Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

  • Библиотека
  • Химия
  • «Методическая разработка урока по химии в 11 классе в контексте подготовки к ЕГЭ»

«Методическая разработка урока по химии в 11 классе в контексте подготовки к ЕГЭ»

«Методическая разработка урока по химии в 11 классе в контексте подготовки к ЕГЭ»

Тема урока «Гидролиз».

Предварительный комментарий.

Почему я выбрала именно эту тему урока?

1. Считаю ее очень важной для знакомства учащихся с процессами происходящими в окружающем мире – и в природе, и в деятельности человека.

2. Эта тема дает хороший материал для развития ключевых компетентностей учащихся в рамках проекта «Наша новая школа».

3. Эта тема всегда затронута в ЕГЭ и, будучи недобросовестно отработанной, вызывает затруднения у учащихся.

Как видите, будучи школьным учителем, а не репетитором, я не ставлю натаскивание по теме «Гидролиз» в целях сдачи ЕГЭ на первое место и стараюсь на всех ступенях изучения химии создать атмосферу открытия нового в окружающем мире, шага вперед, ненасильственной работы мысли. Думаю, что чистая подготовка к ЕГЭ не может быть оправданна, даже если бы весь класс сдавал ЕГЭ по химии. Не секрет, что сейчас не очень многие учащиеся, исходя из конъюнктуры, выбирают этот предмет, даже если любят его.

Я намеренно не ограничила тематику урока в старшей школе гидролизом солей, хотя, если проанализировать задания этой темы в ЕГЭ всех лет, можно прийти к выводу, что если готовить учащихся к ЕГЭ, то именно по гидролизу солей.

«Сущность процесса гидролиза. Гидролиз солей. Урок 1»

Тип урока Проблемный обучающий семинар.

Следует отметить, что тема изучается не на пустом месте– в 9-м классе в рамках анализа процессов , протекающих с электролитами в растворах, невозможно не коснуться темы гидролиза, хотя, учитывая загруженность программы 9-го класса, даже опытный учитель не сможет остановиться на этой теме.

В 11-м классе предоставляется возможность рассмотреть тему подробнее, минимум на 2-х уроках, с последующим закрепление при выполнении итоговых тестов.

Цель урока: формирование у старшеклассников понятия о значимости процессов гидролиза, сущности этого процесса, и включенности требований объема знаний по этой теме в ЕГЭ текущих лет (прогнозируя, учитывая временные возможности урока, задания по гидролизу в ЕГЭ будущего.

Задачи урока:

1. Расширить и углубить понятия об окружающем мире на основе опорных теоретических и практических знаний.

2. Развивающие задачи: формирование ключевых компетенций учащихся: умения наблюдать, сравнивать, логически рассуждать, видеть причинно-следственные связи, классифицировать, делать выводы, подводить итог.

3. Установить связь теоретических основ гидролиза с его практическим значением.

Оборудование:

  1. Реактивы: растворы различных солей( можно, по– возможности, растворы готовить прямо по ходу урока ): карбонат натрия, хлорид алюминия. хлорид натрия, индикаторы– лакмус, фенолфталеин.
  2. Раздаточный материал: таблицы «Сильные и слабые электролиты», «Степень электролитической диссоциации».
  3. Компьютерный терминал, дискета с презентацией о практическом значении гидролиза.
  4. (Интерактивная доска).

I. Постановка проблемы. Актуализация знаний. Главное для учителя– не спешить объяснять самому– использовать коллективную память и опыт изучения предмета учащимися.

II. Гидролиз солей. Анализ вариантов заданий в контексте ЕГЭ.

III. Компьютерная презентация «Гидролиз в промышленности»

IV. Подведение итогов урока. Рефлексия.

V. Разноуровневое домашнее задание.

Ход урока:

  1. Постановка проблемы с помощью химического эксперимента (лабораторный опыт). Вопреки ожидаемому, растворы солей повели себя по-разному. Нейтральной реакция среды оказалась только в растворе поваренной соли.

Учащиеся отвечают, вспомнив органическую химию, что идет процесс взаимодействия растворенного вещества и воды – гидролиз. Нарушается ионное равновесие воды.

Учитель ставит новую проблему: в чем сущность этого процесса? Как он протекает? Почему тема «Гидролиз» включена в до предела упрощенную школьную программу?

Учащиеся быстро ответят на последний вопрос: видимо, этот процесс важен как в природных явлениях, так и в деятельности человека.

О значении гидролиза в природе учитель может рассказать сам или предложить продемонстрировать презентацию подготовившемуся заранее учащемуся.

Это должно быть краткое, но яркое сообщение о значении процесса гидролиза в живом организме под действием ферментов, о роли гидролиза в поддержании реакции крови, о почвенном гидролизе.

  1. Основная часть урока посвящается анализу КИМов ЕГЭ. В первую очередь – заданий по гидролизу солей. В целях экономии времени необходимо использовать возможности ИКТ.

Привлекаются опорные знания – электролитическая диссоциация, сильные и слабые электролиты, степень электролитической диссоциации.

Задание 1. Нейтральную среду имеет водный раствор:

А)NaNО3

Б) (NH4)2SO4

B) FeSO4

Г) CH3COONH4

При выполнении первого задания рассматриваем ионные уравнения гидролиза, делаем выводы о реакции среды-4 случая. В дальнейшем выполняем задания в контексте лимита времени ЕГЭ и ионные уравнения задаем на дом.

Внимание! Думающие учащиеся могут отрицать обязательность нейтральной среды в растворе соли, образованной сильным основанием и сильной кислотой– NaNO3, а также в растворе ацетата аммония, где гидролиз идет до конца, так как для этого нужно полное равенство силы электролитов. На самом деле такое равенство имеет место только для случая (Г).

Допускаем, что при выполнении заданий ЕГЭ эта тонкость не учитывается . Реакцию среды в растворе нитрата натрия и ацетата аммония считаем нейтральной.

Ответ: А Г

Задание 2.

Кислая среда будет в растворе:

А)ацетата натрия

Б)хлорида алюминия

В)фосфата натрия

Г)нитрата серебра

Выполнение задания занимает больше времени, если не перевести названия в формулы.

Сравниваем силы кислот и оснований, делаем выводы.

Ответ:Б иГ.

Задание3.

Установите соответствие между формулой соли и средой ее водного раствора:

1)HCOOK A)нейтральная

2)KMnO4 Б)щелочная

3)MnCl2 В)кислотная

4)Na2SO3

Сложность ответа в том, что о силе марганцевой кислоты учащиеся или не знают, или забывают, кроме того, муравьиная кислота, хотя и сильная, но уступает гидроксиду калия, следовательно, наличие справочной таблицы с данными по степени диссоциации электролитов необходимо.

Ответ: Б А В Б

Задание 4.

Установите соответствие между солью и реакцией среды в ее водном растворе:

А) нитрат бария А)кислая

Б)хлорид железа(III) Б) нейтральная

В)сульфат аммония В) щелочная

Г) ацетат калия

Переводим названия в формулы.

Сравниваем силы кислот и оснований, делаем выводы.

Ответ:Б А А В

Задание 5.

Указать окраску лакмуса в растворах солей:

А) ZnSO4 1)фиолетовый

Б)RbNO3 2)красный

В)KF 3)синий

Г)Na2HPO4

Для выполнения этого задания требуются твердые знания окраски индикаторов в различных средах.

Ответ: 2 1 3 3

Задание 6.

Установите соответствие между составом соли и типом ее гидролиза

1)CrCl2 A)по катиону

2)Cu(NO3)2 Б) по аниону

3) K3PO4 В) по катиону и аниону

4)Na2S

Для выполнения этого задания устанавливаем связь:

Соли слабых оснований и сильных кислот гидролизуются по катиону.

Соли сильных оснований и слабых кислот – по аниону.

Соли слабых кислот и слабых оснований – по катиону и аниону.

Ответ :А А Б Б

Задание 7

Установите соответствие между названием соли и уравнением ее гидролиза по I ступени:

Здесь можно подчеркнуть, что гидролиз – процесс обратимый и, как правило, ступенчатый. По школьной программе рассматривается только первая ступень.

1)CuSO4 А) CH3COO- +H2O =CH3COOH +OH-

2)K2CO3 Б) NH4+ + H2O = NH3 – H2O +H+

3)CH3COONa B) Cu2+ + H2O = CuOH+ + H+

4)(NH4)2SO4 Г)CO32- + H2O == HCO3 - + OH-

Д) Cu2+ + 2H2O = Cu(OH)2 + 2H+

Такой «плохой» вопрос, к сожалению, встречается в ЕГЭ.

Можно правильно ответить и не зная сути гидролиза. Кроме того, для (1) подходят ответы и В, и Д,

Но, учитывая ориентацию на первую ступень, нужно выбрать В.

Опыт показывает, что временной лимит урока почти исчерпан.

Теперь время подвести итог – что учащиеся вспомнили и что узнали о гидролизе, выделяя требования подготовки в контексте ЕГЭ.

Вопросы ЕГЭ о гидролизе в органической химии (сложные эфиры, жиры, омыление эфиров и жиров, углеводы, белки) разумнее перенести на 2-й урок.

В оставшиеся минуты с целью предупреждения утомляемости желательно посмотреть подготовленную учащимися презентацию о гидролизной промышленности.

Здание на дом.

Разноуровневое

1. Для всех учащихся: написать ионные и молекулярные уравнения гидролиза для заданий, рассмотренных на уроке.

2. II ступень: решить задачу « на гидролиз»:

«При полном гидролизе образца карбида кальция массой 1,8 кг образовалось 560л газообразного вещества (н. у. ). Каково % содержание примесей в карбиде кальция? (напишите ответ с точностью до целых) .

Анализ решения этой задачи на следующем уроке расширит тему гидролиза – напомнит учащимся, что гидролизу подвергаются еще и карбиды, нитриды, гидриды, фосфиды, силициды (по школьной программе этот вопрос рассматривается только фрагментарно).

3. III ступень: так как процесс гидролиза часто ступенчатый, предложите способы смещения гидролиза, опираясь на знания принципа смещения химического равновесия (принцип Ле-Шателье).

Этот вопрос также будет рассмотрен на 2-м уроке по теме «Гидролиз».

АНАЛИЗ ПРОВЕДЕННОГО ЗАНЯТИЯ.

1. Можно сделать вывод, что поставленные цели были достигнуты. Следующий урок показал, что учащиеся справились с обязательным заданием. Часть учащихся решили задачу и предложили реальные способы смещения равновесия гидролиза.

2. Однако уровень усвоения темы, конечно, нельзя считать одинаковым у всех:

объем материала и лимит времени потребовал хорошего темпа урока,

а среди наших старшеклассников, занимающихся в обычной школе по универсальному учебному плану, есть немало «гуманитариев», с трудом выдерживающих такой темп.

Материал урока требует твердых знаний теории электролитической диссоциации. А это одна из самых трудных тем школьной химии.

3. В концепции занятия я не хотела бы ничего менять. Считаю ее верной.

Очевидно, что эффективность работы на уроке была бы больше, если бы перспектива сдачи ЕГЭ по химии была бы обязательна для всех учащихся, т. к. изучение химии требует настойчивости и трудолюбия.

Т. В. Горохова, МОУ "КСОШ № 55", г. п. Красково, Люберецкий район, Московская область

Метки: Химия