"Проектная деятельность как фактор формирования одаренности учащихся"

"Проектная деятельность как фактор формирования одаренности учащихся"

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач современной системы образования.

Уже в младшем школьном возрасте учащиеся нашей школы приобретают навыки самостоятельной элементарной проектной деятельности. Выпускники начальной школы способны самостоятельно собрать необходимую информацию по выбранной теме и поделиться своими знаниями с младшими по возрасту учащимися. Ребенок постепенно учится создавать на основе имеющихся описаний, текстов, сказок все более сложные образы и их системы.

Большую роль в ранней диагностике и развитии одаренности детей играют информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Одаренные дети в большинстве своем индивидуалисты, предпочитают трудиться в одиночку, поэтому при работе с ними применяются индивидуальные и коллективные формы работы (парные, групповые, командные).

Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, но в то же время нужно помочь одаренному ребенку вовремя выявить свой талант, а не закопать его в землю.

Одним из таких методов обучения является метод проектной деятельности. На мой взгляд, маленькой проектной деятельностью является обычное домашнее задание ученика по любому предмету. Ученик, готовя домашнюю работу, проходит все стадии подготовки проекта. Поэтому ему не составляет труда творчески подойти и к подготовке конкретного проекта.

Примером сказанного является работа моего ученика 6 класса, Ихсанова Ильяса. Ученикам его класса было дано задание на дом: создать мультфильм (анимацию) в программе PowerPoint на свободную тему. Программа PowerPoint была освоена на уроке и закреплена упражнением. Но ученик пошёл дальше в освоении программ, он самостоятельно изучил программу MovieMaker и понял её превосходство над программой PowerPoint.

Для создания своих героев ученик использовал пластилин, что позволяет изменять положение частей тела и снимать последовательно эти изменения фотоаппаратом. Так был собран материал (63 фотографии) для монтажа фильма. Получившиеся кадры были последовательно смонтированы в программе MovieMaker и настроены видеопереходы. В завершении работы были добавлены титры, надписи и звук. В результате получился полноценный фильм пусть и небольшого размера.

Данная работа предоставила ученику возможность самостоятельного исследования и реализации своих творческих наклонностей и возможностей в ходе создания реального компьютерного продукта, который может быть представлен широкой аудитории, что очень важно для всех детей, а особенно для одаренных детей, которые ожидают признания окружающих.

Работа над подобными проектами позволяет:

• развивать продуктивное мышление, а также навыки его практического применения, что позволяет учащимся переосмысливать имеющиеся знания и генерировать новые;

• нарабатывать профессиональные навыки при использовании современных компьютерных технологий;

• дает возможность приобщаться к постоянно меняющемуся, развивающемуся знанию и к новой информации, прививает им стремление к приобретению знаний;

• дает возможность свободно использовать соответствующие источники информации;

• дает возможность продемонстрировать свою работу своим сверстникам и вообще всем желающим:

• развивает чувство ответственности за свои действия.

Оптимальность метода обучения в виде «Проектной деятельности в условиях информационной среды» успешно подтверждает тот факт, что является фактом формирования одаренности учащихся.

Метки: Информатика