Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]ru

Разработка урока-зачёта по теме: «Углеводороды»

Разработка урока-зачёта по теме: «Углеводороды»

1. Особенности зачётной системы в вечерней школе

Вечерняя школа всегда акцентировала своё внимание на разнообразных формах и эффективных методах учебной деятельности, стимулирующих познавательную активность учащихся, создающих ситуацию успеха, повышающих личностную самооценку. Введённая в учёбный процесс зачётная система учёта знаний не только расширила возможность проведения индивидуальной работы с учащимися, но и явилась одним из действенных средств систематизации и углубления изучаемого материала.

Одной из главных причин, обусловивших успешное использование зачётной системы, явилась её ориентация на определённый контингент наших учащихся. Он, как и раньше, является весьма пёстрым по возрастному и социальному составу, до сих пор характеризуется известной неустойчивостью и нестабильной посещаемостью. Основную часть наших учащихся составляют ребята, по разным причинам оставившие дневную школу, техникум или колледж (14-16 лет). Они, как правило, отличаются низким уровнем успеваемости и слабой мотивацией к учебной деятельности. К этой же возрастной группе учеников относятся сироты и подростки из неблагополучных семей. Вновь за школьной партой оказались и «взрослые» (от 18 до 30 лет), многие из которых имеют работу и семью. Среди учащихся есть те, кто недавно отслужил армию, есть молодые мамы, которым по понятным причинам периодически приходится пропускать занятия. Тем не менее, чтобы в дальнейшем найти хорошую работу и устроиться в жизни, всем им необходимо учиться и получать знания.

Учителя с пониманием относятся к таким учащимся и стараются организовать их учебный процесс таким образом, чтобы они получили обязательный учебный минимум. А для этого надо постоянно думать:

1) как организовать занятия, чтобы была ясна цель изучения предмета;

2) как оборудовать каждое занятие, чтобы учащиеся ясно представляли объем предстоящего зачёта;

3) как добиться того, чтобы изучение предмета способствовало умственному развитию, содействовало логическому мышлению, тренировке памяти внимания.

4) как стимулировать учащихся к сознательному и систематическому дальнейшему обучению.

Но планировать стоит не только занятие, но и план проведения зачёта.

В нашей школе реализация зачётной системы проходит следующим образом:

– по всем учебным предметам программный материал делится на определённое число зачётных разделов;

– проверка знаний по каждому разделу осуществляется путём проведения зачёта в сочетании с текущим учётом знаний на уроках. Этому всегда предшествует целенаправленная подготовка учащихся на уроках, консультациях, в процессе самостоятельной домашней работы;

– зачёты проводятся в определённый день недели (как правило, в субботу) в специально отведённое время, предусмотренное учебным расписанием.

В зависимости от учебной нагрузки в расписании зачётов каждому преподавателю отведено определённое время на их проведение.

Зачётная система предполагает разбивку всего программного материала на определённое число разделов. Каждый зачётный раздел может включать одну или несколько тем курса, взаимосвязанных содержанием изучаемого в них материала.

Итог любого зачёта – обязательная оценка знаний ученика. В нашей школе (заочной формы обучения) выставляются только годовые оценки по всем предметам, которые определяются по результатам всех зачётов, предусмотренных учебным планом. Перевод учащегося в следующий класс и допуск к итоговой аттестации осуществляется решением педсовета школы.

2. Преимущество дифференцированного подхода к проведению урока-зачёта в вечерней школе

Учитывая все вышеперечисленные особенности учебного процесса вечерней школы, я пришла к выводу, что для наиболее эффективной реализации зачётной системы следует использовать дифференцированный подход. Его преимущества вижу в следующем:

дифференцированного подход

– предполагает разноуровневые самостоятельные работы, что открывает перед учащимися возможности выбора уровня сложности заданий в соответствии с их уровнем подготовки по данному зачётному разделу;

– способствует применению различных форм работы – индивидуальной, парной или групповой;

– позволяет использовать различные виды работ – выполнение заданий из карточек, упражнений из рабочей тетради, тесты, заполнение таблиц, поиск ответов на вопросы из учебника и других вспомогательных материалов:

– применим на всех этапах урока.

Таким образом, ученики даже на зачёте продолжают обучаться. У них отрабатывается умение связано и полно отвечать, отбирать материал, пользоваться планом ответа и наглядными пособиями. Кроме этого, этот подход помогает учителю решить вопрос проверки ЗУН учащихся с различным уровнем учебной подготовленности.

Работа по данной методике для меня как палочка-выручалочка. Расскажу более подробно, как в моей практике применяется дифференцированный подход в реализации зачётной системы в группах заочного обучения.

3. Применение дифференцированного подхода в разработке дидактических карточек

Так как зачётный раздел включает несколько тем курса химии, взаимосвязанных содержанием изучаемого в них материала, то я предлагаю учащимся проработать 4 дидактических карточки, которые направлены на знание обязательного минимума по зачётному разделу. Задания в карточках несут неодинаковую смысловую нагрузку (различие отмечено цветом), поэтому оцениваются по-разному. Задания, отмеченные зелёным цветом, включают базовый стандарт, поэтому при их выполнении учащиеся получают оценку “3”. Но так как большинство учащихся такая оценка не устраивает, они стремятся повысить свои результаты и с этой целью переходят ко второму уровню. Задания этого уровня отмечены синим цветом. Для их выполнения учащиеся могут воспользоваться записями в тетради, а также дополнительными источниками. При выполнении заданий II уровня учащиеся получают оценку «4». Но у них есть возможность получить более высокий балл -«5» , выполнив задание следующего уровня сложности. Оно предполагает решение задач. Из предложенного набора задач они могут выбрать любую, решить её и показать учителю. Выбор остаётся за ними!

4. Этапы урока-зачёта:

I. Подготовительный: в самом начале учебного года я сообщаю учащимся, в какие дни и по каким темам будут проходить зачёты, знакомлю их с планом зачёта, сообщаю им перечень работ, которые они должны выполнить. Перед зачётными днями проходят уроки-консультации, на которых учащиеся могут спросить у меня интересующие их вопросы, а также получить необходимый информационный материал. Воспользоваться таким материалом может любой ученик, который пропустил занятие. Он может взять его домой, изучить, восполнить пропущенное. На консультации ученикам предлагаются образцы решения упражнений по изучаемым темам, тренировочные здания, варианты тестов и решения расчётных и экспериментальных задач.

II. Организация работы на уроке-зачёте: на зачёте учащиеся получают карточки с разноуровневыми заданиями, позволяющими им самостоятельно выбирать задания по своим способностям, знаниям, умениям и интересам, а учителю осуществить контроль уровня знаний и сформированности понятий по данному зачётному разделу. Учащимся необходимо выполнить первые задания всех четырёх карточек (они отмечены зелёным цветом). Это обязательный минимум! Учащиеся, выполнившие работу раньше других, или выполняют задания 2 уровня (отмечены синим цветом), или решают задачу, или получают задание из рабочей тетради.

III. Оценочный: если у меня возникают вопросы при оценивании зачётных работ, я предлагаю ученикам сделать работу над ошибками в рабочей тетради и только после этого выставляю оценки. Результаты записываются в оценочных листах (см. Приложение). Основная цель создания оценочных листов – выделение способов проверки уровня учащихся при изучении конкретной темы. Сюда вносятся результаты диагностических проверочных работ, проводимых в ходе изучения темы.

Предлагаю методическую разработку дифференцированного зачёта по химии по теме: «Углеводороды» в 10 классе.

5. Методическая разработка дифференцированного урока-зачёта по теме «Углеводороды», 10 класс

Цель: выявить уровень знаний и умений учащихся по зачётному разделу

Задачи:

1. Развивать у учащихся познавательный интерес, самостоятельность мышления, осознанное отношение к предмету посредством выполнения зачётных заданий

2. Продолжить формирование общеучебных умений и навыков через планирование ответа, обобщение изученного материала, работу с учебником и другим вспомогательным материалом

3. Способствовать формированию у учащихся умений проверять и исправлять ошибки, проводить самоконтроль

4. Развивать у учащихся способность понимать текст заданий, умение рационально использовать учебное время

5. Воспитывать у учащихся уважительное отношение к одноклассникам, способствовать воспитанию взаимной ответственности и взаимопомощи

6. Создавать благоприятную эмоциональную обстановку на уроке, организовать положительный эмоциональный настрой учащихся, развивать их уверенность в возможности успешного выполнения зачётных заданий

В приведённой ниже организационной схеме урока-зачёта по теме «Углеводороды» определена цель каждого этапа (структурного компонента) урока с точки зрения формирования или развития определённых умений и навыков. Её нельзя путать с целью, которую должны ставить на уроке сами ученики. Цели ученика и учителя не всегда совпадают: учитель организует, руководит и управляет процессом обучения, ученик имеет целью обретать определённые знания и умения. Учителю необходимо организовать урок-зачёт таким образом, чтобы ученик сознательно мог поставить перед собой цель – выполнить зачётные задания карточек, по возможности справиться с решением расчётных задач. «Учебная ситуация на уроке должна быть такой, чтобы ученик мог самостоятельно в течение всего урока на каждом его этапе ставить перед собой конкретные цели. Нет цели – нет мотива к действию, нет мотива действовать – нет сознательного подхода к информации. Нет сознательного подхода к информации – нет понимания текста задания, а значит, ученик не сможет с ним справиться!»[1]

Организационная схема урока-зачёта по теме «Углеводороды»

Структурный компонент урока

Время,

мин.

Характеристика учебных действий

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Орг. момент

(Цель: мотивация к действиям на уроке)

1-5

Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку-зачёту.

Учитель объявляет тему зачёта, ставит перед учеником учебную задачу, рассказывает план урока– зачёта.

Ученик знакомится с учебной задачей, с планом урока-зачёта. Получение карточек с заданиями.

2. Самостоятель-ная работа (Цель: тренировать умение учащихся самостоятельно выполнять работу, проверить их уровень знаний и сформированности умений по зачётному разделу

25

Учитель наблюдает за прохождением зачёта, консультирует учащихся по возникшим у них вопросам.

Сочетание самостоятельной работы и своевременной

помощи учителя

Психологическая установка на самостоятельную работу: создаётся ситуация, в которой учащиеся чётко определяют круг своих действий, определяют для себя, как они будут выполнять предложенные учителем задания. Выполнение заданий карточек. Работа с учебником, тетрадями и другим вспомогательным материалом. Учащиеся работают индивидуально, выполняя разноуровневые задания, начиная с самого лёгкого.

3. Самопроверка (Цель: формировать у учащихся умения проверять и исправлять ошибки)

5

Учителем даётся установка на самопроверку учащихся.

Самопроверка зачётных заданий

Подведение итогов урока. Рефлексия

(Цель: формировать у учащихся умение строить алгоритм своих учебных действий при выполнений сам. работы, научить обобщать и делать выводы)

10

Обсуждение урока-зачёта. Учитель может задать учащимся следующие вопросы:

– Какое задание карточки вызвало наибольшее затруднение?

– Понравился ли такой вид зачётной системы и почему? Если нет, то почему?

Ученики восстанавливают алгоритм учебных действий при выполнении зачётных карточек, указывают способ их выполнения, таким образом они вспоминают, какие задания оказались для них трудными (рефлексия хода урока)

Учащиеся сдают тетради на проверку учителю.

6. Подведение итогов

Зачётную систему считаю самой эффективной формой проверки уровня ЗУН учащихся, а применение дифференцированного подхода «палочкой-выручалочкой» любого учителя-вечерника. Данный подход позволяет педагогу осуществить дифференцированный контроль сформированности необходимых умений, а учащимся – самоконтроль и самооценку знаний. Главное, что учащийся не боится зачёта: он знает, что для него действует система свобода выбора задания согласно его способностям и интересам, что только от него зависит, какую оценку он получит на зачёте, а для этого необходимо готовиться самостоятельно и серьезно, прежде всего, надеяться на свои силы, знания и ответственно относиться к работе.

7. Приложение

Дидактические карточки по разделу «Углеводороды»

Карточка №1

Изомерия и номенклатура углеводородов.

1. Основоположником теории строения органических соединений является …………………

2. Вещества, имеющие один и тот же состав молекул, но различное химическое строение и обладающие поэтому разными свойствами называются ……………

3. Назовите углеводороды: С2Н2; С6Н6; С5Н10; С4Н10; С2Н4;

4. Назовите органические вещества по их структурным формулам:

а) СН2 = СН‒СН=СН2;

б) СН3‒СН2‒СН2‒СН2‒СН3;

в) СН3 ‒ СС‒СН3;

г) СН3 ‒ СН=СН2;

Карточка №2

Химические свойства и получение углеводородов

1. Составьте уравнения реакций:

а) получения этана реакцией Вюрца;

б) горения бензола;

в) гидролиза карбида кальция;

г) гидрирования этилена;

2. Составьте уравнения следующих реакций:

а) СН2 = СН2 + Н2О →…;

б) С2Н6 + Сl2 → …;

в) С2Н2+ Н2 → …;

г) С6Н6 +Br2 → …;

Карточка №3

Значение углеводородов

1. Какие природные источники углеводородов вы знаете?

2. Какими преимуществами обладает природный газ перед другими видами топлива?

3. Почему проблема добычи и переработки газа имеет особое значение в современной политике России?

4. Какие перспективы развития газовой отрасли вы видите?

Карточка №4

Правила безопасного использования углеводородов

1. Что надо сделать при обнаружении запаха газа в квартире?

2. Что нельзя делать при обнаружении запаха газа в квартире?

3. Что необходимо сделать перед тем, как включить газовую колонку?

4. Кто должен следить за состоянием газовых приборов в жилых помещениях?

5. Что недопустимо делать на газовых объектах?

Карточка № 5

Решение расчётных задач

1. Вычислите объём метана количеством вещества 0,3 моль

2. Составьте уравнение реакции горения метана и определите:

а) количество вещества кислорода, который потребуется для сжигания 5 моль метана;

б) объём углекислого газа, образовавшегося при сгорании 6 л метана.

4. При сжигании 1, 95 г вещества образовалось 6,6 г оксида углерода (IV) и 1,35 г воды, плотность паров по водороду равна 39. Найти молекулярную формулу вещества.

5. Найти химическую формулу газообразного вещества, в состав которого входит 80 % углерода, 20 % водорода, плотность паров по водороду равна 15.

6. Сколько по объёму образуется оксида углерода (IV) при сжигании 5 м3 этана, содержащего 5 % примесей?

7. Какая масса бензола потребуется для получения нитробензола массой 246 г, если массовая доля выхода составляет 92 % от теоретического?

8. Какой объём оксида углерода (IV) образуется при взаимодействии ацетилена объёмом 6 л и кислорода объёмом 18 л?

В. С. Якушкина, ГБОУ НПО ПУ № 83, г. Зарайск, Московская область



[1] Антонова Е. С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход: учебное пособие/ Е. С. Антонова. – М. : КНОРУС, 2007.

Метки: Химия