Уроки по циклам (программирование на Pascal, тематическое планирование ближе к Босовой Л. ). Урок №2 Статистические операции. Факториал. Степень. Практическая работа
Уроки по циклам (программирование на Pascal, тематическое планирование ближе к Босовой Л. ). Урок №2 Статистические операции. Факториал. Степень. Практическая работа
План 2-го урока:
1) Организационный момент (проверка домашнего задания – можно собрать карточки, …) (3 м)
2) Актуализация знаний обучающихся. (5-7 м)
3) Изучение нового материала. (12 м. )
4) Практическая работа. Задачи. (17 м)
5) Проверка работ учащихся. (3 м)
6) Информация о домашнем задании. (1 м)
7) Рефлексия. (2 м)
* можно рассмотреть материал (или не рассматривать) в зависимости от уровня подготовки класса или что нужно повторить больше.
Ход урока
I. Организационный момент (сообщение темы и постановка целей урока).
Надо найти средний балл по предмету, чтобы выставить оценку. Кто больше решил задач. У кого наименьшее время в забеге на 100 метров.
Вопрос: Что объединяет эти задачи?
Ответ: Объединяет нахождение операций для нескольких объектов. Эти операции: среднее значение, minи max.
Как вы думаете, что сегодня на уроке мы будем изучать?
II. Актуализация опорных знаний учащихся.
Устный опрос: (учащиеся отвечают устно или записывают на доске, набирают рейтинговые баллы).
1. Что такое цикл?
2. Какие циклы бывают?
3. Чем отличается цикл с условием от цикла с параметром?
4. Чем отличается цикл ПОКА от цикла ДО.
5. Как рассчитывается функция на интервале?
6. Как найти сумму последовательности или номер члена последовательности?
III. Ознакомление с новым материалом.
Среднее значение: sr=(x1+x2+…xn)/n
Min – наименьшее значение из nчисел
Max– наибольшее значение из nчисел
Факториал:n!=1*2*…n (используется в комбинаторике, читайте статью «Комбинаторные задачи»)
nk – n в степени k (в Паскале нет операции степень)
Задача 3: Найти средний балл по предмету.
program pr3;
var i,n,a,s,sr: real;
begin
readln(n);
for i:=1 to n do begin
readln(a);
s:=s+a;
end;
sr:=s/n; writeln(’ sr= ’,sr:5:2);
readln;
end.
Задача 4: Найти max из чисел.
program pr4;
var i,n,a,s,max: real;
begin
readln(n);
for i:=1 to n do begin
readln(a);
if i=1 then max:=a;
if a>max then max:=a;
end;
writeln(’ max= ’,max:5:2);
readln;
end.
Задача 5: Найти факториал числа n.
program pr5;
var i,n,p: integer;
begin
readln(n);
p:=1;
for i:=1 to n do
p:=p*i;
writeln(’ p= ’,p:5:2);
readln;
end.
Задача 6: Найти nk.
program pr6;
var i,n,a,s,sr: real;
begin
readln(n,k);
p:=1;
for i:=1 to k do
p:=p*n;
writeln(’ p= ’,p:5:2);
readln;
end.
Каковы особенности данных алгоритмов?
Задач решенных с помощью циклических алгоритмов множество. Решим задачи с её постановкой и моделью!
IV. Практическая работа учащихся за компьютером.
Учащиеся разбиваются на разноуровневые группы по два человека (на 2-ом уроке возможно разбивание учеников на группы «слабый+сильный», чтобы более слабые ученики освоили материал лучше). Учащимся предлагаются задания трех уровней сложности.
Уровень 1.
11. С клавиатуры вводятся N чисел. Составьте программу, которая определяет количество отрицательных, количество положительных и количество нулей среди введенных чисел. Значение N вводится с клавиатуры.
program pr11;
var i,n,k1,k2,k3:integer;
begin
writeln('ввести n');
readln(n);
for i:=1 to n do begin
readln(a);
if a>0 then k1:=k1+1;
if a if a=0 then k3:=k3+1;
end;
writeln(‘полож. – ’, k1, ‘ отриц. – ‘, k2, ‘ нулей – ‘, k3);
readln;
end.
Уровень 2.
(Этапы решения задачи можно расписать в тетради или на доске)
12. В сберкассу на трехпроцентный вклад положили S рублей. Какой станет сумма вклада через N лет?
program pr12;
var i,n:integer; s:real;
begin
writeln('ввести s,n');
readln(s,n);
for i:=1 to n do begin
s:=s*1. 03;
writeln(i:2,s:12:2);
end;
readln;
end.
V . Проверка работ учащихся.
Для проверки решений учащимся демонстрируются заранее приготовленные программы.
VI. Домашнее задание (выдаются карточки).
Даются пояснения к выполнению домашнего задания.
Уровень 1.
13. Составьте программу, которая вычисляет сумму квадратов чисел от 1 до введенного вами целого числа n.
…
readln(n);
fori:=1 tondo
s:=s+sqr(i);
writeln(s:6:2);
…
Уровень 2.
Задача 5а. Сочетания без повторений – комбинаторные соединения из n элементов по m, составленные из этих элементов и отличающиеся друг от друга только составом. По формуле p=m!/(m-n)!n! найдите число таких сочетаний.
…
readln(n,m);
p1:=1; p2:=1; p3:=1;
for i:=1 to n do
p1:=p1*i;
for i:=1 to m do
p2:=p2*i;
for i:=1 to m-n do
p3:=p3*i;
p:=p1/(p3*p2);
writeln(’ p= ’,p:5);
…
VII. Рефлексия (на выбор учителя).
Карточки с вопросом учителю.
Запишите, ребята, вопрос по данной теме, который вы бы задали на конкурсе своим противникам.
Цветограмма урока:
Кружок красного цвета | Кружок зеленого цвета | Кружок желтого цвета |
«Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке, я понимал все, о чем говорилось и делалось на уроке» | «Урок был интересным, я принимал в нем активное участие, урок был полезен для меня, я сумел выполнить ряд заданий, но все-таки я не все смог понять» | «Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, к ответам на уроке я был не готов» |
И. А. Курилов, МБОУ СОШ №9, г. Нерчинск, Забайкальский край
Метки: Информатика