Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Тема: Системы счисления. 8 класс

Тема: Системы счисления. 8 класс

Технологии: компьютер, мультимедийный проектор, графический планшет, презентация, раздаточный материал.

Аннотация: Урок повторение изученного материала по теме «Системы счисления». В ходе урока совершенствуются навыки перевода чисел в позиционных системах счисления.

Цель: развитие активности и алгоритмичности мышления.

Задачи:

  • совершенствовать навыки перевода чисел в позиционных системах счисления;
  • формировать умение учащихся работать самостоятельно и в парах;
  • формировать системно-информационный подход к анализу информации, общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией.

Ход урока

I. Организационный момент

– Здравствуйте, сегодня и всегда. Я очень рада приветствовать вас, дорогие ребята, и вас, дорогие гости, на нашем сегодняшнем уроке. Я хочу пожелать вам хорошего дня и отличного настроения! А чтобы настроение было хорошим, надо хотя бы улыбнуться друг другу. Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Спасибо. Присаживайтесь.

– Ребята, приготовьте тетради, ручки и карандаши. Дежурный, есть отсутствующие? Итак, приступим.

II. Постановка темы, целей урока

– Тема нашего сегодняшнего урока «Системы счисления».

Цель урока: : развитие активности и алгоритмичности мышления .

Задачи:

– совершенствовать навыки перевода чисел в позиционных системах счисления;

– формировать умение учащихся работать самостоятельно и в парах;

– формировать системно-информационный подход к анализу информации, общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией.

Сегодня мы повторим, обобщим и приведем в систему изученный материал. Ваша задача – показать свои знания и умения.

Итак, возьмите ручки, откройте тетради, запишите дату и тему урока «Системы счисления». Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова Пифагора «Все вещи – суть числа». Ребята, попробуйте объяснить, значение этого выражения.

Хорошо.

– Далее я предлагаю вам разгадать кроссворд

  1. Понятное и точное указание исполнителю совершить последовательность действий, направленных на решение поставленной задачи (Алгоритм).
  2. Это наука, которая изучает структуру и общие свойства информации, а также информационные процессы в живой и неживой природе, обществе и технике (Информатика).
  3. Величина, используемая для количественной характеристики и нумерации объектов (Число).
  4. Символы, участвующие в записи числа и составляющие некоторый алфавит (Цифра).
  5. Единица измерения количества информации (Бит).
  6. В этой системе счисления от положения знака в записи числа не зависит величина, которую он обозначает (Непозиционная).
  7. Предназначен для отображения символьной и графической информации (Монитор).

– Ключевое слово – афоризм.

– Что такое “афоризм”? (Краткое и выразительное изречение. Толковый словарь русского языка Ушакова).

– Приведите свои примеры афоризмов.

– Афоризмы будут сегодня путеводителями и будут определять суть нашей деятельности.

– Сегодня вы будете сами оценивать свою работу и свои знания. Для этого у вас есть оценочные листы. Приложение 2.

– План сегодняшнего урока составлен в виде афоризмов:

  1. «Повторенье – мать учения» (русская народная пословица)
  2. “Мы столько может, сколько знаем” (Ф. Бэкон)
  3. “Скорость нужна, а поспешка вредна” (русская народная пословица)
  4. “Каждый воин должен понимать свой маневр” (А. В. Суворов)
  5. “Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать” (И. Гёте)
  6. “Знание есть сила, сила есть знание” (Ф. Бэкон)

III. Проверка домашнего задания

1) «Повторенье – мать учения» (русская народная пословица)

Ребята, давайте вспомним, что такое система счисления (это способ представления чисел и соответствующие ему правила действий над числами. ) Какими бывают системы счисления? (позиционные и непозиционные). Что значит позиционные СС (значение каждой цифры, зависит от ее положения (места, позиции) в записи числа). Что значит непозиционные СС (значение каждой цифры не зависит от ее положения (места, позиции) в записи числа).

Давайте вспомним, когда и зачем появились первые числа? Так как многие предметы внешнего мира имеет схожую форму, возникла потребность их сосчитать. Например, сколько коров в стаде. Сколько добыто рыб, или зайцев. Т. е. число и арифметика возникли из практической деятельности человека.

Так как многие народы в древности не общались друг другом, то у разных народов возникли разные системы счисления и представления чисел и цифр.

Число – это обобщение, так как разными числами можно подсчитать разные предметы.

Цифры – это значки, с помощью которых записывают числа. Система счисления или нумерация – это способ записи чисел с помощью цифр.

2) “Мы столько может, сколько знаем” (Ф. Бэкон)

– Как вы его понимаете?

– Насколько вы знаете, настолько вы можете себя показать. Приложение 3.

1. 53(10)= х(2)

2. 117(10)= х(8)

3. 320(10)=х(9)

4. 10111(2)=х(10)

5. 2312(8)=х(10)

6. 223(8)=х(10)

– За каждый – 1 балл. Мах – 6 б.

3) “Скорость нужна, а поспешка вредна” (русская народная пословица)

– Поясните данное высказывание?

– Необходимо перевести числа в лабиринте из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления. В таблице найдите букву, соответствующую получившемуся числу, и составьте слово в порядке движения по лабиринту. Приложение 4.

– Напомните алгоритм перевода в десятичную систему счисления (представить число в развернутой форме и найти сумму ряда)

– У вас получилось слово – быстрота (27, 52, 15, 11, 17, 5, 11, 4)

– Хорошая быстрота – это качество, которое воспитывается упорным трудом и рациональным умом.

– За каждый – 1 балл. Мах – 8 б.

Физкультминутка.

4) “Каждый воин должен понимать свой маневр” (А. В. Суворов)

– Как вы его понимаете?

– На координатной плоскости отметьте и пронумеруйте точки в десятичной системе счисления, координаты которых приведены ниже. Соедините точки в заданной последовательности. Помните, первое число – по оси ОХ, второе – по оси ОУ. Приложение 5.

– Отметьте точки в десятичной системе счисления:

1(12,12), 2(12,1002), 3(1112,1002), 4(1112,1102), 5(10112,1102), 6(10112,12), 7(1112,12), 8(1112,112), 9(112,112), 10(112,102), 11(102,102), 12(102,12), 13(10002, 1012), 14(10102,1012), 15(10102,102), 16(10002,102).

Соедините точки:

1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 – 7 – 8 – 9 – 10 – 11 – 12 – 1.

13 – 14 – 15 – 16 – 13.

– За каждый – 1 балл. Мах – 16 б.

4) “Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать” (И. Гёте)

– Как вы его понимаете?

– Правила необходимо не только знать, но и уметь применять.

– Сейчас вам надо сесть за компьютеры. На Рабочем столе найдите папку Урок, откройте файл Цветок. doc. Необходимо закрасить цветок по соответствующему правилу.

– За каждый – 1 балл. Мах – 10 б.

IV. Итог урока

5) “Знание есть сила, сила есть знание” (Ф. Бэкон)

– Как вы его понимаете?

– Мы вспомнили материал, потренировались в решении заданий, следовательно, нам необходимо закрепить материал. Давайте еще раз повторим самые важные моменты сегодняшнего урока.

V. Домашнее задание

  1. повторить теоретический материал
  2. *карточка “Перевод чисел”.

VI. Рефлексия

– Продолжите фразу: Мне на уроке…

– Спасибо за работу. Урок окончен

В. В. Сергеева, МБОУ "СОШ №8", г. Новочебоксарск, Чувашская Республика

Метки: Информатика