Уроки по циклам (программирование на Pascal, тематическое планирование ближе к Босовой Л. ). Урок №4 Понятие вложенных циклов. Практическая работа (подготовка к проверочной работе)
Уроки по циклам (программирование на Pascal, тематическое планирование ближе к Босовой Л. ). Урок №4 Понятие вложенных циклов. Практическая работа (подготовка к проверочной работе)
План 4-го урока:
1) Организационный момент (проверка домашнего задания – можно собрать карточки, …) (2 м)
2) Актуализация знаний обучающихся. (5 м)
3) Изучение нового материала. (5 м. )
4) Практическая работа. Задачи. (27 м)
5) Проверка работ учащихся. (3 м)
6) Информация о домашнем задании. (1 м)
7) Рефлексия. (2 м)
* можно рассмотреть материал (или не рассматривать) в зависимости от уровня подготовки класса или что нужно повторить больше.
Ход урока
I. Организационный момент (сообщение темы и постановка целей урока).
Таблица умножения. Какими монетами можно набрать сумму для оплаты покупки. Сколько слов можно получить из n букв.
Вопрос: Что объединяет эти задачи?
Ответ: Объединяет эти задачи то, что в них надо осуществлять перебор (с помощью параметра или просто найти количество комбинаций по формулам – см. выше).
Как вы думаете, что сегодня на уроке мы будем изучать?
Этим занимается комбинаторика. Для вывода комбинаций можно использовать вложенные циклы!
II. Актуализация опорных знаний учащихся.
Устный опрос: (учащиеся отвечают устно или записывают на доске, набирают рейтинговые баллы).
1. Что такое mod и div?
2. Как мы определяли делимость?
3. Как можно разложить число на цифры?
4. Какие существуют способы нахождения НОД и НОК?
III. Ознакомление с новым материалом.
Начинаем всегда с самой простой задачи, когда надо найти и вывести на экран все комбинации произведений однозначных чисел, то есть таблицу умножения (для этого надо понимать вложенные циклы):
…
for i:=2 to 9 do
for j:=2 to 9 do
writeln(i,’ * ‘,j,’ = ‘,i*j);
…
или изменим параметр вложенного цикла и получим вывод комбинаций без повторений:
…
for i:=2 to 9 do
for j:=i to 9 do
writeln(i,’ * ‘,j,’ = ‘,i*j);
…
Подробнее об этом в 10 классе!
IV. Практическая работа учащихся за компьютером.
Учащиеся разбиваются на разноуровневые группы по два человека (на 2-ом уроке возможно разбивание учеников на группы «слабый+сильный», чтобы более слабые ученики освоили материал лучше). Учащимся предлагаются задания трех уровней сложности.
Уровень 1.
14. Составьте программу, которая печатает таблицу перевода расстояний из дюймов в сантиметры (1 дюйм = 2,5 см) для значений длин от 1 до 20 дюймов.
Уровень 2.
7e. Найти произведение двузначных нечетных чисел, кратных 13.
Уровень 3.
15*. Начав тренировки, спортсмен в первый день пробежал 10 км. Каждый день он увеличивал дневную норму на 10% нормы предыдущего дня.
1) Какой суммарный путь пробежит спортсмен за 7 дней?
2) В какой день впервые спортсмен пробежит более 20 км?
3) В какой день впервые суммарный путь превысит 60 км?
(* – можно использовать, как домашнюю задачу)
V . Проверка работ учащихся.
Для проверки решений учащимся демонстрируются заранее приготовленные программы.
VI. Домашнее задание (выдаются карточки).
Даются пояснения к выполнению домашнего задания.
Уровень 1.
16. Даны действительное a и натуральное n. Вычислить:
1. 1 + 2 + 4 + 8 + … + 210;
2. sin x + sin2 x + … sinn x;
Уровень 2.
17. В ЭВМ вводятся координаты N точек. Определить, сколько из них попадает в круг радиусом R с центром в точке (a,b).
VII. Рефлексия (на выбор учителя).
Карточки с вопросом учителю.
Запишите, ребята, вопрос по данной теме, который вы бы задали на конкурсе своим противникам.
Цветограмма урока**:
Кружок красного цвета | Кружок зеленого цвета | Кружок желтого цвета |
«Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке, я понимал все, о чем говорилось и делалось на уроке» | «Урок был интересным, я принимал в нем активное участие, урок был полезен для меня, я сумел выполнить ряд заданий, но все-таки я не все смог понять» | «Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, к ответам на уроке я был не готов» |
** – вид рефлексии условно один (на практике меняем на свое усмотрение)
Урок №5 Проверочная работа.
(в случае 4 уроков, то количество решаемых задач сокращается и проверочная проводится на 4 уроке. )
И. А. Курилов, МБОУ СОШ №9, г. Нерчинск, Забайкальский край
Метки: Информатика