Мастер-класс. Правила компьютерной "гигиены"
Мастер-класс. Правила компьютерной "гигиены"
Цель: Сформировать у присутствующих первоначальное понятие о защите компьютера от вирусов.
Начало:
Мульт. Или презентация про Машу и Медведя.
Выходит Медведь, несет коробки. Маша бежит «втыкается» в Медведя.
Маша:
– Миш, а что это у тебя?
Медведь:
– Маша, ты уже школьница. Научилась читать и писать. Я решил сделать тебе подарок– компьютер.
Маша удивилась, обрадовалась:
– Это всё мне?
– А что это?
– А зачем это?
– А можно я на кнопочку нажму?
Миша предложил девочке пойти на занятие по информатике:
– Маша, Маша, не спеши. Пойдем на занятие по информатике, там обо всём расскажут.
Учитель:
– Здравствуйте, дорогие коллеги. Сегодня на нашем занятии гости– Маша и Медведь.
– Давайте все вместе познакомим Машу с устройством компьютера.
– Поиграем в игру «Угадай-ка».
Игра «Угадай-ка» (Маша и Медведь, в это время собирают компьютер)
***
На столе он перед нами,
На него направлен взор,
Подчиняется программе,
Носит имя … (Монитор).
***
Не зверушка, не летаешь,
Но по коврику скользишь
И курсором управляешь.
Ты компьютерная… (мышь).
***
Нет, она– не пианино,
Только клавиш в ней не счесть!
Алфавита там картина,
Знаки, цифры тоже есть.
Очень тонкая натура.
Имя ей-…( клавиатура)
***
Сохраняет все секреты
«Ящик» справа, возле ног,
И слегка шумит при этом.
Что за «зверь»? (Системный блок)
***
Он быстрее человека
Перемножит два числа,
В нём сто раз библиотека
Поместиться бы смогла,
Только там открыть возможно
Сто окошек за минуту.
Угадать совсем не сложно,
Что загадка про… (Компьютер)
***
Сетевая паутина оплела весь белый свет,
Не пройти детишкам мимо. Что же это? (Интернет)
(Во время игры презентация с картинками по загадкам)
Учитель:
– Познакомили Машу с устройством компьютера. А теперь за работу.
Маша:
-Можно я кнопочку вот эту нажму?
Учитель:
– Стоп, стоп, стоп, Маша, не спеши!
– Вспомним сначала, что мы все делаем по утрам и вечерам?
Медведь:
– Умываемся, чистим зубы…
Учитель:
– Т. е. все мы соблюдаем правила гигиены!
– Так вот и у компьютера тоже есть правила гигиены.
2. Социоконструкция.
– Итак, поговорим сегодня: о Правилах компьютерной «гигиены».
Учитель:
– Что такое гигиена?
Медведь:
- гигиена – это область медицины, изучающая влияние условий жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающая меры профилактики.
Учитель:
– А, что же такое компьютерная «гигиена»? Уберем из определения два слова «медицина» и «человек» и заменим их на «информатика» и «компьютер» соответственно ( показывать заменяемые слова)
Получим:
Маша:
– компьютерная гигиена – это область информатики, изучающая влияние условий «жизни» и труда на «здоровье» компьютера и разрабатывающая меры профилактики.
Учитель:
– Итак, Компьютерная гигиена– это «жизнь» и «здоровье» компьютера.
Вопрос залу: И чем же может заразиться компьютер?
Ответ зала: вирусами.
3. Основная часть.
Маша: (смеётся)
– Вирусами! Он что кашлять начнет? Или горло у него заболит?
Учитель:
-Зря смеёшься, Маша.
Компьютерные вирусы – это вредоносные программы, которые способны самораспространяться.
Обязательным свойством вирусов является способность к «размножению». Само название «Вирус» по отношению к компьютерным программам пришло из биологии именно по признаку способности саморазмножению.
После заражения компьютера вирус может активизироваться и заставить компьютер выполнять какие– либо действия.
Медведь:
– К чему может привести активизация компьютерного вируса?
Учитель:
– спросим у зала: К чему приводит активизация компьютерных вирусов?
- Зависают компьютеры;
- Они уничтожают информацию;
- Могут портить микросхемы;
- Элементарно вымогает деньги с пользователей .
Маша:
-Мне не понятно, как же происходит заражение опасными вирусами?
Учитель:
-Представим себе, как работает компьютер. Включай, Маша, компьютер.
– Давайте знакомится, в компьютере живут разные программы.
(таблички с названиями программ прикрепляются участникам, они выходят на сцену (Windows, MS Word, Tetris, GIMP, WORM, TROJAN))
Маша:
-Мне надо все!
Учитель:
– Маша, а ты не торопишься?
Маша:
– Нет! Хочу все программы на свой компьютер! Хочу! Хочу!
Учитель:
– Тогда загружаем.
( звучат звуки антивирусников)
Маша:
– Что случилось? Сломался? Кувалдой вроде бы по нему не били?
Учитель:
– (к зрителям) Подскажите, Маше, что случилось?
Обнаружены вирусы
Зрители: Вирусы
Творческая работа с залом
– Прошу подняться на сцену желающих, поучаствовать в моем мастер– классе, 4-5 человек.
– Ваша задача: в течении 3-х минут создать художественный образ компьютерного вируса. Как вы его себе представляете?
– Пока наши участники выполняют задание, мы с вами тоже займемся делом. Думаю, вы немного засиделись.
( Музыка «Большая стирка» + движения)
– Посмотрим, что получилось у наших участников.
( демонстрация рисунков)
– Это художественные образы «вирусов»
Маша:
– Ой, ой, боюсь!!! Что же они такие страшные?
Учитель:
– Маша, успокойся, не надо их бояться, ведь это только художественные образы вирусов.
– ВИРУС– это всего лишь программа.
Маша:
– Но ведь он заразил мой компьютер!!!
– Как же лечить эти вирусы?
Учитель:
– Что делать нам, подскажите? (вопрос залу)
Зал: нужен антивирус
Маша:
– А что это?
Учитель:
– Антивирусные программы обеспечивают комплексную защиту программ и всех данных на компьютере от всех типов вредоносных программ.
Учитель:
– Да, тут без антивируса не обойтись.
(выходят 2 антивируса,)
Антивирусы: здороваются.
– Вызывали?
Учитель:
– Помогите нам, компьютер Маши заразился вирусами.
Антивирус1: Ну-ка посмотрим, какие вирусы я знаю, и нет ли, их в компьютере?
– А вот он вирус, выкидываем! (Обнаруженный «вирус WORM» выталкивают, им помогают Маша и Медведь).
– Больше я не вижу.
Учитель:
– А когда вы обновлялись?
Антивирус1:
– Неделю назад.
Антивирус2:
– А я сегодня.
Учитель:
– Тогда может вы еще посмотрите, т. к. у вашего коллеги базы уже немного устарели.
(Выводит вирус TROJAN)
Учитель:
– Спасибо, Антивирусы. Вам пожелание– старайтесь своевременно обновлять свои базы, что бы не пропустить какой-нибудь новый вирус.
Это очень важно.
Электронная почта
(Звонок) Электронная почта пришла
Маша:
– Мне письмо, письмо пришло!
– Ой, ой, что это?
– Снова вирус?
– Антивирус, где ты?
Антивирус:
– Есть почтовые черви, которые для своего распространения используют электронную почту.
Учитель:
– Защита от почтовых червей состоит в том, что не рекомендуется открывать вложенные в почтовые сообщения файлы, полученные из сомнительных источников.
4. Заключение .
– Я надеюсь, что вы поняли, как это важно иметь антивирус и уметь им пользоваться. На память о нашем уроке я дарю вам каждому персональный антивирус (раздаются в подарок участникам, которые вышли на сцену ватно-марлевые повязки). Примерьте их прямо сейчас.
(Маша одевает большую повязку на компьютер)
Антивирусники:
Стихотворение.
Не зевайте, граждане,
Вирусы кошмарны.
Нужно сделать каждому
Повязочку из марли
И тогда последствия
Не придут суровые:
Никуда не деться вам -
Будете здоровые!
Каковы же правила Компьютерной гигиены (обращаемся к залу).
Так запомним правилам компьютерной гигиены:
- Установить антивирусную программу.
- Регулярно обновлять базы данных.
- Не открывать электронные письма, от неизвестных адресатов.
Маша:
– Я все поняла! Спасибо, Наталья Михайловна. Все правила я запомнила. Буду их соблюдать. Мишка, а ты будешь помогать. Забирай компьютер, пошли играть.
Учитель:
– Думаю, что все здесь присутствующие поняли, как важна гигиена для компьютеров. Спасибо за внимание.
Н. М. Клюшникова, МОУ Зингейская СОШ, п. Браиловский, Кизильский район, Челябинская область
Метки: Информатика