Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Урок «Путешествие в страну Неорганику»

Урок «Путешествие в страну Неорганику»

Цели:

Образовательные: Обобщить знания учащихся по неорганической химии, проверить степень усвоения материала, закрепить навыки составления химических уравнений. Расширить и углубить знания учащихся к химии, показать разнообразие использования химических знаний на практике.

Развивающие: Стимулировать познавательную активность ребят, развивать интерес к предмету, смекалку, эрудицию , умение быстро и чётко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать, применять свои знания на практике, совершенствовать экспериментальные умения учащихся.

Воспитательные: Воспитывать чувство сопричастности к общему делу, умение работать коллективно, воспитание познавательной активности как личностного качества.

Тип урока: урок обобщения, систематизации и закрепления знаний, умений и навыков.

Форма организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная ( общеклассная), урок-путешествие.

Сюжет игры – форма интеллектуальной деятельности. Игры, связанные

с химией, свидетельствуют о серьезной потребности в умственных упражнениях, в самопроверке своего интеллекта. Игра содействует сплочению коллектива, имет познавательное значение, активизирует общественную деятельность учащихся, обеспечивает мыслительную активность участников игры, создаёт условия для детского творчества, соответствует принципу: "Как можно меньше зрителей, как можно больше действующих лиц".

Метод обучения: репродуктивный.

Оборудование: Na, NaOH , HCl, H2O, KМnO4 , H2SO4 , KNO3, Cu, AgNO3,

Na2SO4 , BaCl2, C2H5OH, NH3 , HCl,

спиртовка, платок, простоквашница, пробирки.

Материалы для урока в стихотворной форме были взяты частично из журнала «Химия в школе».

Путешествие в страну «Неорганику».

Этот урок был мною проведён в 9 классе в рамках Дня Открытых Дверей нашей школы. На нем присутствовали гости из других школ. Также данный урок можно провести в конце изучения раздела неорганической химии.

Оформление на доске: Химия – реакции, пробирки.

Химия – поэма вещества.

Химия – пусть на одежде дырки –

Познаёт основы существа.

Девиз нашего урока: «Мощь и сила науки – во множестве фактов, цель – в обобщении этого множества». (Д. И. Менделеев)

У дверей стоит кассир и всем гостям предлагает химпутёвки. Цена химпутёвки: назвать любое неорганическое вещество и его формулу, реакции или прибор для проведения опыта. (химпутёвки отпечатаны.

Вступительное слово учителя:

Наше химическое бюро предлагает сегодня посетить по химпутёвке, которую вы приобрели ,страну «Неорганику». С особенностями этой прекрасной страны мы знакомились на протяжении 8 и 9 классов. И сегодня у нас есть уникальная возможность посетить «Неорганику» за вполне умеренную «плату». Но, чтобы отправиться в любое путешествие, необходим багаж. Мы не будем брать с собой чемоданы с одеждой и косметикой, мы возьмём с собой знания, которые получили на уроках химии. Для этого сейчас повторим основные понятия и законы химии.

(Фронтальная беседа по основным разделам неорганической химии).

Итак, места заняты согласно купленным билетам. Каждый поедет на таком транспорте, который ему по душе и на который хватит вашей фан тазии : на самолёте, на поезде, на корабле, на автомобиле, на велосипеде, на самокате, а может кто – то предпочитает пешком. (В цену химпутёвки входит всё). В добрый путь!

Музыкальное сопровождение. (Объявление остановок).

1 остановка. Таможня.

Встречают 2 таможенника.

1 таможенник: Чтобы попасть на территорию страны «Неорганики» необходим досмотр ваших знаний по правилам техники безопасности, иначе въезд запрещён.

2 таможенник: Мы будем зачитывать правила, а вы подтверждаете или опровергаете их.

1т: Если хочется в пробирке всё скорей перемешать,

То закрой пробирку пальцем и сильнее потряси.

Если пальцев станет меньше – не грусти и не рыдай,

Ну и что , что стало девять? Девять всё-таки не семь!

( ответы учащихся)

2т: Если вдруг ты на спиртовке нагревать чего-то хочешь,

Смело действуй, направляй свою пробирку на соседа.

Если выброс из пробирки вдруг нечаянно случится,

Пусть сосед идёт лечиться, главное, что ты здоров!

( ответы учащихся)

1т: Вы спиртовку от спиртовки зажигайте очень смело,

Ведь фитиль у вас хороший, пламя яркое столбом.

И не страшно, если брюки вспыхнут быстро, незаметно,

Но зато соседка ваша не пойдёт уж больше стричься –

Ёрш волос на голове ей напомнит об огне!

( ответы учащихся)

2т: Ну а если хочешь что-то ты в штативе закрепить,

Зажимай пробирку в лапке и не бойся, если треснет

И осколки острым краем вдруг вопьютя прямо в глаз,

Пара глаз – ведь это роскошь, как Кутузов –

Одноглазый ты теперь и навсегда!

(ответы учащихся)

1т: Если хочешь ты понюхать незнакомый порошок,

То немедленно всем носом зарывайся ты в него.

Полчаса прилежно нюхай, а потом свои полноса

Доставай и так живи. Главное вот так понюхать

Сможешь ты ещё разок!

( ответы учащихся)

2т: Если есть в пробирке жидкость неизвестная тебе,

То её ты смело пробуй, кисло – значит кислота,

Горько – это ,значит, щёлочь или яд какой другой.

Ну и что, что эта проба для тебя последней будет,

Зато жил ты как герой!

( ответы учащихся)

1т: Если вас застал учитель за любимым делом вашим:

Потихоньку что– то слили, иль приборы вы разбили,

Иль ещё какой пустяк,

Объяси ему, что это ваш сюрприз к его уроку,

Что без химии любимой вы не можете никак!

( ответе учащихся)

2т: Ну что ж , проверку вы успешно прошли. Таможня даёт добро!

Счастливого путешествия по нашей великолепной стране!

Музыкальное сопровождение.

2 остановка. Станция Периодическая.

Начальник станции: Проверим, проверим, что вы знаете о нашей стране.

Душой за химию болея, создал таблицу …(Менделеев).

Наша станция небольшая, в ней проживает всего 114 жителей-элементов. У каждого есть свой дом. Список жителей всегда на виду (показывает на таблицу Менделеева).

Дома– клеточки образуют вертикальные и горизонтальные ряды, какие? (период и группа). По номеру дома можно многое узнать о его жителе. Например:

Он бежит по проводам,

Он бывает тут итам,

Свет зажёг, нагрел утюг,

Он наш верный, лучший друг,

Если в атом он попал,

То , считай совсем пропал:

Он с утра и до утра носится вокруг ядра.

(Электрон. Количество электронов равно порядковому номеру элемента).

Зарядом я похвастать не могу,

А потому сижу в ядре и ни гу-гу.

А то подумают : шпион,

А я нейтральный, я – (нейтрон).

(Количество нейтронов равно: относительная атомная масса минус порядковый номер элемента. )

Очень положительный

С массою внушительной,

А таких, как он, отряд создаёт в ядре заряд.

Лучший друг его нейтрон.

Догадались? Он – (протон)

( Количество протонов равно порядковому номеру элемента и количеству электронов).

Молодцы! Счастливого путешествия по нашей стране.

Музыкальное сопровождение.

3 остановка. Станция «Практическая».

Начальник станции: Я очень рад, что вы посетили нашу страну, и со своими помощниками покажем, что мы умеем и на что способны.

Опыт 1. В простоквашницу с водой и с добавленным в неё фенолфталеином кидаем кусочек натрия.

Кусочек натрия пинцетом взят,

Отметьте, что условия обычны.

Опустим в воду – тут же результат:

Пошла реакция, она экзотермична.

Вмиг из воды наш щелочной металл

Газ водород активно вытесняет,

А тот, ликуя, что свободным стал

Шипит и натрий по воде гоняет.

Кружит металл, как шаловливый пёс,

Как будто за хвостом своим гоняясь,

Потерю электронов перенёс,

С гидроксогруппой в щёлочь превращаясь.

( На доске учащиеся записывают уравнение реакции.

2 Na + 2HOH = 2 NaOH + H2 ↑ + Q )

Опыт 2. Гидроксид натрия, подкрашенный фенолфталеином с соляной кислотой.

Есть реакция такая,

Не сказать, чтбы простая:

Только было здесь вино –

Стало вдруг водой оно. NaOH + HCl = NaCl + H2O

Опыт 3 . Сульфат натрия с хлоридом бария.

Вот так дело, вот процесс!

До чего дошёл прогресс!

Быстро жидкости сливая,

Молоко я получаю.

Na2SO4 + BaCl2 = 2NaCl + BaSO4 ↓

Опыт 4. Несгораемый платок.

Платок смачивается в воде , а затем в спирте и поджигается.

Вот платок , какое диво !

Посмотрите, как красиво!

Поместили его в спирт, а платок и не горит!

C2H5OH + 3O2 = 2CO2 +3 H2O

Опыт 5. Дым без огня.

Хоть и говорят в народе, что дыма без огня не бывает, а у нас в «Неорганике» всё возможно.

( 2 стакана, в 1 – капля аммиака, во 2 – капля конц. соляной кислоты ).

NH3 + HCl = NH4Cl

Опыт 6. Серебрение медных монет.

Из медных монет мы можем получить серебряные, несите свои денежки, не стесняйтесь.

Cu + 2AgNO3 = Cu(NO3)2 + 2Ag

Опыт 7. Зажигание костра без спичек. А ещё , только взмахнув рукой, мы можем зажечь костёр.

( В фарфоровой чашке или на кафельной плитке в центре положить кашицу из перманганата калия и концентрированной серной кислоты, вокруг кашицы, не касаясь смеси , поместить сухие стружки так, чтобы при появлении пламени они легко могли загореться. Между пальцами поместить ватку, смоченную спиртом, капнуть на смесь).

2KМnO4 + H2SO4 = Mn2O7 + K2SO4 + H2O

6Mn2O7 + 5C2H6O + 12H2SO4 = 12MnSO4 + 10CO2 + 27H2O

Опыт 8. Выжигание бумаги. Аещё мы можем рисовать без карандаша и вырезать без ножниц.

( На плотном белом листе бумаги нарисовать рисунок сплошной линией насыщенным раствором нитрата калия ( для этого в 20 мл. воды растворить 30 г. соли, всыпая соль небольшими порциями при нагревании). Коснуться концом горящей лучинки.

2KNO3 = 2KNO2 + O2

Учитель: Загостились уж мы, пора и честь знать, надо бы домой отправляться.

Музыкальное сопровождение.

Таможня.

1т. : Мы мзду не берём, но чтобы домой возвратиться , немного надо потрудиться.

2т. : Ответьте на несколько вопросов и спокойно выезжайте из нашей страны.

1. Что такое «царская водка»?

(смесь азотной и соляной кислот в соотношении 1:3)

2. Какой элемент образует и очень твёрдое и очень мягкое вещество?

(углерод: алмаз и графит)

3. Как называют вещества , изменяющие свою окраску в зависимости от среды?

(индикаторы)

4. Каким элементом богата морская капуста – ламинария?

(йод)

5. Сплав, из которого сделаны и Медный всадник, и Царь – колокол, и Царь – пушка ?

(бронза)

6. Металл, который по мнению химиков, зарождался и накапливался на Земле под влиянием планеты Марс?

(железо)

1т. : Ну что ж , вы имеете достаточно сведений о нашей стране, но это далеко не всё, поэтому сейчас :«Счастливого пути и приезжайте к нам ещё!»

Музыкальное сопровождение.

Учитель: Вот и закончилось наше путешествие , но наше химагенство надеется, что вы ещё не один раз воспользуетесь нашими услугами и вместе с нами посетите бескрайние просторы Химии. Всего вам доброго, до новых встреч и ( на доске прикреплен лист бумаги с написанныма раствором хлорида железа(III) словами «Спасибо за внимание» , брызгаем раствором жёлтой кровяной соли, слова проявляются).

Спасибо за внимание!

Н. А. Антышева, МКОУ СОШ с УИОП пгт Нагорск, Кировская область

Метки: Химия