Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

  • Библиотека
  • Информатика
  • Уроки по циклам (программирование на Pascal, тематическое планирование ближе к Босовой Л. ). Урок №4 Понятие вложенных циклов. Практическая работа (подготовка к проверочной работе)

Уроки по циклам (программирование на Pascal, тематическое планирование ближе к Босовой Л. ). Урок №4 Понятие вложенных циклов. Практическая работа (подготовка к проверочной работе)

Уроки по циклам (программирование на Pascal, тематическое планирование ближе к Босовой Л. ). Урок №4 Понятие вложенных циклов. Практическая работа (подготовка к проверочной работе)

План 4-го урока:

1) Организационный момент (проверка домашнего задания – можно собрать карточки, …) (2 м)

2) Актуализация знаний обучающихся. (5 м)

3) Изучение нового материала. (5 м. )

4) Практическая работа. Задачи. (27 м)

5) Проверка работ учащихся. (3 м)

6) Информация о домашнем задании. (1 м)

7) Рефлексия. (2 м)

* можно рассмотреть материал (или не рассматривать) в зависимости от уровня подготовки класса или что нужно повторить больше.

Ход урока

I. Организационный момент (сообщение темы и постановка целей урока).

Таблица умножения. Какими монетами можно набрать сумму для оплаты покупки. Сколько слов можно получить из n букв.

Вопрос: Что объединяет эти задачи?

Ответ: Объединяет эти задачи то, что в них надо осуществлять перебор (с помощью параметра или просто найти количество комбинаций по формулам – см. выше).

Как вы думаете, что сегодня на уроке мы будем изучать?

Этим занимается комбинаторика. Для вывода комбинаций можно использовать вложенные циклы!

II. Актуализация опорных знаний учащихся.

Устный опрос: (учащиеся отвечают устно или записывают на доске, набирают рейтинговые баллы).

1. Что такое mod и div?

2. Как мы определяли делимость?

3. Как можно разложить число на цифры?

4. Какие существуют способы нахождения НОД и НОК?

III. Ознакомление с новым материалом.

Начинаем всегда с самой простой задачи, когда надо найти и вывести на экран все комбинации произведений однозначных чисел, то есть таблицу умножения (для этого надо понимать вложенные циклы):

for i:=2 to 9 do

for j:=2 to 9 do

writeln(i,’ * ‘,j,’ = ‘,i*j);

или изменим параметр вложенного цикла и получим вывод комбинаций без повторений:

for i:=2 to 9 do

for j:=i to 9 do

writeln(i,’ * ‘,j,’ = ‘,i*j);

Подробнее об этом в 10 классе!

IV. Практическая работа учащихся за компьютером.

Учащиеся разбиваются на разноуровневые группы по два человека (на 2-ом уроке возможно разбивание учеников на группы «слабый+сильный», чтобы более слабые ученики освоили материал лучше). Учащимся предлагаются задания трех уровней сложности.

Уровень 1.

14. Составьте программу, которая печатает таблицу перевода расстояний из дюймов в сантиметры (1 дюйм = 2,5 см) для значений длин от 1 до 20 дюймов.

Уровень 2.

7e. Найти произведение двузначных нечетных чисел, кратных 13.

Уровень 3.

15*. Начав тренировки, спортсмен в первый день пробежал 10 км. Каждый день он увеличивал дневную норму на 10% нормы предыдущего дня.

1) Какой суммарный путь пробежит спортсмен за 7 дней?

2) В какой день впервые спортсмен пробежит более 20 км?

3) В какой день впервые суммарный путь превысит 60 км?

(* – можно использовать, как домашнюю задачу)

V . Проверка работ учащихся.

Для проверки решений учащимся демонстрируются заранее приготовленные программы.

VI. Домашнее задание (выдаются карточки).

Даются пояснения к выполнению домашнего задания.

Уровень 1.

16. Даны действительное a и натуральное n. Вычислить:

1. 1 + 2 + 4 + 8 + … + 210;

2. sin x + sin2 x + … sinn x;

Уровень 2.

17. В ЭВМ вводятся координаты N точек. Определить, сколько из них попадает в круг радиусом R с центром в точке (a,b).

VII. Рефлексия (на выбор учителя).

Карточки с вопросом учителю.

Запишите, ребята, вопрос по данной теме, который вы бы задали на конкурсе своим противникам.

Цветограмма урока**:

Кружок красного цвета

Кружок зеленого цвета

Кружок желтого цвета

«Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке, я понимал все, о чем говорилось и делалось на уроке»

«Урок был интересным, я принимал в нем активное участие, урок был полезен для меня, я сумел выполнить ряд заданий, но все-таки я не все смог понять»

«Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, к ответам на уроке я был не готов»

** – вид рефлексии условно один (на практике меняем на свое усмотрение)

Урок №5 Проверочная работа.

(в случае 4 уроков, то количество решаемых задач сокращается и проверочная проводится на 4 уроке. )

И. А. Курилов, МБОУ СОШ №9, г. Нерчинск, Забайкальский край

Метки: Информатика