Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Урок информатики на тему: "Алгоритм", 6-1 класс

Урок информатики на тему: "Алгоритм", 6-1 класс

Цели урока: Познакомить учащихся с понятием алгоритм и его свойствами.

Задачи урока:

  • образовательная: Сформировать представление у учащихся о понятии алгоритма, выделить его свойства. Рассмотреть понятие исполнителя и системы команд исполнителя;
  • развивающая: Формирование приемов логического мышления, развитие познавательного интереса к предмету;
  • воспитательная: Воспитание аккуратности, точности. Формирование у учащихся целостных представлений о картине мира

Тип урока:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемое оборудование:

Персональный компьютер (рабочее место учителя), компьютерный класс (рабочие места учащихся), мультимедиа проектор, экран, принтер

Педагогические технологии: компьютерные (информационные) технологии

Используемые ЦОР:

Расставьте команды в алгоритме для робота: http://files. school-collection. edu. ru/dlrstore/e5fdb511-4a83-4865-a2a8-90292a4dfcad/%5BNS-INF_3-01-01-02%5D_%5BIM_153%5D. swf

Исполнители алгоритмов: http://files. school-collection. edu. ru/dlrstore/58e9a0c3-11df-4c94-a5eb-b0a7b359ea35/9_32. swf

Откуда произошло слово Алгоритм: http://files. school-collection. edu. ru/dlrstore/88093ab9-6a3e-4bc6-8d5d-9b7434d8416b/9_31. swf

Свойства алгоритма http://files. school-collection. edu. ru/dlrstore/ef6533fd-06d1-4b38-9498-ac58430f845e/9_33. swf

Ветвление:http://files. school-collection. edu. ru/dlrstore/d49f2b6d-1862-449a-882c-2f3b712632e7/%5BNS-INF_4-01-01-02%5D_%5BIM_234%5D. swf

Краткое описание:

Вводный урок и разработанная презентация по теме "Алгоритм"направлены на пропедевтику курса "Алгоритмизация и программирование", способствует развитию познавательного интереса к предмету, воспитывает у учащихся ценностное отношение к информатике.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Вступительная беседа:Есть известное многим произведение Льюиса Кэррола «Алиса в стране чудес»:

«Алиса спрашивает у кролика:

Куда мне надо идти?

Мудрый кролик ей отвечает:

Все зависит от того, куда Вам надо прийти»

Эти слова имеют глубокий смысл. Зачастую мы не находим решения задачи или какой-нибудь проблемы из-за того, что не можем выстроить правильно последовательность своих действий. Умный человек знает: чтобы не попасть впросак и добиться желаемой цели, нужно заранее продумывать и планировать свои действия. А как это сделать?

Нужно составить план своих действий

2,3. Изучение и первичное закрепление нового материала. Детальный план действий – это и есть алгоритм. Вот мы и подошли к теме нашего урока, к понятию «Алгоритм». Слово алгоритм происходит от имени математика IX века Аль-Хорезми, который сформулировал правила арифметических действий над числами.

Откуда произошло слово Алгоритм: http://files. school-collection. edu. ru/dlrstore/88093ab9-6a3e-4bc6-8d5d-9b7434d8416b/9_31. swf

Определение: Описание последовательности действий, строгое исполнение которых приведёт к задуманному результату, называется алгоритмом.

Очень важно запомнить!

  1. Описание последовательности действий
  2. Строгое исполнение
  3. Задуманный результат
Алгоритмы полезно составлять, т. е. очень важно научиться мыслить алгоритмически. Алгоритмическое мышление поможет человеку научиться размышлять, анализировать, планировать свои действия, отчетливо увидеть шаги, ведущие к цели.

Алгоритмы окружают нас повсюду. Это и алгоритм приготовления блюда, и алгоритм пошива одежды, и инструкция по использованию стиральной машины или музыкального центра и т. д. Приведите свои примеры, где в вашей жизни вы встречаетесь с алгоритмами?

Задание №1: Расставь пропущенные команды в алгоритме для робота: http://files. school-collection. edu. ru/dlrstore/e5fdb511-4a83-4865-a2a8-90292a4dfcad/%5BNS-INF_3-01-01-02%5D_%5BIM_153%5D. swf

Задание №2: Посмотри мультфильм и расставь команды в алгоритме: Завари чай:

http://files. school-collection. edu. ru/dlrstore/854022c0-136c-4ca9-a2f6-a257f11080b7/%5BNS-INF_2-02-06-08%5D_%5BIM_101%5D. swf

Учащиеся приводят примеры.

Учащиеся выполняют задание на компьютере

Учащиеся выполняют задание на компьютере

Как вы считаете, любую ли последовательность действий можно считать алгоритмом?

Нет! Алгоритм должен удовлетворять ряду свойств. Каких же?

Рассмотрим примеры.

1) Как вы считаете, будет известное вам явление «круговорот воды в природе» алгоритмом?

2) Можно ли данную последовательность действий считать алгоритмом?

– Достать ключ

– Вставить его в замочную скважину

– Повернуть ключ 2 раза против часовой стрелки

– Вынуть ключ

– Открыть дверь.

3) В одной из русских народных сказок герою дается поручение «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». Можно ли этот набор действий считать алгоритмом?

Как вы думаете, кто может быть исполнителем алгоритмов?

Исполнители алгоритмов: http://files. school-collection. edu. ru/dlrstore/58e9a0c3-11df-4c94-a5eb-b0a7b359ea35/9_32. swf

Итак, исполнитель – это что-то или кто-то, способный выполнить действия, предписываемые алгоритмом.

Назовите исполнителей следующих видов работы:

а) приготовление торта;

б) пошив одежды;

в) ремонт обуви;

г) пломбирование зуба;

д) уборка мусора во дворе.

4. Физкультминутка (музыкальное сопровождение)

Как вы поняли, каждый алгоритм должен быть понятен исполнителю, поэтому алгоритм должен быть записан на понятном для исполнителя языке, и эта запись называется программой. Запишем:

Итак, мы выяснили, что такое алгоритм и его исполнитель.

Ребята, а сейчас мы немного поиграем:

Задание №3: Исполнитель умеет, заменять в слове ровно одну букву на любую другую, причем при замене должно получиться осмысленное слово. Составьте алгоритм для преобразования слова САД в слово КОТ.

Давайте теперь подумаем, какими свойствами обладает алгоритм. Свойства алгоритма: http://files. school-collection. edu. ru/dlrstore/ef6533fd-06d1-4b38-9498-ac58430f845e/9_33. swf

Дискретность – процесс решения задачи должен быт разбит на последовательность отдельных шагов.

Понятность. Алгоритм должен быть понятен исполнитель и исполнитель должен быть в состоянии выполнить его команды.

Определенность. Алгоритм не должен содержать команды, смысл которой может восприниматься неоднозначно.

Результативность. Процесс решения задачи должен прекратиться за конечное число шагов и при этом должен быть получен ответ задачи.

Массовость. По одному алгоритму можно решать однотипные задачи.

Задание №4:Помоги Красной Шапочке добраться до бабушки. Запиши на языке стрелок алгоритм движения Красной Шапочки.

Задание №5: Прочитай и подчеркни , что умеет делать робот:

Знают дети всего мира:

Робот, умная машина.

Может он решать задачи,

Может он стихи писать.

Может робот печь печенье,

И варить может варение,

Может делать он детали,

Может песни сочинять.

Нет

(Нет, т. к. отсутствует свойство конечности).

(Да, по определению)

(Нет, т. к. отсутствуют все свойства алгоритма).

технические устройства, человек, группа людей, дрессированные животные

повар-кондитер

швея

мастер по ремонту обуви стоматолог

уборщик территории

Программа – запись алгоритма на языке исполнителя.

Заменять в слове одну букву на другую, причем при замене должно получиться осмысленное слово. САД – САМ – СОМ – КОМ – КОТ

5. Подведение итогов урока:

Ответьте, пожалуйста, следующие вопросы:

– Что же такое алгоритм?

– Приведите примеры алгоритмов, с которыми вы сталкиваетесь в жизни.

А теперь попробуем ответить на вопрос: «Что означают слова: мыслить алгоритмически?»

Итак, ребята, сегодня на уроке, вы увидели, что для лучшего усвоения, запоминания материала, необходимо составлять алгоритм ее решения, т. к. алгоритмы:

1. Развивают четкость и ясность мышления.

2. Развивают внимательность, аккуратность

3. Способствуют формированию алгоритмического стиля мышления.

Домашнее задание: повторить изученный материал на уроке, подготовить алгоритмы , связанные с жизнью и деятельностью человека, его бытом, разгадать кроссворд

Молодцы! Спасибо за урок. До свидания.

Описание последовательности действий, строгое исполнение которых приведёт к задуманному результату, называется алгоритмом.

Учащиеся приводят примеры: переход через дорогу, решение некоторых задач по математике, бутерброд, учебный процесс с 1 по 11 класс. . .

Для решения любой задачи необходимо составить план ее решения, анализировать получаемые результаты, предусматривать различные варианты решения и т. д.

Е. В. Филюшина, ГБОУ СОШ № 339, Санкт-Петербург

Метки: Информатика