Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Урок-игра «Строительство дома»

Урок-игра «Строительство дома»

Раздел программы: Модели объектов и классов.

Тема урока: Состав предмета.

Цели урока:

– знакомство с понятием составных частей предмета;

– обучение описанию и определению предмета через его составные части;

– стимулирование познавательного интереса к изучению информатики.

Задачи урока:

образовательная – формирование навыков структурирования объекта;

развивающая – развитие приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение), логического мышления, внимания, эстетического вкуса;

воспитательная – воспитание самостоятельности, умения работать в малых группах, доводить начатое дело до конца, аккуратности.

Тип урока: комбинированный – объяснение нового материала с элементами практической отработки.

Вид урока: урок-игра.

Оборудование урока:

– рисунки для проверки домашнего задания – рисунок с ошибками и рисунок «Продолжите ряд»;

– два рисунка дома – целый дом и дом, разрезанный на части (фундамент, стены, двери, окна, крыша);

– рисунки для устной работы – грузовик, пила, гвоздь;

– карточки-задания «Раскрасьте попугая»;

– набор разнородных по материалу предметов для игры «Сложный – простой»;

– прямоугольники с ответами на вопросы игры «Найдите отличия» (блоки фундамента дома);

– карточки-кирпичики для игры «Определите профессию»;

– карточки с рисунком фартуков для задания «Дорисуйте»;

– две картинки с рыбками для задания «Найдите десять отличий»;

– карточки-задания для домашней работы;

– цветные карандаши.

Рисунки для домашнего задания и других игр взяты из детских журналов и коллекции картинок к Word.

Литература, использованная при подготовке к уроку:

1. Горячев А. В. , Меньшакова А. А. Методика преподавания информатики в начальной школе // Информатика. 2004. № 37.

2. Горячев А. В. и др. Информатика в играх и задачах. 2 класс (1-4). Методические рекомендации для учителя. М. : Баласс, Экспресс, 1998.

3. Горячев А. В. и др. Информатика в играх и задачах. 2 класс (1-4). Учебник-тетрадь. М. : Баласс, 2002.

План урока.

1. Организационный момент. – 1 мин.

2. Проверка домашнего задания. – 4 мин.

3. Объяснение нового материала и его закрепление.

3. 1. Деление предмета на составные части – разминка – 2 мин.

3. 2. Деление предмета на составные части задание «Раскрасьте попугая» – 3 мин.

3. 3. Классификация предметов на простые и сложные – игра «Сложный – простой». – 3 мин.

3. 4. Выделение признаков предметов – игра «Угадай-ка» – 4 мин.

3. 5. Определение предмета по признакам – игра «Определите профессию» – 3 мин.

3. 6. Сравнение предметов – задания «Дорисуйте» и «Найдите десять отличий» – 6 мин.

3. 7. Определение предмета по признакам и составным частям – игра «Отгадайте предмет» – 3 мин.

3. 8. Определение предмета по составной части – игра «Назовите целое» – 4 мин.

3. 9. Занимательный этап – разгадывание загадок – 2 мин.

4. Домашнее задание – 2 мин.

5. Подведение итогов урока – 3 мин.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

На дом были заданы два задания на карточках (подобные заданию № 18 из учебника-тетради [3]).

Задание 1.

Перечислите ошибки, которые допустил художник:

Проверяя выполнение этого задания, учитель вывешивает увеличенный рисунок на доску и опрашивает детей «по цепочке»: каждый ученик называет по одной ошибке.

Задание 2.

Дополните рисунок нужным предметом:

а) геометрические фигуры

б) электролампочки, навесной замок от двери, фотоаппарат

Данное задание учащиеся выполняли в тетради. Двое учащихся называют нужный предмет, который они дорисовали и объясняют, почему он нужный в данной цепочке.

3. Объяснение нового материала и его закрепление

Учитель. На предыдущем уроке мы рассматривали различные предметы и описывали их признаки, объясняли, какой это предмет. Сегодня мы поговорим о том, из чего состоит предмет, т. е. о его составных частях.

Есть предметы очень простые, например мячик, кусочек сахара, карандаш. А есть предметы очень сложные, у них много составных частей, например компьютер, машина, телевизор. Наша сегодняшняя задача – описывать и определять предметы через их составные части.

3. 1. Деление предмета на составные части – разминка

— В ходе урока мы будем строить дом (показывает на рисунок дома, вывешенный на доске). Из каких составных частей он состоит? (Крыша, фундамент, стены, … . )

Для строительства дома нужен грузовой автомобиль (показывает на рисунок грузовика, вывешенный на доске). Грузовой автомобиль – это простой или сложный предмет? (Сложный – у него есть колеса, кузов, … . )

Пригодится в строительстве и пила (показывает на рисунок пилы, вывешенный на доске). Пила – это простой или сложный предмет? (Сложный. ) Из каких составных частей он состоит? (Ручка, полотно. )

Гвоздь пригодится при строительстве дома? (Да. ) (Учитель показывает на рисунок гвоздя, вывешенный на доске. ) Гвоздь – это простой или сложный предмет? (Сложный. ) Из каких составных частей он состоит? (Шляпка и ножка. )

3. 2. Деление предмета на составные части – задание «Раскрасьте попугая»

— Рассмотрим следующий рисунок (показывает образец карточки-задания, ребятам раздаются аналогичные карточки):

Назовите предмет и его части.

Раскрасьте рисунок:

туловище – зеленым,

хвост – красным,

крылья – синим,

хохолок – розовым,

клюв – желтым,

глаз – голубым,

лапки – серым.

Показан попугай, сидящий на кольце

Когда мы построим дом, там будут жить попугаи. Возьмите карточки с попугаем, цветные карандаши и раскрасьте каждый своего попугая так, как требуется в задании. (Ребята выполняют задание. )

Молодцы! У вас получились хорошие попугаи (лучшие работы учитель показывает классу).

3. 3. Классификация предметов на простые и сложные – игра «Сложный – простой»

— Прежде чем приступить непосредственно к постройке дома, необходимо расчистить площадку, утоптать землю, чтобы площадка под фундамент стала ровной. Для этого поиграем в игру «Сложный – простой». Я буду показывать предмет, а вы – определять, сложный он или простой. Если предмет сложный, надо топнуть ногами: сначала левой, потом правой, если предмет простой – никаких действий не производить.

Варианты предметов для игры:

• зубная щетка (ручка, щетина);

• чашка (корпус, ручка);

• компакт-диск;

• записная книжка (обложка, листы);

• тарелка;

• отвертка (ручка, деталь);

• ручка (стержень, корпус);

• виниловая грампластинка;

• карандаш (грифель, корпус).

— Молодцы, площадку мы расчистили.

3. 4. Выделение признаков предметов – игра «Угадай-ка»

— Теперь вспомните, что в первую очередь делают при постройке дома? (Закладывают фундамент. )

Во время этой работы нужно быть очень внимательным, чтобы дом получился ровным, не кривым. Посмотрим, какие мы внимательные.

Проводится игра «Угадайка»: учитель задает пару предметов с общим названием, а дети должны найти между ними отличия.

Варианты вопросов игры:

• Два маленьких зверя осенью в лесу запасались грибами на зиму. Как догадаться, что один из них – ежик? (У ежика колючки. )

• По улице ехали две белые машины. Как догадаться, что одна из них – «скорая помощь»? (У нее нарисован красный крест и есть мигалки. )

• Росло два дерева. Как догадаться, что одно из них – береза? (У березы белый ствол с черными полосками. )

• В огороде гуляли две птицы. Как догадаться, что одна из них – петух? (У него гребешок, разноцветный хвост и шпоры на лапах. )

• Во дворе встретились два мальчика. Как догадаться, что один из них – школьник, идущий домой после занятий? (У него в руке портфель. )

• На столе лежат два фрукта. Как догадаться, что один из них – арбуз? (Он большой, круглый, зеленый в полоску. )

• Встретились на улице две женщины. Как догадаться, что одна из них почтальон (У нее почтовая сумка).

Ответ на каждый вопрос записан на прямоугольнике – блоке фундамента будущего дома. Прямоугольники с ответами прикреплены к доске, но вариантов ответов больше, чем вопросов. Дети отвечают на вопрос, выбирают соответствующий прямоугольник-блок и укладывают в фундамент дома.

— Молодцы! Все решено правильно, и фундамент получился ровным.

3. 5. Определение предмета по признакам – игра «Определите профессию»

— Приступим к стенам? Стены должны быть прочными, чтобы дом не развалился. Давайте решим задачи, записанные на кирпичиках, и из этих кирпичиков построим крепкие стены.

продавец

врач

швея

водитель

скрипач

банкир

воспитатель

учитель

повар

продавец

хоккеист

строитель

турист

бухгалтер

повар

Проводится игра «Определите профессию»: учащимся раздаются карточки, на одной стороне каждой из которых записаны признаки – атрибуты профессий, а другая представляет собой изображение кирпича. По предложенным атрибутам ученики должны определить человека данной профессии. На стене, еще не построенной, но расчерченной «под кирпич», изображены ответы (см. рисунок). Ученик, который увидел ответ своей карточки, поднимает руку, подходит к доске и прикрепляет свой кирпичик (карточку-задание) на стену в нужное место.

Варианты карточек:

• шапочка с крестом, шприц, стетоскоп (врач);

• скрипка, смычок, ноты (скрипач);

• поварской колпак, половник, кастрюля (повар);

• хоккейный шлем, клюшка (хоккеист);

• рюкзак, фонарь, компас (турист);

• указка, книга (учитель);

• мастерок, каска (строитель);

• иголка, нитка, ножницы (швея);

• автомобиль, набор гаечных ключей (водитель) и т. д.

— Итак, стена у нас получилась крепкая.

3. 6. Сравнение предметов – задания «Дорисуйте» и «Найдите десять отличий»

— Нет ни одного дома без окон и дверей. Для изготовления окон и дверей необходимо внимание, аккуратность, терпение. Проверим, обладаем ли мы этими качествами. Выполним следующие задания.

Задание «Дорисуйте».

Надо исследовать каждый фартук на рисунке карточки: наличие на нем каких-либо предметов означает обязательное наличие их и на других фартуках.

(Сверху – цветочек, посередине – грибок, а также 4 листочка и 4 ягодки. )

Задание «Найдите десять отличий».

Учитель вывешивает на доску две картинки. Задача учеников – сравнить правую картинку с левой и найти десять отличий.

— Молодцы! Вот уже у нас появились окна и двери (прикрепляет «окна» и «двери» на картинку строящегося дома).

3. 7. Определение предмета по признакам и составным частям – игра «Отгадайте предмет»

— Что защитит нас зимой от снега, в непогоду от дождя, в жаркий зной от солнца? (Крыша. ) Крыша простой или сложный предмет? (Сложный). Наша крыша состоит из шифера (или черепицы), поэтому каждый ваш правильный ответ – вклад в постройку крыши.

Проводится игра «Отгадайте предмет»: учитель перечисляет признаки и составные части предмета (характерные, т. е. отличающие его от другого подобного предмета), ученики должны угадать предмет.

Варианты вопросов игры:

• зверь, хищный, рыжего цвета, с большим пушистым хвостом (лиса);

• птица, водоплавающая, с большим клювом, похожим на мешок (пеликан);

• ягода, красного цвета, с косточкой внутри (вишня или черешня);

• овощ, зеленого цвета, с красной мякотью и черными косточками (арбуз);

• дерево, лиственное, с белым стволом (береза);

• гриб, съедобный, с красной шляпкой (подосиновик);

• человек, с кистями и красками (художник или маляр).

— Молодцы! Хорошая крыша получилась (прикрепляет «крышу» на картинку строящегося дома).

3. 8. Определение предмета по составной части – игра «Назовите целое»

– Дом почти готов. Нам осталось его покрасить. Дом красят не сразу весь, сначала окна, потом двери, карниз… Давайте поиграем в игру «Назовите целое».

Проводится игра «Назовите целое»: учитель называет какую-либо составную часть предмета или животного, а ученики должны придумать как можно больше предметов или живых существ, у которых эта часть есть.

Продолжение – работа в парах: первый учащийся называет составную часть, а второй придумывает как можно больше предметов или живых существ, у которых эта часть есть. Затем ребята меняются.

Варианты вопросов игры:

• зубья (грабли, расческа, вилка, …);

• иголки (еж, дикобраз, елка, портной, …);

• корни (растения, грибы, зубы, слова, …);

• крылья (птица, самолет, мельница, некоторые насекомые: бабочка, стрекоза, жук, комар, …)

• панцирь (черепаха, броненосец, …);

• ласты (морж, тюлень, дельфин, водолаз, …);

• язык (все звери, человек, костер, ботинок, …);

• большие длинные уши (заяц, осел, кенгуру, …);

• гребень (петух, волна, расческа, …);

• краска, кисточка (художник, визажист, маляр, …).

3. 9. Занимательный этап – разгадывание загадок

— Много труда вложили мы, пока строили дом, но не зря: дом получился не только красивым, но крепким, добротным, как и наши знания.

Можно и повеселиться. Давайте отгадаем загадки (Ответы к загадкам – вещи, необходимые в доме):

Принялась она за дело,

Завизжала и запела,

Ела, ела дуб, дуб,

Поломала зуб, зуб.

С. Маршак

(Пила. )

Из темницы сто сестер

Выпускают на простор,

Осторожно их берут,

Головой о стенку трут,

Чиркнут ловко раз и два —

Загорится голова.

С. Маршак

(Спички. )

В избе – изба,

На губе – труба.

Я лучинку зажег,

Положил на порог,

Зашумело в избе,

Загудело в трубе.

Видит пламя народ,

А тушить не идет.

С. Маршак

(Печь. )

Я одноухая старуха,

Я прыгаю по полотну

И нитку длинную из уха,

Как паутину, я тяну.

К. Чуковский

(Игла с ниткой. )

Идут – стучат,

Стоят – молчат.

(Часы. )

Висит груша, нельзя скушать.

(Лампочка. )

В лесу родился, а дома хозяйничает.

(Веник. )

4. Домашнее задание

— А мы, кажется, про трубу забыли! Это задание вы выполните дома в тетрадях.

Карточки-задания, на которых нарисованы трубы, раздаются детям:

6. Подведение итогов урока

Урок насыщен, выполнено достаточно много различных заданий, поэтому есть возможность у учителя оценить работу каждого учащегося.

Т. А. Говоровская, Л. В. Сивец, МБОУ "Вешенская СОШ", Ст. Вешенская, Шолоховский район, Ростовская область

Метки: Информатика