Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Тема: Компьютерная графика. Графический редактор Paint. 5 класс

Тема: Компьютерная графика. Графический редактор Paint. 5 класс

Тип урока: урок новых знаний

Формы и методы работы: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа, практическая работа. Проблемно-поисковый, наглядный метод.

Задачи урока:

I. Образовательные:

Ø Обобщить представления учащихся об этапах создания текстовых документов.

Ø Расширить представления о видах задач по обработке информации, связанных с изменением формы ее представления за счет графики.

Ø Дать учащимся конкретные представления о компьютерной графике, графической информации, о программе, с помощью которой обрабатывается графическая информация, рассмотреть интерфейс программы, познакомить с инструментами графического редактора.

Ø Акцентировать внимание на графических возможностях компьютера.

Ø Формировать знания, умения и навыки работы с инструментами графического редактора Paint.

II. Развивающие:

Ø Развивать творческие способности, память, внимание, воображение навыки самостоятельной, групповой и парной работы.

Ø Развивать мотивационный компонент учебной деятельности через создание эмоционального настроя.

Ø Развивать самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку и взаимооценку.

III. Воспитывающие:

Ø Воспитывать аккуратность, терпение, усидчивость, самостоятельность и коммуникативные умения и навыки.

Ø Воспитывать умение рационально использовать время урока.

Материалы и оборудование:

1. Компьютеры IBM PC с системой MS Windows и графическим редактором Paint

2. Мультимедийный проектор.

3. Рабочие тетради. Л. Л. Босова. – М. :БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

4. Карточки учета знаний (палитра).

5. Кроссворд.

6. Мультимедийная презентация по теме урока.

План-конспект урока:

Этапы урока (время)

Деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учащихся

1. Организационный (2 мин)

Цель: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически приготовить учащихся к общению и предстоящему занятию

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Пожелаю я для всех

Пусть впереди вас ждет успех.

Ваш светлый ум и сердце доброе

Мы в путь с собой возьмем

Ну что ж, друзья, удачи вам

Скорей урок начнем!

Сегодня у нас не совсем обычный урок, мы с вами превратимся в художников! Но у настоящего художника должна быть палитра и краски!? Чем больше художник использует в своей работе красок, тем лучше его картины!

Перед вами на столах палитра красок, но краски еще не использованы, их вы будете открывать в процессе урока, а то сколько цветов вы сможете применить на уроке, будет зависеть только от вашего внимания и знаний.

Подпишите свои палитры на обратной стороне.

Встают. Приветствуют учителя. Удобно располагаются.

Подписывают палитры.

2. Актуализация знаний (7 мин)

Цель: обобщить представления учащихся об этапах создания текстовых документов; и проверить правильность, полноту и осознанность приобретенных ранее знаний, мотивировать и мобилизовать силы учащихся.

Чтобы открыть первые цвета на палитре нам нужно вернуться к теме прошедших уроков – «Обработка текстовой информации».

У каждого из вас на столе лежит кроссворд, возьмите его и прежде всего, подпишите. Разгадайте кроссворд «Обработка текстовой информации».

На разгадывание кроссворда 5 минут.

Поменяйтесь кроссвордами и давайте проверим, что у вас получилось.

Один из вас будет записывать ответы у доски.

Кто не допустил ни одной ошибки может в своей палитре открыть 3 цвета.

Кто допустил 1-2 ошибки – 2 цвета.

Кто 3-4 ошибки – 1 цвет.

Берут кроссворды.

Разгадывают кроссворд.

Взаимопроверка.

Открывают цвета на палитре.

3. Целеполагание и мотивация (3 мин)

Цель: поднять мотивацию учащихся к участию в процессе познавательной деятельности, организация активной, самостоятельной и результативной работы каждого ученика при решении учебно-познавательных задач.

Первые цвета уже открыты, можно начинать рисовать.

Ребята, откройте свои альбомы для рисования. Я думаю, что вы не забыли их взять на урок?

Ученики: а зачем нам альбомы, мы же на уроке информатике?

Учитель: как зачем? А где же мы будем сегодня рисовать?

Ученики: Мы думаем, что для этого нам альбомы не нужны. В компьютере есть специальные программы для рисования.

Учитель: Ну, вот хотела вас запутать, но ничего не получилось. Молодцы!

Программу "Художник" начнем изучать.

Друг другу мы будем всегда помогать,

Чтоб лучше учиться и больше узнать.

Учитель: Ребята, а вы обратили внимание на то, что при разгадывании кроссворда не все слова относились к теме?

Ученики: Да.

Учитель: Какое это слово?

Ученики: Графика.

Учитель: А как вы думаете, оно случайно здесь было?

Ученики: думаем, что нет.

Учитель: А что такое графика?

Ученики:

Учитель: Так о чём мы будем с вами сегодня говорить?

Ученики: О графике. А так как мы на уроке информатике, то вероятно о компьютерной графике и программах с помощью которых мы сможем рисовать.

Учитель: Правильно.

Сегодня вы узнаете:

1. Что такое компьютерная графика.

2. Какая программа позволяет обрабатывать графическую информацию.

А также научитесь создавать простейшие рисунки.

В конце вы оцените свою работу.

Тема сегодняшнего урока «Компьютерная графика. Графический редактор Paint»

Запишем в тетради число и тему урока.

Ответы учеников

Записывают тему урока.

4. Усвоение новых знаний

(10 мин)

Цель: дать учащимся конкретные представления о компьютерной графике, графической информации, о программе, с помощью которой обрабатывается графическая информация, рассмотреть интерфейс программы, познакомить с инструментами графического редактора.

Актуальность темы

Что вы понимаете под компьютерной графикой?

Компьютерную графику применяют представители самых разных профессий: архитекторы при проектировании зданий; инженеры-конструкторы при создании новых видов техники; астрономы при нанесении новых объектов на карту звёздного неба; модельеры при конструировании новых моделей одежды; мультипликаторы при создании новых мультфильмов; специалисты по рекламе.

Важно, что при использовании программ компьютерной графики, как и программ обработки текстов, нет необходимости брать новый лист бумаги, чтобы из-за допущенной ошибки начинать все сначала. Неправильный фрагмент (элемент) просто удаляется из памяти компьютера, и работа продолжается дальше.

Средства компьютерной графики позволяют избавиться от утомительной и кропотливой работы, выполняемой при построении изображений вручную.

Учитель: Кто сможет дать определение, что такое компьютерная графика?

Ученики: Компьютерная графика – это изображения, созданные при помощи компьютера.

Учитель: Правильно.

Запишем в тетрадь: Компьютерная графика – это изображения, созданные при помощи компьютера.

Объяснение нового материала

Мы познакомимся с простейшей программой, которая позволяет обрабатывать графическую информацию – это графический редактор Paint.

Как вы думаете, что можно сделать с помощью графического редактора?

Графический редактор – это программа, предназначенная для создания и редактирования картинок, поздравительных открыток, рекламных объявлений, приглашений и различных иллюстраций.

Учитель:

Запишем в тетрадь:

Графический редактор – программа для создания и редактирования рисунков.

Чтоб найти программу эту,

Нет нужды гулять по свету;

Чтобы ты ее нашел,

Рассмотри РАБОЧИЙ СТОЛ!

Жму на ПУСК внизу экрана –

Раскрывается МЕНЮ;

Надо выбрать там ПРОГРАММЫ

Мышку снова применю.

Хоть программ здесь очень много,

Мы идем своей дорогой:

В этот списочек войдем,

Там СТАНДАРТНЫЕ найдем.

Вот еще МЕНЮ раскрылось;

Мышь сюда переместилась.

Выберем строку мы с вами

Ту, где баночка с кистями,

PAINT написано на ней;

Здесь – Художник для детей.

И так, давайте запишем в тетрадях, алгоритм запуска программы Paint.

Запуск программы:

Пускà Программыà Стандартныеà Paint.

Раскрывается окно.

Сколько здесь всего дано!

На ПАЛИТРЕ много красок

У Художника лежит;

Инструментов столько разных

Сбоку на окне висит;

Сверху надписи здесь есть –

Нужно будет их прочесть.

Справа, возле уголка,

Три знакомые значка:

Минус, крестик и квадрат,

С ними встретиться ты рад?

Знаешь, как они важны ■

И программам всем нужны.

Учитель: После запуска программы Paint на экране компьютера открывается его окно, основные элементы которого показаны на слайде (изучаются элементы окна).

А сейчас проверим, как вы запомнили элементы окна?

Открываем рабочие тетради на странице 84 задание №52. Соедини стрелками надписи с соответствующими им элементами рисунка.

Проверим правильность выполнения работы.

Снова берем свою палитру: если вы не допустили ни одной ошибки, то открываем еще 2 цвета; если допустили 1-2 ошибки – 1 цвет; если 3-4 – то, вы не можете открыть новый цвет.

Ответы учащихся.

Записывают определение в тетрадь.

Предположения учащихся.

Записывают определение в тетрадь.

Показ слайдов презентации.

Произносят и записывают алгоритм в тетрадь

Слайд

Слайд

Работа в тетради.

Один ученик работает у доски.

5. Физкультминутка ( 1 мин)

Мы немного отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

На опушке зайка ждет.

Зайка прыгал под кустом,

Приглашая вас в свой дом.

Руки вниз, на пояс, вверх,

Убегаем мы от всех.

Ученик проводит зарядку.

. Продолжение изучения новой темы.

Ребята, мы продолжим изучение темы за компьютерами.

Прежде чем мы сядем за компьютеры, давайте вспомним ТБ при работе за компьютером.

А сейчас вы усаживаетесь поудобнее за своими компьютерами.

Сели правильно: спину выпрямили, ноги поставьте под углом 90º. Расстояние от глаз до экрана монитора не меньше 50-60 см.

1. Запустите программу графического редактора Paint.

Рабочая область – место, где вы будете рисовать. Ваш рисунок может быть маленьким и занимать небольшую часть рабочей области, а может быть таким, что для доступа к его отдельным ча-стям придётся использовать полосы прокрутки.

Найдите в меню Рисунок и выберите пункт Атрибуты и с его помощью установите разметы белого холста по ширине 20 см и высоте 15. Обратите внимание, что полосы прокрутки отсутствуют. Теперь измените размеры холста: ширина 30 см и высота 20 см. Полосы прокрутки присутствуют.

Выбор цвета. Посмотрите на палитру. Справа набор разных красок. Слева имеются два квадратика. Верхний основной – тот, ко-торым вы будете рисовать по холсту, – он устанавливается щелчком левой кнопкой мыши на палитре. Попробуйте установить другой цвет, например красный. Фоновый цвет – этот цвет как бы подкла-дывается под белый холст и проявляется при использовании ин-струмента Ластик, а так же в некоторых других ситуациях – он устанавливается щелчком правой кнопкой мыши на палитре. По-пробуйте выбрать зелёный цвет. Возьмите ластик, активизировав его и поработайте им. Что у вас получилось.

По умолчанию используется чёрный основной и белый фоновый цвет.

Панель инструментов. Рассмотрите внимательно панель ин-струментов. На уроках рисования, вы скорее всего, пользовались карандашами, кисточками. Похожие инструменты есть и в графиче-ском редакторе.

Карандаш (его цвет выбирается на палитре).

Кисть (один из двенадцати вариантов кисти выбирается в до-полнительном меню настройки).

Распылитель (можно выбрать один из трёх вариантов).

Если при работе с инструментами Карандаш, Кисть, Распылитель и Заливка вы нажимаете левую кнопку мыши, то изображение выполняется основным цветом. Если нажимаете правую – фоновым.

Ещё мы сегодня познакомимся с инструментами Линия и Эллипс. Это инструменты чертёжника.

С помощью инструмента Линия удобно проводить прямые линии (отрезки). Для этого следует предварительно выбрать ширину линии (один из пяти вариантов меню настройки), щелкнуть кнопкой в начальной точке и перетащить указатель мыши в нужном направлении. Для изображения вертикальной линии, горизонтальной и линии с наклоном в 450при их создании следует удерживать нажатую клавишу Shift.

Активизируйте инструмент Эллипс. На панели инструментов появляются три возможных способа заполнения: 1. Без заполнения, контур выполняется основным цветом; 2. заполнение фоновым цветом, контур выполняется основным; 3. и контур и заполнение выполняется основным цветомЕсли вы хотите нарисовать Круг, то необходимо нажать на клавишу Shift и удерживая её нарисовать круг.

Ширину контура можно изменять. Для этого необходимо активизировать инструмент линия и в его меню настройки выбрать требуемую ширину.

Мы немного потренировались рисовать основные элементы. Очисти весь экран.

Рисунок/Очистить.

Слайд

Ученик убирает лишние картинки

Занимают рабочие места за компьютером.

Запускаю программу

Следуют согласно учителю

6. Закрепление знаний (16 мин)

Цель: закрепить в памяти учащихся знания, которые они приобрели в ходе теоретического изучения материала, способствовать формированию у учащихся умений и навыков при работе с инструментами графического редактора

Ребята! А какое время года Вы любите больше всего?

А я лето. Поэтому предлагаю вам с помощью овала и кисти нарисовать Гусеницу, которая состоит только из овалов и линий.

Но прежде, чем приступить к работе, давайте немного помечтаем. Закройте глаза и посчитайте до трёх. (Звучит музыка Лето).

Ну как представили себе лето?

Приступаем все к работе.

(во время работы учащихся звучит спокойная музыка).

Молодцы!

Рисунок сумеем запомнить мы в ФАЙЛЕ,

Названье которого мы записали;

Когда этот файл мы потом прочитаем

То сразу же нашу картинку узнаем!

Сверху слово ФАЙЛ найдешь,

Мышку ловко подведешь,

Кнопку левую нажмешь

И в табличку попадешь.

СОХРАНИТЬ КАК выбирай,

Левой кнопкой подтверждай,

Найди папку ты свою

Имя пишешь побыстрей,

А теперь нажми "О'Key!".

Вот и выполнен заказ.

Рисуют гусеницу.

Сохраняют рисунок

Слайд

Гимнастика для глаз ( 1 мин)

Слайд

Работа в РТ:

В рабочей тетради на странице 85 задание №53.

Вы должны подписать только те инструменты, с которыми мы сегодня познакомились.

Проверяем.

Кто не сделал ни одной ошибки – добавляет в палитру еще два цвета; а кто допустил 1-2 ошибки, тот ничего не получает.

Один ученик работает у доски

Самопроверка.

7. Подведение итогов урока. Рефлексия.

(3 мин)

Цель: подвести итог урока, оценить работу учащихся, создать условия для самооценки учебной деятельности, закрепить положительные эмоции от познания нового.

А теперь посчитаем, кто сегодня всех больше использовал на уроке красок, а значит показал отличные знания материала и стал настоящим художником.

Если вы открыли 7-6 цветов – вы получаете оценку «5».

Если 5-4 цвета – «4».

Если меньше 4 цветов – «3».

Поднимите руки, кто заработал оценку «5»; «4»; «3».

Эти оценки вы и поставите себе в дневники, когда будете записывать домашнее задание.

Ребята, на палитре у вас есть недорисованное лицо человечка. Что не хватает? Давайте пофантазируем и дорисуем ему ротик и человечек отразит ваше настроение и покажет было ли вам интересно на уроке.

Например, мне было очень интересно с вами работать.

Поднимают руки

Показывают настроение

8. Информация о домашнем задании (2 мин)

Цель: сообщить учащимся о Д/з и разъяснить методику его выполнения.

Открыли дневники и записали домашнее задание.

Домашнее задание: нарисовать рисунок с помощью


Те, у кого есть компьютеры, нарисуйте рисунок на любую тему и распечатайте его или принесите на электронном носителе. Если же нет компьютеров дома, то задание выполните как обычно в компьютерном классе.

А вот, что у меня получилось.

(в это время учитель расписывается в дневниках за оценку).

Удачи в изучении информатики!

Записывают домашнее задание

Слайд

Список используемой литературы:

Босова Л. Информатика и ИКТ. Учебник для 5 класса. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

Босова Л. Рабочая тетрадь для 5 класса. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

Босова Л. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

Н. В. Литвинова, МОУ СОШ №3, Красный Кут, Саратовская область

Метки: Информатика