Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Информатика
  • Интегрированный урок русского языка в 5 А классе по теме «Текст. Строение и редактирование текста»

Интегрированный урок русского языка в 5 А классе по теме «Текст. Строение и редактирование текста»

Интегрированный урок русского языка в 5 А классе по теме «Текст. Строение и редактирование текста»

Цель:

  • обобщить и закрепить основной программный материал;
  • развивать познавательный интерес, творческую активность, логическое мышление и внимание обучающихся;
  • формировать навыки редактирования текста, используя знания по информатике и русскому языку;
  • повысить интерес к урокам русского языка;
  • ознакомить обучающихся с практическим применением знаний и умений редактирования текста.

Тип урока урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.

Вид урока интегрированный урок

Оборудование мультимедийная презентация;

раздаточный материал;

1. Организация начала урока

Учитель русского языка

Здравствуйте, ребята. Здравствуйте наши уважаемые гости. Сегодня у нас с вами не обычный урок, а урок, который проведут 2 учителя и 11 друзей.

Учитель информатики

Да, да. Посмотрите, как бьются сердца у наши помощников-компьютеров. Их сердца бьются так же, как и наши. И так же, как мы помогаем друг другу, они будут сегодня помогать нам.

Учитель русского языка

«Золотая рыбка»

На столе стоит аквариум, в нем находятся картонные рыбки золотистого цвета.

Из ватмана вырезаны контуры большой рыбы

(прорисованы только глаза и рот).

Нам всем хочется поймать «золотую рыбку», которая исполнит все наши желания. Я попрошу каждого подойти к аквариуму и поймать свою «золотую рыбку». Загадайте желание на сегодняшний урок. Теперь попытаемся сделать из маленьких рыбок одну огромную «золотую рыбку» (учащиеся приклеивают маленьких рыбок, которые выполняют роль чешуи).

И пусть все желания, которые вы загадали, сбудутся. А с помощью этой «золотой рыбки» нам на уроке будут сопутствовать удача и успех!

2. Сообщение темы и цели урока

Учитель русского языка

Сегодня на уроке мы с вами повторим понятие «текст», вспомним признаки текста.

Учитель информатики

Будем учиться редактировать текст на компьютере и даже совершим виртуальную экскурсию в типографию и попробуем себя в роли редакторов, корректоров и художников.

3. Обобщение и систематизация знаний

1. Работа с понятием «Текст»

Ключевым понятием нашего урока является слово «текст».

Дома вы должны были определить по этимологическому словарю первоначальное значение этого слова. Какого оно? «Текст»-ткань, сплетение.

Перед вами кусочек ткани и лист с напечатанным на нём текстом.

Как вы думаете , что общего между этими предметами? (Кусочек ткани состоит из множества нитей, крепко скреплённых между собой; текст также состоит из нескольких предложений, которые связаны между собой.

Любая ли группа предложений будет являться текстом?

Нет. Текст-это два и более предложений, связанных по смыслу и грамматически.

На доске появляется слайд «Признаки текста»

Текст-это два и более предложений, связанных по смыслу и

грамматически.

Признаки текста

1. Единство темы

2. Наличие главной мысли, идеи.

3. Относительная законченность.

4. Смысловая и грамматическая связь предложений в тексте.

5. Логическая связь частей.

Итак, делаем вывод, что такое текст.

2. Составление текста

Перед вами предложения. Вам необходимо пронумеровать предложения, чтобы получился текст.

1. Около неё возился медведь, стараясь добыть мёд из дупла дерева, росшего вплотную к скале.

2. Слева мы увидели липу.

3. Стоя на задних лапах он тянулся куда-то.

Как можно озаглавить этот текст?

На слайде и на листах у учащихся предложения. (Учащиеся самостоятельно работают, затем идёт проверка)

Кто правильно выполнил задание, поднимите зелёный смайлик, кто допустил ошибки – красный.

Запишите в тетради первое предложение. Давайте произведём разбор этого предложения.

4. Индивидуальная работа в паре по карточкам

Восстановить предложения ,чтобы получился отрывок из стихотворения.

1. На там дорожках неведомых

2. Зверей следы невиданных

3. Там курьих на избушка ножках

4. Стоит дверей окон без без

5. Синтаксический разбор предложений

Кого вы видите на картинке? Какие строчки известного вам произведения напоминает эта картинка? Приведите строчку из сказки А. С. Пушкина.

И днём, и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом.
Проверка индивидуальной работы по карточкам

Если всё исправили правильно, поставьте себе оценку «5», если допустили ошибки «4».

7. Работа с текстом (приёмы сжатия текста)

– Какие основные приёмы сжатия текста вы можете назвать?

– Давайте попробуем отредактировать текст, используя различные виды сжатия.

Перед учащимися текст. Они редактируют его. Затем идёт проверка. Для детей первый зимний снег – настоящее раздолье. Сразу же все выбегают на улицу и начинают строить снеговиков, играть в снежки, кататься на санках и лыжах. Главное, хорошо одеться, взять перчатки или варежки, чтобы снег не морозил руки. И вот уже можно лепить снежки, строить снеговую башню. Все радуются первому снегу, кроме водителей городского транспорта: им в этот день работать нелегко.

Первый снегопад – самый красивый. Снег нежный, чистый, лежит на земле, как белый пух. Все им укрыто: и дороги, и лужайки, и опавшая осенью листва. А вот животным и птицам не так-то легко теперь добывать свое пропитание из-под снега. Люди стараются помогать им – подкармливают, то есть оставляют корм там, куда приходят звери. А для птиц делают кормушки. Сделай и ты маленькую кормушку для птичек, помоги им зимовать.

8. Разгадывание кроссворда

Мы говорили о том,что предложения в тексте должны располагаться в определённом порядке,чтобы не нарушалась логика высказывания. А какие ещё нормы должны соблюдаться при построении текста? Сейчас мы вспомним виды ошибок , их условные обозначения и разгадаем кроссворд.

Г-грамматические

Р– речевые

Ёлка большая-непоследовательность

Ф– фактические

V-пунктуационные

П– повтор

I– орфографические

Учитель информатики

– Какое слово получилось у нас по вертикали?

– Кто это? Что он делает?

Определение толкования слова “редактор” в словарях по Интернету на сайте www. gramota. ru

Учитель информатики:

Теперь назовите, ребята, еще профессии, связанные с набором или редактированием текстов на компьютере. (Дети называют профессии: журналист, секретарь, корректор)

Учитель информатики:

Сейчас вам предстоит побыть в роли редакторов, исправляя на компьютере предложенный текст, но сначала вспомним с вами некоторые клавиши редактирования текста на компьютере.

Скажите, на какие группы условно можно разделить все клавиши? Алфавитно–цифровые – для ввода символов, служебные – для выполнения различных задач, удаления и т. д , клавиши управления курсором, цифровая клавиатура – для быстрого ввода числовой информации и функциональные.

Мы лишь знаем, что в разных программах за ними закреплены разные функции, команды. Хорошо, скажите, а что вообще указывает текстовый курсор? Место куда можно вводить или редактировать текст.

Скажите а для чего нужны команды? Для того чтобы компьютер знал что нам нужно.

Давайте вспомним команды, которые нам понадобятся для редактирования текста.

1. Вот стою я на странице

И хочу писать слова,

Жаль, что тут язык английский,

Помогите мне друзья.

( Shift + Alt )

2. Заголовок напишу буквами

заглавными,

Где ж найти их?

Столько букв

Только нет заглавных то.

( Caps Lock)

2. Два слова слились,

Что наделал – беда

Скорей разделите

Мне их детвора.

(Пробел)

4. Имя своё с большой буквы пишу,

Вот только как, я ни как не пойму.

( Shift + Т)

5. На новую строчку пора мне идти,

Ну, как же друзья мне туда перейти!

( Enter)

А теперь давайте проверим наши знания на практике.

Работа за компьютером

(Редактирование текста в текстовом редакторе WordPad. )

Из числа всей её челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим. Герасим роста двенадцати вершков, богатырём сложенный и от раждения глуханемой. Герасим жил один в небольшой избушке . Герасим был одорён необычайной силой. Работал за четверых. Работа спорилась в его руках.

Учитель русского языка:

Из какого произведения текст, который вы редактировали на компьютере? Кто его автор? ( И. С. Тургенев «Муму»)

”. Слайд демонстрирует иллюстрации книги и героев. )

А сейчас мы с вами будем выступать в роли корректоров. Найдите орфографические ошибки, допущенные в тексте.

От рождения – род, глухонемой– соединительная гласная о, одарён – дар.

Физминутка

Учитель информатики:

Давайте мы попробуем себя в роли художников-иллюстраторов (рисование на компьютере иллюстраций к произведению И. С. Тургенева «Муму») в графическом редакторе Paint.

Давайте вставим ваши иллюстрации из графического редактора в текстовый. Теперь мы смело можем сказать, что сегодня освоили не только профессию редактора, корректора, художника-оформителя, но работу верстальщика – человека, который оформляет книги, журналы, газеты, брошюры.

4. Подведение итогов урока

Учитель русского языка

Чем мы занимались сегодня на уроке?

Что нового узнали?

Какие произведения вспомнили?

Учитель информатики

Вы знаете, а у меня к вам вопросов нет. Вопросы по сегодняшнему уроку вам задаст компьютер и оценку поставит тоже он.

5. Самооценка знаний

Учитель русского языка

Как вы думаете, кому можно поставить оценку? Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Кто считает, что он работал в полную силу поднимите зелёный смайлик, а кто думает, что может работать лучше жёлтый, кому нужна наша помощь– красный.

Учитель информатики

А теперь я предлагаю вам оценить нашу работу. Если вам понравился урок , поднимите зелёный смайлик, если вам было не совсем комфортно– жёлтый. Ну а если не понравился урок, то красный.

6. Домашнее задание

Домашнее задание сегодня вы можете выбрать сами.

На красных листах задания повышенной сложности, на зелёных задания попроще и на жёлтых самые простые задания.

Вам предстоит самим оценить свои силы и выбрать задание по своим возможностям.

Р. А. Прядкина, МБОУ СОШ №2, З. В. Юрченко, МБОУ СОШ №2, ст. Суворовская, Предгорный район, Ставропольский край

Метки: Информатика