Тема: В мире кодов(Е ПМУЗ НСЖСЕ), 5 класс
Тема: В мире кодов(Е ПМУЗ НСЖСЕ), 5 класс
Цели:
Обучающие:
- Ввести определение понятий код, кодирование, декодирование
- Познакомить учеников с разными способами кодирования информации
- Познакомить с различными кодировками
Развивающие:
- Развить внимание, память, любознательность, интерес к предмету
- Развить самостоятельность в принятии решения, фантазию
Воспитывающие:
- Воспитать уважение к товарищам через совместную работу
- Воспитать усидчивость
- Научить слушать и слышать окружающих
Задачи:
- Законспектировать необходимый материал в тетрадь
- Разделиться на группы по 4 человека
- Раскодировать текст, применяя правила кодирования
- Изобрести свою кодировку и составить по ней задание для группы соперников
Методы: частично-поисковый
Тип урока: изучение нового материала
Форма работы: групповая
Оборудование: проектор, компьютеры, карточки, презентация в Power Point.
Список литературы и Интернет-ресурсов:
1. Босова Л. Л. Информатика: учебник для 5 класса
2. http://files. school-collection. edu. ru/dlrstore/f63aaa33-f34e-4fa3-b609-cfc0a60d5c7f/%5BINF_020%5D_%5BQS_04%5D. html
3. : http://files. school-collection. edu. ru/dlrstore/45feebc1-25f8-4065-a4fd-d88ee19b66c0/%5BINF_020%5D_%5BQS_05%5D. html
4. http://files. school-collection. edu. ru/dlrstore/c521f6aa-2560-4c11-833b-7b51afc8df32/%5BINF_020%5D_%5BQS_06%5D. html
Ход урока:
- Организационный момент. (2мин)
Цель: настроить учеников на работу
Учитель: Здравствуйте! Какое у вас сегодня настроение?
Ученики: Отличное!
Учитель: Присаживайтесь. Начнем урок.
- Подготовительный этап. (4мин)
Цель: актуализировать знания учащихся
Вопросы:
Учитель: Прежде чем начать изучение новой темы, давайте вспомним основные определения, которые вы уже усвоили. Что такое информация?
Ученик: Информация– это сведения, которые человек получает из окружающего мира.
Учитель: Молодец! А какие виды информации вы знаете?
Ученик: Числовая, текстовая, графическая, Звуковая, Видеоинформация.
Учитель: Хорошо. Все помните! Какие действия с информацией можно совершать?
Ученик: Передача, хранение, обработка информации– это действия с информацией.
Учитель: Молодцы!
- Мотивационный этап(3мин)
Цель: заинтересовать учеников изучением темы
Учитель: Ребята, посмотрите на доску. Какова тема нашего урока?
На доске записано: Е ПМУЗ НСЖСЕ
Ученики затрудняются . Что же здесь написано? Пытаются дать ответ
Ученики: Шифр какой-то. Абракадабра.
4. Ориентировочный этап. (20мин)
Цель: ввести определение понятия код
Учитель: Как по-другому назвать слово ШИФР?
Ученик: Код.
Учитель: Молодчина. А что такое код?
Ученики пытаются дать определение слову код.
На слайде №3 появляются определения понятия код. Выписываем все в тетрадь. Выучить любое понравившееся.
Учитель: Что такое кодирование?
Ученики пытаются дать определение. Записывают наиболее правильное.
Тогда декодирование, что такое?
Ученик: Наоборот, расшифровка кода.
Учитель: Конечно, запишите определение сами. Ваши варианты сверим с правильным определением.
Теперь, ребята, давайте послушаем посмотрим информацию о том, как кодируется информация голосовыми связками при устном общении, при почтовой пересылке.
Учитель: Какие существуют виды кодирования информации, вы еще узнаете. Сегодня рассмотрим некоторые виды: Азбука Морзе, Флажковая азбука, Шифр Цезаря.
Делимся на группы по 3 человека. Каждая группа получает задание на карточке:
Карточка-задание№1
Карточка-задание№2
Карточка-задание№3
Задание по составлению собственного кода группы расшифровывают сразу же.
5. Этап закрепление материала. (7мин)
Цель: уметь декодировать информацию, применяя правила кодирования
На компьютере каждого ученика открыта ссылка на электронный образовательный ресурс. Ученики расшифровывают пословицы.
Ссылки на задание:
Пословица №1: http://files. school-collection. edu. ru/dlrstore/f63aaa33-f34e-4fa3-b609-cfc0a60d5c7f/%5BINF_020%5D_%5BQS_04%5D. html
Пословица№2: http://files. school-collection. edu. ru/dlrstore/45feebc1-25f8-4065-a4fd-d88ee19b66c0/%5BINF_020%5D_%5BQS_05%5D. html
Пословица№3: http://files. school-collection. edu. ru/dlrstore/c521f6aa-2560-4c11-833b-7b51afc8df32/%5BINF_020%5D_%5BQS_06%5D. html
Учитель: Ну, ребята, какая из трех кодировок, изученных сегодня, поможет нам разгадать тему урока?
Ученик: Шифр Цезаря.
Учитель: Вперед, декодируем этот код
Ученик: В мире кодов.
Учитель: Молодцы! Где еще вы встречали коды? В своем дневнике видели?
Ученик: Да, оценки за урок!
Учитель: Декодируйте отметку 5, 4, 3.
Ученик: Отлично, хорошо…. .
Учитель: Отметка 3-это удовлетворительно. Умницы!
6. Домашнее задание. (4мин)
Цель: отработать навык кодирования и декодирования информации
Учитель: Ребята, знаете, что такое ребус? Все пробовали его разгадать?
Вот и потренируетесь дома, выполнив задание из учебника:
$1. 6 Вопросы 1-4.
Всего доброго! До свидания!
М. В. Ванцай, МБОУ СОШ № 14, г. Иркутск
Метки: Информатика