Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Мастер-класс. Правила компьютерной "гигиены"

Мастер-класс. Правила компьютерной "гигиены"

Цель: Сформировать у присутствующих первоначальное понятие о защите компьютера от вирусов.

Начало:

Мульт. Или презентация про Машу и Медведя.

Выходит Медведь, несет коробки. Маша бежит «втыкается» в Медведя.

Маша:

– Миш, а что это у тебя?

Медведь:

– Маша, ты уже школьница. Научилась читать и писать. Я решил сделать тебе подарок– компьютер.

Маша удивилась, обрадовалась:

– Это всё мне?

– А что это?

– А зачем это?

– А можно я на кнопочку нажму?

Миша предложил девочке пойти на занятие по информатике:

– Маша, Маша, не спеши. Пойдем на занятие по информатике, там обо всём расскажут.

Учитель:

– Здравствуйте, дорогие коллеги. Сегодня на нашем занятии гости– Маша и Медведь.

– Давайте все вместе познакомим Машу с устройством компьютера.

– Поиграем в игру «Угадай-ка».

Игра «Угадай-ка» (Маша и Медведь, в это время собирают компьютер)

***

На столе он перед нами,

На него направлен взор,

Подчиняется программе,

Носит имя … (Монитор).

***

Не зверушка, не летаешь,

Но по коврику скользишь

И курсором управляешь.

Ты компьютерная… (мышь).

***

Нет, она– не пианино,

Только клавиш в ней не счесть!

Алфавита там картина,

Знаки, цифры тоже есть.

Очень тонкая натура.

Имя ей-…( клавиатура)

***

Сохраняет все секреты

«Ящик» справа, возле ног,

И слегка шумит при этом.

Что за «зверь»? (Системный блок)

***

Он быстрее человека

Перемножит два числа,

В нём сто раз библиотека

Поместиться бы смогла,

Только там открыть возможно

Сто окошек за минуту.

Угадать совсем не сложно,

Что загадка про… (Компьютер)

***

Сетевая паутина оплела весь белый свет,

Не пройти детишкам мимо. Что же это? (Интернет)

(Во время игры презентация с картинками по загадкам)

Учитель:

– Познакомили Машу с устройством компьютера. А теперь за работу.

Маша:

-Можно я кнопочку вот эту нажму?

Учитель:

– Стоп, стоп, стоп, Маша, не спеши!

– Вспомним сначала, что мы все делаем по утрам и вечерам?

Медведь:

– Умываемся, чистим зубы…

Учитель:

– Т. е. все мы соблюдаем правила гигиены!

– Так вот и у компьютера тоже есть правила гигиены.

2. Социоконструкция.

– Итак, поговорим сегодня: о Правилах компьютерной «гигиены».

Учитель:

– Что такое гигиена?

Медведь:

- гигиена – это область медицины, изучающая влияние условий жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающая меры профилактики.

Учитель:

– А, что же такое компьютерная «гигиена»? Уберем из определения два слова «медицина» и «человек» и заменим их на «информатика» и «компьютер» соответственно ( показывать заменяемые слова)

Получим:

Маша:

– компьютерная гигиена – это область информатики, изучающая влияние условий «жизни» и труда на «здоровье» компьютера и разрабатывающая меры профилактики.

Учитель:

– Итак, Компьютерная гигиена– это «жизнь» и «здоровье» компьютера.

Вопрос залу: И чем же может заразиться компьютер?

Ответ зала: вирусами.

3. Основная часть.

Маша: (смеётся)

– Вирусами! Он что кашлять начнет? Или горло у него заболит?

Учитель:

-Зря смеёшься, Маша.

Компьютерные вирусы – это вредоносные программы, которые способны самораспространяться.

Обязательным свойством вирусов является способность к «размножению». Само название «Вирус» по отношению к компьютерным программам пришло из биологии именно по признаку способности саморазмножению.

После заражения компьютера вирус может активизироваться и заставить компьютер выполнять какие– либо действия.

Медведь:

– К чему может привести активизация компьютерного вируса?

Учитель:

– спросим у зала: К чему приводит активизация компьютерных вирусов?

  1. Зависают компьютеры;
  2. Они уничтожают информацию;
  3. Могут портить микросхемы;
  4. Элементарно вымогает деньги с пользователей .

Маша:

-Мне не понятно, как же происходит заражение опасными вирусами?

Учитель:

-Представим себе, как работает компьютер. Включай, Маша, компьютер.

– Давайте знакомится, в компьютере живут разные программы.

(таблички с названиями программ прикрепляются участникам, они выходят на сцену (Windows, MS Word, Tetris, GIMP, WORM, TROJAN))

Маша:

-Мне надо все!

Учитель:

– Маша, а ты не торопишься?

Маша:

– Нет! Хочу все программы на свой компьютер! Хочу! Хочу!

Учитель:

– Тогда загружаем.

( звучат звуки антивирусников)

Маша:

– Что случилось? Сломался? Кувалдой вроде бы по нему не били?

Учитель:

– (к зрителям) Подскажите, Маше, что случилось?

Обнаружены вирусы

Зрители: Вирусы

Творческая работа с залом

– Прошу подняться на сцену желающих, поучаствовать в моем мастер– классе, 4-5 человек.

– Ваша задача: в течении 3-х минут создать художественный образ компьютерного вируса. Как вы его себе представляете?

– Пока наши участники выполняют задание, мы с вами тоже займемся делом. Думаю, вы немного засиделись.

( Музыка «Большая стирка» + движения)

– Посмотрим, что получилось у наших участников.

( демонстрация рисунков)

– Это художественные образы «вирусов»

Маша:

– Ой, ой, боюсь!!! Что же они такие страшные?

Учитель:

– Маша, успокойся, не надо их бояться, ведь это только художественные образы вирусов.

– ВИРУС– это всего лишь программа.

Маша:

– Но ведь он заразил мой компьютер!!!

– Как же лечить эти вирусы?

Учитель:

– Что делать нам, подскажите? (вопрос залу)

Зал: нужен антивирус

Маша:

– А что это?

Учитель:

– Антивирусные программы обеспечивают комплексную защиту программ и всех данных на компьютере от всех типов вредоносных программ.

Учитель:

– Да, тут без антивируса не обойтись.

(выходят 2 антивируса,)

Антивирусы: здороваются.

– Вызывали?

Учитель:

– Помогите нам, компьютер Маши заразился вирусами.

Антивирус1: Ну-ка посмотрим, какие вирусы я знаю, и нет ли, их в компьютере?

– А вот он вирус, выкидываем! (Обнаруженный «вирус WORM» выталкивают, им помогают Маша и Медведь).

– Больше я не вижу.

Учитель:

– А когда вы обновлялись?

Антивирус1:

– Неделю назад.

Антивирус2:

– А я сегодня.

Учитель:

– Тогда может вы еще посмотрите, т. к. у вашего коллеги базы уже немного устарели.

(Выводит вирус TROJAN)

Учитель:

– Спасибо, Антивирусы. Вам пожелание– старайтесь своевременно обновлять свои базы, что бы не пропустить какой-нибудь новый вирус.

Это очень важно.

Электронная почта

(Звонок) Электронная почта пришла

Маша:

– Мне письмо, письмо пришло!

– Ой, ой, что это?

– Снова вирус?

– Антивирус, где ты?

Антивирус:

– Есть почтовые черви, которые для своего распространения используют электронную почту.

Учитель:

– Защита от почтовых червей состоит в том, что не рекомендуется открывать вложенные в почтовые сообщения файлы, полученные из сомнительных источников.

4. Заключение .

– Я надеюсь, что вы поняли, как это важно иметь антивирус и уметь им пользоваться. На память о нашем уроке я дарю вам каждому персональный антивирус (раздаются в подарок участникам, которые вышли на сцену ватно-марлевые повязки). Примерьте их прямо сейчас.

(Маша одевает большую повязку на компьютер)

Антивирусники:

Стихотворение.

Не зевайте, граждане,

Вирусы кошмарны.

Нужно сделать каждому

Повязочку из марли

И тогда последствия

Не придут суровые:

Никуда не деться вам -

Будете здоровые!

Каковы же правила Компьютерной гигиены (обращаемся к залу).

Так запомним правилам компьютерной гигиены:

  1. Установить антивирусную программу.
  2. Регулярно обновлять базы данных.
  3. Не открывать электронные письма, от неизвестных адресатов.

Маша:

– Я все поняла! Спасибо, Наталья Михайловна. Все правила я запомнила. Буду их соблюдать. Мишка, а ты будешь помогать. Забирай компьютер, пошли играть.

Учитель:

– Думаю, что все здесь присутствующие поняли, как важна гигиена для компьютеров. Спасибо за внимание.

Н. М. Клюшникова, МОУ Зингейская СОШ, п. Браиловский, Кизильский район, Челябинская область

Метки: Информатика