих листах

Учащиеся заполняют рабочий лист

Учитель: А теперь давайте проведем с вами небольшую лабораторную работу

У вас на столах стоят лотки с реактивами и инструкции по выполнению опытов. Перед тем, как перейти к их выполнению, давайте повторим правила ТБ

Учащиеся повторяют правила ТБ.

Учитель: Молодцы, а теперь приступайте к выполнению лабораторной работе. На выполнение их вам дается 3 минуту. Каждая группа записывает результаты своего опыта в таблицу. После выполнения опытов представитель каждой группы выходит, рассказывает, что они делали, записывает уравнение реакции на доске и дает определение типу реакции

Учащиеся выполняют лабораторную работу, записывают результаты в рабочий лист и комментируют их. Затем заполняется общая таблицу «Классификация химических реакций»

Учитель: Ребята, а может кто-то из вас знает еще какие – либо типы химических реакций?

Учащиеся называют реакции окислительно-восстановительные, гетерогенные, экзотермические, эндотермические, каталические, обратимые

Учитель: Молодцы. Второй тип по тепловому эффекту, третий тип – по изменению степеней окисления элементов, образующих реагенты и продукты, четвертый тип – по фазе, пятый – по использованию катализатора, шестой – по направлению

Учащиеся записывают определение этих типов реакции и подтверждают примерами (рабочий лист).

4. Закрепление.

Учитель: Мы с вами познакомились со всеми типами химических реакций, которые существуют в неорганической химии. И для, того, чтобы мы их не забыли, я предлагаю вам выполнить упражнения

Учащиеся выполняют задания предложенные учителем (Рабочий лист)

5. Итог урока.

Молодцы, вы неплохо поработали сегодня не плохо.

6. Домашнее задание

У Владимира Маяковского есть такая философская мысль, если звезды зажигаются в небе, значит это кому – нибудь нужно. Если химики изучают классификацию химических реакций, то, следовательно, это кому–то нужно. И поэтому я хочу предложить вам написать небольшой реферат, в котором на примерах можно показать значение всех типов реакций в реальной жизни.

7. Рефлексия.

Вот подошел наш урок к концу, и мне бы хотелось узнать ваше впечатление о нем, что вам понравилось, что нет, что вы узнали, чему научились. Для этого я предлагаю вам закончить утверждения

Мне понравился урок потому что……. .

Мне не понравился урок потому что…………………. .

Я узнал (а) на нем…………………………………………

Я научился (ась) на нем………………………………….

Мне бы очень хотелось, чтобы…………………. .

Учитель: Спасибо вам, ребята за работу, наш урок окончен, сдайте, пожалуйста, ваши рабочие листы

РАБОЧИЙ ЛИСТ УЧАЩЕГОСЯ

1. Запишите определение

Химическая реакция – это …

Заполните таблицу

Типы химических реакций

Примеры

I тип

II тип

III

IV

V

VI

2. Лабораторная работа «Типы химических реакций»

Опыт 1 (группа 1)

Возьмите немного оксида натрия, насыпьте его в стакан, затем добавьте немного воды и капните в него 1 – 2 капли фенолфталеина. Результаты занесите в таблицу

Опыт 2 (группа 2)

Возьмите гранулу цинка, положите ее в пробирку, затем добавьте 1 – 2 мл соляной кислоты. Результаты занесите в таблицу.

Опыт 3 (группа 3)

Возьмите сухую пробирку, насыпьте в неё немного перманганата калия. У отверстия положите кусочек ваты и закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой, конец, которой опустите в стакан. Закрепите в пробирку в штативе и нагрейте её. Через несколько секунд опустите тлеющую лучины в стакан. Результаты занесите в таблицу

Опыт 4 (группа 4)

Налейте в пробирку 1 – 2 мл хлорида бария, добавьте к нему 1 – 2 мл сульфата натрия. Результаты занесите в таблицу

Названия исходных веществ

Условия реакции

Признаки реакции

Уравнения реакции

Тип реакций

3. Выполните упражнения

  1. Дано уравнение реакции получения оксида азота (II) N2 + O2 ↔ 2NO – Q

Дайте характеристику реакции по всем изученным вами классификационным признакам

N2 + O2 ↔ 2NO – Q – это …

Соотнесите

А) разложения, гетерогенная

А1) 2Al + 3H2SO4 → Al2(SO4)3 + 3H2

Б) соединения, гомогенная.

Б1) H2SO4+ BaCl2→ BaSO4 + HCl + Q

В) обмена, экзотермическая

В1) 2H2 + O2 → 2H2 O

Г) замещения, окислительно-восстановительная

Г1)2 NaOH → Na2 O + H2 O

Ответ:

  1. Приведите примеры образования оксида меди (II) в результате реакции

Øсоединения ______________________________________________

Øразложения ______________________________________________

  1. Расставьте коэффициенты в следующих схемах реакции, определите, к какому типу они относятся

1. Al + O2 → Al2 O3 – _________________________________________________;

2. CaO + HCl → CaCl2 + H2O – __________________________________________;

3. NaHCO3 → Na2CO3 + CO2 + H2O – _______________________________________;

4. Mg + H2SO4 → MgSO4 + H2 – ____________________________________________;

  1. к какому типу химической реакции относится образование углекислого газа в результате:

1. взаимодействие угля с оксидом меди; 2. прокаливание известняка;

3. сжигания угля; 4. горение угарного газа

  1. По каким внешним признакам можно судить, что произошла химическая реакция следующих пар веществ

1. FeCl3 + NaOH → _____________________________________________________________;

2. Na2CO3 + HCl → ____________________________________________________________ ;

3. Fe + CuSO4 → _______________________________________________________________;

4. Ca(HCO3)2 → _______________________________________________________________ ;

Напишите, какие вещества образуются, расставьте коэффициенты и укажите, к какому типу реакций относится каждая из них.

  1. Приведите по два примера реакций соединения, которые сопровождаются окислением – восстановлением, участвующих веществ

4. Закончите предложения

  1. Мне понравился урок потому что …
  2. Мне не понравился урок потому что…
  3. Я узнал (а) на нем …
  4. Я научился (ась) на нем …
  5. Мне бы очень хотелось, чтобы …

М. В. Вабищевич, МБОУ СОШ № 4, г. Шахты

Метки: Химия